Рефераты. Проект документального фильма о слепых детях

«Город слепых». Реж. Александр Сидоров. Россия, 2005 г.

Композиция фильма Александра Сидорова «Город слепых» схожа с книжной: фильм разбит на пролог, главы, эпилог. Вероятно, такое членение – прием контраста, ведь мы, зрячие, привыкли книги именно читать. А здесь ее можно и слышать. Большую роль играет дикторский текст, благодаря которому мы узнаем предысторию каждого героя, статистические факты…

В «Городе слепых» несколько конфликтов. Во-первых, конечно, конфликт между мирами: миром видящих глазами и миром видящих душой. Во-вторых, проблема адаптации невидящего человека к окружающей обстановке (поиск работы, семья, досуг и др.). Кроме того, можно увидеть конфликт между поколениями, а также между государством (да и народом) и незащищенными «другими», к категории которых относятся слепые. В фильме есть кадры из дореволюционной и затем советской истории: цех, где работают слепые, «слепой» оркестр, незрячие стахановцы… Некоторые кадры из современной съемки – и ситуация, в какой-то момент, может даже показаться хуже, чем в дореволюционное время (к примеру, недостроенный реабилитационный центр в Русиново). Чередование черно-белой и цветной пленки передают конфликтность ситуации.

В фильме много выразительных образов. Один из центральных – образ дороги. Слепые неуверенно ходят на прогулке, идут на работу на комбинат, едут на электричке… Расшифровать этот образ можно так: дорога – это жизненный путь человека, слепому очень трудно идти по дороге твердым и решительным шагом, и жизнь ему приходится «прощупывать» также осторожно, потихоньку. Далее, это образ подземного перехода. Он связан, на наш взгляд, с темнотой, с некоторым отчаянием, безвыходностью, даже тупиком. В фильме прозвучала фраза о том, что подземный переход не отпускает, затягивает. Еще один образ, правильнее даже тема – слепой и музыка. Слепые музыканты в переходах, оркестр из незрячих, семья Балашовых, Диана Гурцкая…Музыка и творчество показаны, как вернейшее средство от депрессии и один из способов реабилитации.

Лейтмотивом является тема счастья. Как для зрячих, так и для слепых счастье – это дети, семья, любовь, возможность работать и отдыхать, самоутверждаться.

Несмотря на тематику, в общем, весьма серьезную и печальную, фильм жизнеутверждающий. Показаны примеры успешных незрячих людей (депутат Смолин, мастер спорта Вика Потапова, певица Диана Гурцкая). Остальные герои фильма надеются на лучшее, т. е. на операцию, несмотря на множество преград. Надежда не умирает последней – она вообще не умирает.

«Слепая любовь». Реж. Юрай Лехотски. Словакия, 2007

Бывает любовь нежная, бывает смешная и даже слепая…. Картина рассказывает о чувствах незрячих. По словам создателей ленты, "найти свое

место в жизни непросто и людям с хорошим зрением, поэтому даже трудно представить, насколько труднее это сделать слепым".

Их взгляд на многoе – простой и чистый, часто очень веселый, остроумный. Они открывают «невидимые глубины» того, что же такое счастье.

В фильме четыре героя – незрячие люди, каждый со своей историей любви.

Петер работает учителем музыки в школе и готовит ребятишек к ежегодному выступлению, изо дня в день, репетируя с ними песню "Мистер Вальс". Придя домой, он обнимает жену, которая весь день вязала ему бирюзовый свитер. Они ставят чайник, включают радио и рассказывают друг другу обо всём, что произошло за день. Картина счастливой жизни двух пожилых людей? Пожалуй, да, если бы не одно но - они оба слепые.

