Рефераты. Развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 30-е гг. 20 в.

Многие районные и областные газеты использовали прием сравнения (что было и что есть), умело подбирая факты из жизни рабочих, показывая новую советскую действительность, жизнь рабочего, колхозника, интеллигента. Материалы печатались в подборках заметок, на разворотах, на целых полосах. «Вольная праца» 16 февраля 1940 г. разместила страницу «Наши достижения за четыре с половиной месяца в числах». Это яркий рассказ о жизни рабочих Белостока. 17 ноября 1940 г. «Красная звезда» вышла с разворотом «За 14 месяцев Советской власти». «Красная звезда» писала об успехах первых колхозов. 30 декабря была размещена полоса «Люди и дела колхоза «Путь социализма» Новогрудского района».

Жизни Красной Армии, ее борьбе против японских войск и финнов, подготовке к службе в Красной Армии посвящались целевые полосы: «Про Армию Красную, любимую и родную, песни поет народ» («Звязда», 1938, 30 января), «Могучая, грозная техника Красной Армии в верных, надежных руках» (1938, 23 февраля), «Беззаветное мужество, храбрость и преданность Советской Родине. Бесстрашные герои Хасанских боев» («Советская Белоруссия», 1938, 24 октября).

Журналист Г. Бояр на страницах «Звязды» выступил со статьями «Голод и война – программа германского фашизма» (1938, 1 января), «Колониальные требования фашистской Германии» (1938, 17 февраля), «Антифашистское движение в Германии» (1938, 16 мая). Автор разоблачал истинные цели фашистов, их захватническую политику, ложные обещания о расцвете «Великой Германии».

21 июня 1941 года. Субботние газеты были последними свидетелями мирного времени. «Витебский рабочий» разместил передовую статью «Экономичное образование кадров» – о работе экономических семинаров на витебских фабриках «КИМ», «Флаг индустриализации», Оршанском льнокомбинате; материал о подготовке к уборке нового урожая.

Это были повседневные заботы, ежедневные нужды. О приближающейся войне говорила только небольшая заметка заведующего военным отделам Оршанского ГК КП(б) Б В. Ласкина «Учения прошли организованно» об учениях Осавиохима района по борьбе с парашютными десантами.


5. Белорусская литература в 30-е гг. XX века


В октябре 1930 года начало работать Белорусское литературное объединение Красной Армии и Флота. Целью его было содействовать творческому росту новых литературных сил из армейских рядов, созданию художественных произведений на военно-оборонную тематику. В него вошли А. Александрович, А. Звонак, М. Чарот и другие белорусские писатели. В 1931 году объединение выпустило альманах «БелЛАЧАФ». В это же время (апрель 1931 года), в разгар коллективизации, было организовано объединение пролетарско-колхозных писателей.

Следует подчеркнуть, что процесс создания объединений профессиональных писателей сопровождался ростом количества литературных кружков, члены которых, как писала «Звязда», «должны были своим художественным словом организовывать волю и силу пролетариата на быстрые темпы соцстроительства» [16, с. 5].

Литературные объединения выявляли новые писательские дарования, развивали их творческую активность. Многочисленные публикации по актуальным проблемам социалистического строительства, регулярные выступления в рабочих коллективах, учебных заведениях, среди сельского населения, споры о путях дальнейшего роста и совершенствования белорусской советской литературы являлись важными факторами развития художественного творчества людей. В сентябре 1930 года Гомельский филиал Белорусской ассоциации пролетарских писателей обратился к литераторам Минска и Бобруйска с призывом максимально активизировать творческую деятельность. Речь шла о том, чтобы писатели внесли, возможно, более весомый вклад в осуществление планов социалистического строительства.

Существовавшие в 20-х – начале 30-х годов XX в. различные литературные течения и объединения нельзя оценивать однозначно – полностью одобрять или отрицать их деятельность. Здесь требуется дифференцированный подход. Несомненно, что основная направленность белорусской интеллигенции на решение задач социалистического строительства, отвлекала ее от комплексного освящения действительности в республике, замораживала темы психологического и личностного характера, не связанные с коммунистическими идеями. В результате, особенно к началу 30-х годов, официальные органы власти отмечали «кружковую замкнутость» в творческой среде. Их новой целью в достижении устранения «свободомыслия» стала идея к объединению литературных сил.

Уже в 1927 году предпринимались попытки создать единую Всебелорусскую федерацию писателей. Мысль о больших задачах литературы, которые возможно решить только совместными усилиями всех писателей, четко проходила на I съезде Белорусской ассоциации пролетарских писателей (ноябрь 1928 г.). Однако все это в то время не привело к каким-либо определенным организационным мероприятиям. Лишь после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (апрель 1932 г.) все литераторы, поддерживавшие платформу Советской власти и стремившиеся участвовать в социалистическом строительстве, были объединены в творческий Союз советских писателей [23, с. 213–214].

