Рефераты. Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний

Газетная информация по форме - это газетный отчет (краткий или полный), репортаж, интервью. Газетная информация формируется из источников самого различного происхождения.

Во-первых, из сообщений ТАСС, на которые возлагалось распространение по всему СССР и за рубежом политических, экономических, культурных и других сведений, как о СССР, так и об иностранных государствах. Качество и надежность сведений целиком зависели от энергичности, осведомленности, компетентности и добросовестности корреспондентов ТАСС и, в свою очередь, от надежности источников их информации. Информация, переданная корреспондентом ТАСС и обработанная агентством, публиковалась средствами массовой информации в неполном виде.

В свою очередь, газеты, особенно местные, могли еще более урезать материалы ТАСС. Однако вся главная информация сохранялась в версии ТАСС, и в газетах не допускалась отсебятина. Во-вторых, источником информации газет могли быть материалы других агентств - иностранных и республиканских. При этом обязательно давалась ссылка на агентство. Газета менее всего была обеспокоена ответственностью за такой материал, потому что действовала по принципу «за что купил, за то и продал». Проверить такую информацию трудно. Сюда же, видимо, можно отнести и перепечатку информации из других газет, ссылка на которые была также обязательна.

В-третьих, источником информации является материал собственных корреспондентов газет. Корреспондентская сеть, ее обширность, квалификация корреспондентов прямо зависят от материального благополучия и политического веса газеты. Чем она богаче и авторитетнее, тем больше у нее возможностей внедриться в самые отдаленные уголки страны и мира. В поисках информации корреспонденты пользуются иной раз добытыми с риском для жизни или сомнительными источниками. Поэтому, дабы обезопасить себя от возможных конфузов, корреспонденты используют в своих репортажах «палочки-выручалочки» типа выражений: «по неофициальным данным», «по непроверенным сведениям» или даже «по слухам». Редакции газет, в свою очередь, сохраняют эти оговорки, также на всякий случай, для страховки собственной репутации.

Сообщения собственных корреспондентов также публиковались неполностью. Проверка их и получение более полной информации об СССР возможна при обращении к местным газетам, в которых та же информация могла публиковаться более подробно. При проверке достоверного материала всегда важно иметь в виду, что у газеты есть свой архив, к которому полезно обращаться. Проверить публикуемую информацию сложно, тем более историку, который изучает события многолетней давности. Иногда сомнительную информацию редакция газеты проверяет сама и, убедившись в недостоверности уже опубликованных фактов, печатает опровержение или поправки. Но в тех случаях, когда сама редакция шла на сознательное искажение фактов, восстановить подлинную картину трудно. И никакая проверка вообще не возможна, если местная печать или корреспондент находятся в коррупции с властью.

Особое место среди жанров журналистской работы занимает интервью - один из способов получения информации путем беседы (вопрос-ответ) журналиста с носителем информации, а также форма (жанр) публикации извлеченных сведений периодической печатью. Интервью берутся с целью сообщить читателю о решении предстоящих политических, экономических или иных задач, либо, наоборот, о событиях прошлого; рассказать о творческих успехах ученых, писателей, артистов; более подробно разъяснить тот или иной факт, вызвавший широкий общественный резонанс, наконец, раскрыть позицию, политические взгляды того или иного деятеля культуры, науки, спорта и т. д. Критическому анализу интервью помогает определение места того или иного интервью в ряду подобного жанра газетного материала, т. е. интервью квалифицируется с точки зрения систематизации такого материала: по авторству, содержанию, форме, полноте передачи и по иным критериям. Это позволяет глубже проанализировать информационные возможности источника, обеспечить высокий уровень его источниковедческой критики. Требуется выяснить подлинность интервью, ибо мнимых интервью вполне достаточно.

Интервью стало популярным жанром подачи материала. Иногда - это форма организации материала, когда никакого интервью не было и в помине. Например, по предложению редакции автор какой-либо уже подготовленной статьи превращает свой материал в мнимый диалог с работником редакции: сам ставит вопросы и сам же на них отвечает. Однако это остается редакционной тайной. Читателю же безразлично, состоялась ли такая беседа или она придумана. Для источниковедения такой материал надежен, так как авторский текст хорошо продуман, а все редакционные изменения обычно согласовываются с автором.