Марко - импозантный мужчина за сорок, по происхождению - цыган. Он влюбляется в молодую девушку Монику, у них завязывается роман. Он называет её самой красивой девушкой на земле, она говорит, что не верит ему, на что он отвечает "Я же вижу". В итоге Моника беременеет, и ей приходится рассказать о своей связи родителям, на что те выдвигают ультиматум "или мы, или он". И всё потому, что он цыган. История любви, которая перебарывает любые обстоятельства, несмотря на то, что оба влюбленных слепы.

Елена - домохозяйка, у неё есть любящий муж и большие планы на будущее. У них с мужем скоро должен родиться ребёнок, и она размышляет о том, где поставит кроватку, как купит маленький комбинезончик, и как будет учить своё дитя приспосабливаться в этой суровой жизни. Но есть одно но - она ещё думает о том, что будет, если ребенок тоже родится незрячим, ведь если оба родителя не видят, то это часто передаётся и детям.

Сюзанна - обычная девочка-подросток. Она немного замкнутая, и ей очень трудно сходиться с новыми людьми, но у кого не было таких же проблём в её возрасте? У неё есть друг по переписке, которому она доверяет все свои тайны. Она мечтает с ним встретиться, и только одно её беспокоит, как он воспримет то, что она не может видеть.

Четыре очень простые истории, в которых самое важное - это человеческие чувства и отношения. Каждая из них - это в меру трагичное отражение кипящей вокруг жизни, и, казалось бы, что нет никакой связи между ними, но есть одно но.

Если человек лишается одного из чувств, то остальные обостряются. Человек начинает лучше чувствовать других, и путь к взаимопониманию становится чуть короче. И эти четыре истории как раз об этом, о том, что люди, которым ежедневно приходится противостоять враждебной среде, не теряют способности верить, надеяться и любить. А этому, пожалуй, стоит поучиться многим из зрячих. Метафора этой борьбы - это вода, которая в том или ином качестве появляется в каждой их новелл. Вода как будто отделяет героев от окружающего мира, оставляя их наедине со своими проблемами. Тема жизни слепых людей интересна тем, что позволяет заглянуть в их тайны. Рождение человека «в темноте» вызывает много экзистенциальных вопросов. Самый главный вопрос – где же для них источник счастья. Их мир обделен зрением, но, возможно, он более духовный… И именно они находят истинное счастье.

Таким образом, мы видим, что героями всех просмотренных нами фильмов являются слепые люди, но проблема в них рассматривается с разных граней, сторон. В одних – это тема взаимоотношений, в других преодоление трудностей, встречающихся на пути незрячих людей. Но, в основном, в этих фильмах затронута тема одиночества.

Конечно, каждый автор видит своего героя по-своему, и пытается донести до зрителя свое видение проблемы. Одно можно сказать точно, что каждый из режиссеров делает это только с одной целью – чтобы обществу стало ясно, что слепые люди такие же, как мы, и порой им не хватает понимания и простой человеческой теплоты, но ни в коем случае жалости. Незрячий человек не ищет ее, он не хочет чувствовать себя ущербным, ущемленным, а просто быть обычным человеком, только немного иным.

Хочется отметить, что просмотр данных фильмов прошел не впустую, и дал нам определенных знаний (как технических, так и жизненных). Мы поняли, какие моменты будут наиболее интересны зрителю (усердное стремление мальчика в каких-либо делах), и какие моменты делать и снимать не стоит (нельзя давить и расспрашивать именно о «дефекте»). Для нас стало очевидным, что именно будет «сухим» материалом, то есть то, что уже и так много раз снимали, а что наоборот нужно «поймать». Да и вообще, нам стало более понятно, как нужно общаться и вести себя рядом с незрячими людьми. Самым главным здесь, как мы считаем, нельзя ни в коем случае проявлять к слепым чувство жалости, как к ущербному человеку (это только оттолкнет вас от слепого). Нужно всем своим присутствием показывать, что вы держите их на своем уровне, ничем их не отделяя от себя, не чертя границу между собой и ими. Мы считаем, что просмотр документальных фильмов и работа над съемками дали нам определенный багаж знаний и, в каком-то смысле, опыт.