Период, прошедший со дня образования оргкомитета Союза советских писателей Белоруссии (1 июня 1932 г.) до I Всесоюзного съезда советских писателей, был насыщен большой творческой и организационной деятельностью по претворению в жизнь решений партии о литературе. На писательских пленумах заслушивались доклады крупнейших литераторов о творчестве своих коллег (Я. Коласа – о книге М. Лынькова «На красной нови», И. Харика – о поэме П. Бровки, К. Крапивы – о произведениях Т. Гартного и др.). Укреплялись связи белорусов с писателями России, Украины и других союзных республик. В июне 1934 года в Минске состоялся I съезд советских писателей Белоруссии. Подготовка к нему проходила в обстановке повышенного внимания к белорусской советской литературе и проблемам ее развития. Союзу писателей БССР был увеличен лимит на творческие командировки, в том числе и для рабочих-ударников, проявлявших литературные способности. Решен был вопрос об организации Дома творчества. В Союзе писателей БССР начал функционировать литературный кабинет, а при Библиографическом институте – литературный музей. В вузах устанавливалось 10 ежегодных стипендий имени М. Горького.

Вопросы подготовки к съезду обсуждались на собраниях партийного и комсомольского актива в Минске, Могилеве, Бобруйске, Орше и Витебске. ЦК КП(б) Б обязал горкомы и райкомы партии, ЦСПСБ и ЦК ЛКСМБ усилить массовую работу в фабрично-заводских коллективах и на селе, провести читательские конференции, литвечера, укрепить литературные кружки, чаще выпускать литературные страницы, всемерно добиваться широкого продвижения советской книги в массы трудящихся.

I съезд писателей БССР подвел итоги развития белорусской литературы за годы Советской власти. В Союзе писателей Белоруссии к этому времени состояло 69 членов и 26 кандидатов. В массовом литературном движении участвовало около 1000 человек. Вся работа съезда отличалась деловитостью, демонстрировала стремление белорусских писателей ярко отражать в своем творчестве жизнь трудового народа.

Крупным событием в идейно-художественной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, на котором Белоруссию представляли 26 делегатов. Он заложил основы и определил пути развития многонациональной и по сути своей интернациональной литературы нового общества во всех ее жанрах и стилевых направлениях. В связи с этим М. Горький говорил: «…Я считаю необходимым указать, что советская литература не является только литературой русского языка, это – всесоюзная литература… На всем пространстве Союза социалистических республик быстро развивается процесс возрождения всей массы трудового народа «к жизни честной – человеческой», к свободному творчеству новой истории, к творчеству социалистической культуры» [26, с. 15].

Съезд четко определил сущность социалистического реализма, провозгласив его основополагающим творческим методом советской художественной литературы. В принятом съездом Уставе Союза писателей СССР указывалось: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» [26, с. 716]. Следует отметить, что в методе социалистического реализма тесно переплетается диалектическое взаимопроникновение самого трезвого реализма и революционной романтики, сочетаются критическое и утверждающее начала.

Рождение Союза писателей СССР подвело итог периоду становления советской литературы, когда вслед за небольшой группой дореволюционных прогрессивных художников слова в литературу пришла из народа, из среды демократической интеллигенции талантливая молодежь.

В ноябре 1934 года ЦК КП(б) Б принял постановление «О мерах по укреплению литературного дела в БССР». Отметив общественно-политическую активность и организованность, проявленную белорусской делегацией на Всесоюзном писательском съезде, ЦК КП(б) Б одобрил проведенную Союзом писателей БССР, партийными и комсомольскими организациями большую массовую работу по популяризации материалов I Всесоюзного съезда советских писателей. Были намечены мероприятия по улучшению пропаганды советской книги, усилению воспитательной работы с творческой молодежью, укреплению литературных кружков, значительному увеличению издания произведений белорусских писателей в переводе па русский язык [24, с. 244]. Укреплялся кадрами Институт литературы и искусства АН БССР, увеличивались лимиты на творческие командировки. В Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Орше, Бобруйске, Речице, Червене и других городах и районах состоялись собрания партийного, комсомольского и профсоюзного актива, посвященного итогам I Всесоюзного съезда советских писателей.

Белорусская советская литература каждый год рождала новые произведения, новые имена. Стали еще более известными такие писатели, как Я. Купала, Я. Колас, 3. Бядуля. В 30-х годах XX в. в литературу пришли П. Панченко, А. Белевич, М. Калачинский, А. Бачила, Н. Аврамчик, Г. Нехай, С. Граховский, М. Сурначев, Э. Огнецвет, В. Кравченко, А. Стахович, В. Вольский, М. Климкович, развивалось творчество пришедших в литературу в 20-е годы XX в. писателей К. Крапивы, Э. Самуйленка, П. Бровки, П. Глебки, А. Кулешова, А. Жаврука, В. Витки, А. Астрейки, Р. Соболенки, Я. Скрыгана, X. Шинклера, М. Последовича, И. Гурского, Е. Романовича, К. Губаревича. Молодые писательские силы настойчиво искали новые творческие пути, разрабатывали актуальные проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.