Глава III. Работа над созданием документального фильма о слепых детях.

§1. Концепция документального фильма о слепых детях


Какие ассоциации у нас вызывает слово «слепой»? Традиционный ассоциативный ряд: калека, инвалид, беспомощный, нищий, тросточка, просящий милостыню, неработающий, униженный… Но в настоящее время представлять себе подобным образом инвалида по зрению, по меньшей мере, неправильно.

Зачастую, люди не знают о том, что незрячие люди - прекрасные, ответственные работники. Да, пусть их надо по-другому учить, да, учить немного дольше и работу они выполняют медленней, но ведь выполняют же качественно, профессионально.

Своим фильмом мы хотим опровергнуть широко распространившийся миф о том, что инвалиды по зрению ничего не умеют делать самостоятельно: не стирают, не гладят, не готовят, не совершают покупок.

Главный герой нашего фильма воспитанник школы-интерната. Это удивительный и талантливый мальчик 11 лет, завоевавший, благодаря своему прекрасному голосу, немало наград в нескольких городах нашей страны. Сила его духа поражает – за его короткую жизнь с ним успело произойти несколько трагических событий. В семимесячном возрасте его родители обнаружили, что их сын слепнет и множество операций этого не предотвратили. Кроме того, пока мы начали вести съемки нашего фильма, его мама скончалась. Разумеется, это стало очередным ударом для Артема. Все это тяжело для мальчика такого возраста, но он находит в себе силы справляться с ними. Он говорит, что в этом ему помогает музыка и недавно появившиеся друзья (до поступления в школу-интернат у него абсолютно не было друзей, он не общался со сверстниками, так как те предпочитали его избегать из-за его «недуга»). Его сила духа настолько велика, а поддержка друзей и надежда не оставляют места сомнению, что в итоге он наверняка сможет справиться с любыми неприятностями.

Нашим фильмом мы хотим опровергнуть стереотип, сложившийся после просмотра документальных фильмов, в которых показано, что слепые люди совершенно никому не нужны, совершенно одиноки и не интересны как личности.

Прежде всего, в фильме мы хотим показать, что слепые люди, а в нашем случае дети, ничем не отличаются от обычных детей. Они также переживают из-за оценок, также резвятся во дворе, имеют много друзей, влюбляются и, самое главное, учатся делать все это своим сердцем. Конечно, они сталкиваются с рядом возникших проблем (в связи со своей физиологией), но

это их не особо тревожит, и уж тем более, не огорчает. Они верят в свое светлое и радостное будущее, зная, что рядом всегда найдется дружеское плечо.

§2. Сценарная заявка


Перед тем, как приступить к съемкам нашего фильма, мы написали сценарную заявку. В ней мы описали важные моменты, которые будут использованы при съемке, то есть то, что мы хотим снять и что хотим показать зрителю. Опишем главных героев, эпизоды, которые хотим поймать в кадр т.д.

Сценарная заявка на фильм «Видеть душой»

В нашей стране живет много разных и непохожих друг на друга людей. Мы вечно куда-то спешим и порой не замечаем тех, кто отличается от нас. А точнее будет сказать, людей с ограниченными возможностями, которым государство присваивает статус «инвалид по зрению». Тех, кого принято называть слепыми.

Эти люди живут точно так же как и мы, зрячие люди. И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Окружающий нас мир также интересен и значим для слепых.

Главным героем нашего фильма будет Артем Батуев, воспитанник школы-интерната г.Перми. Это удивительный и талантливый мальчик 11 лет, завоевавший, благодаря своему прекрасному голосу, немало наград в нескольких городах нашей страны. Сила его духа поражает – за его короткую жизнь с ним успело произойти несколько трагических событий. В семимесячном возрасте его родители обнаружили, что их сын слепнет и множество операций этого не предотвратили.

Мы планируем снять фильм о слепом ребенке, воспитывающемся в пермском специализированном интернате, показав при этом, что он не отвержен и не одинок (этот взгляд преобладает в документалистике), а наоборот - у него есть истинные друзья и поддержка. Своим фильмом мы хотим опровергнуть широко распространившийся миф о том, что инвалиды по зрению ничего не умеют делать самостоятельно.

Мы хотим показать, что людям с ограниченными возможностями намного труднее адаптироваться в нашем непростом мире. Но, несмотря на все трудности и преграды, они, переступая через свои страхи и комплексы, добиваются своих целей и находят свое место в жизни. А 11-летнему мальчику дается это с двойным усердием.

Да, все что делает Артем, дается ему тяжело и некоторые вещи даются ему далеко не с первой попытки, но он находит в себе силы справляться с ними. Он говорит, что в этом ему помогает музыка и недавно появившиеся друзья (до поступления в школу-интернат у него абсолютно не было друзей, он не общался со сверстниками, так как те предпочитали его избегать из-за его «недуга»). Его сила духа настолько велика, а поддержка друзей и надежда не оставляют места сомнению, что в итоге он наверняка сможет справиться с любыми неприятностями.

Нашим фильмом мы хотим показать, что обычные люди порой не замечают тех вещей, которые «видят» слепые люди. И что, имея настоящих друзей, раскрасить мир под силу даже тому, у кого вся жизнь проходит в темноте.

Фильм будет снят методом длительного наблюдения. Так как нашего фильма слепой, то особое внимание будет уделено звукоряду. Метраж фильма 43 минуты.

Начало формы

Заключение


В данной курсовой работе мы провели обзор источников, посвященных истории отношения общества к слепым людям, а также обозначили современное состояние проблемы. Для этого мы проанализировали и сопоставили научные источники и журналистские публикации (сюжеты ТВ), указав, на какие моменты проблемы слепых людей обращают внимание их авторы.

Мы просмотрели документальные фильмы, по интересующей нас проблеме. Некоторым из них мы дали небольшую характеристику, указали, какие именно аспекты проблемы затронуты в них. Несколько фильмов мы подробно проанализировали, указали на их образы, лейтмотивы, пытались понять, что авторы хотели донести до зрителя.

Также нами были просмотрены рецензии, мнения, отзывы и критика на данные фильмы.

Перед тем, как начать съемку нашего фильма, мы написали сценарную заявку, чтобы заранее понять – что именно мы хотим снять в этом фильме, и что хотим с помощью него донести до зрителя.

Далее нами была проведена сама съемка фильма, которая производилась в стенах (и не только) школы-интерната для слепых и плоховидящих детей. Так как герой нашего фильма слепой, то в большинстве случаев, он даже не знал, когда съемка велась, а когда нет. Поэтому в фильме нет никакой наигранности, и мальчик вел себя абсолютно естественно. И, непосредственно, был смонтирован фильм.

Эта работа, как мы считаем, имеет перспективу. Так как проблема, которую мы рассматриваем, является очень актуальной в наше время и ей было уделено не так много внимания со стороны документалистики. На наш взгляд, ценность этого проекта определяется его социальной значимостью.

Список источников

Библиография

1) Абдуллаева З. Критики о фильме «В темноте» // Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: #"#">#"#" title="№ 25/26. Солнце: содержание">№ 25/26. ЭИ: #"#">#"#">Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г)

[#"#">#"mailto:Мир@мейл.ру">Мир@мейл.ру»

·     «LiveJournal.com»

·     «Permcinema.ru»

·     «Здоровье Украины»

·     «Кinozal.tv» (обсуждения на форуме «Понравился ли вам фильм Вернера Херцога "Земля безмолвия и тьмы") #"#">www.1tv.ru (официальный сайт Первого канала)

·     www.ntv.ru (официальный сайт телекомпании НТВ)

·     «Medportal» («Естественная эхолокация помогает слепым людям») http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/07/06/echo/]


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.