При анализе интервью следует учитывать, что оно дается для опубликования, поэтому интервьюируемый может в силу различных причин прибегать к попыткам передать информацию сознательно искаженной, а также недоговоренной. Нередко можно встретить утверждение, что газеты - материал нужный, но не самый важный, а, скорее второстепенный, дополнительный или даже иллюстративный. Но все зависит не столько от источника, сколько от избранной темы исследования. Скажем, для изучения политической истории, общественного сознания, истории культуры газета - важнейший и незаменимый источник. Даже газетная ложь - показатель культурного развития общества, уровня его цивилизации.


1.2 Классификация периодической печати


Периодическая печать - одно из средств массовой информации и пропаганды, выпускаемая в определенные промежутки времени.

По форме - это газеты, журналы, бюллетени и пр. Ее специфическое свойство - многоплановость. Это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д.

Для газет важно отметить еще одну особенность - оперативность обнародования общественно значимой информации.

Если иметь в виду новости, напечатанные в газете, то она, как говорят, живет один день. Но и один день может дать ей необыкновенное могущество - влияние на читателя. Недаром же печать нарекли «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).

Но газетчики все же склонны выдавать желаемое за действительное. Печать далеко не всесильна. Иногда говорят, что печать - изнанка власти. Следовательно, изучая печать, можно составить представление о том или ином государственном строе. А стало быть, значение печати трудно переоценить. И в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, в сложности структуры, но и в разнообразии ее жанров. Все жанры периодики можно условно разделить на три группы: информационные, аналитические, художественно- публицистические.

Для первой группы при всем многообразии вариантов (заметка, отчет, репортаж, интервью) общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Однако .в этом стремлении к оперативности объективно заложена возможность появления недостаточно проверенной, надежной информации.

Основные жанры газеты:

Заметка — это констатация факта, лаконичная передача некоторой суммы сведений без оценочных моментов.

Отчет отличается описанием подробностей события, деталей объекта. Субъективный план, оценочные моменты сведены к минимуму.

Примерно то же самое можно сказать и о репортаже.

Интервью отображает отношение к событиям сразу двух лиц: журналиста и собеседника. Характер диалога может быть разным, в зависимости от общественного положения, известности того, у кого берут интервью. Этому может, с другой стороны, противостоять высокий профессионализм, настырность и находчивость журналиста.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденции, рецензии, статьи. Основная цель этих материалов — передача не столько информации о событиях, сколько авторских размышлений по поводу их.

Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) сочетают документализм с литературным вымыслом, дают событиям оценку, сочетающую общественно-политическое и эмоциональное звучание.

В последние годы на страницах газет все большую популярность завоевывала рубрика «Ответы на вопросы читателей». Собственно, на основе все возрастающих вопросов возникла идея создания самого популярного издания «Аргументы и факты». Это обстоятельство свидетельствует о развитости обратной связи. Это свойство именно газеты как никакого другого документа.

Цель издания газеты устанавливает ее учредитель. В дальнейшем ее конкретизирует главный редактор газеты, определяющий редакционную политику, и ее генеральный менеджер, отвечающий за экономический менеджмент редакции. Этой главной целью может стать информационное обслуживание граждан – читателей газеты в границах региона ее распространения. Тогда на первый план среди типологических особенностей газеты выходят ее признаки как информационного издания. Такая газета играет роль средства поддержания непрерывных контактов между гражданами, выражения и формирования их личного и общественного мнения и одновременно их контактов с властью, государственными органами. К достижению такой цели стремятся как общенациональные качественные издания – «Известия», «Труд» и др., так и многие региональные и местные газеты – с общими для них типологическими особенностями.

Не менее важное значение имеет второй главный фактор формирования типологического облика газеты – особенности ее читательской аудитории. Собственно говоря, постановка цели перед газетой в то же время подразумевает и определение ее потенциальной аудитории. Это означает учет ее информационных запросов и интересов, особенностей ее состава и структуры. Цель издания газеты, ее концепция и особенности ее аудитории взаимосвязаны, влияют друг на друга. В соответствии с этим часть газет приобретают универсальный характер, они ориентируются на всю аудиторию, все ее части. Газета при этом занимает так называемую вертикальную информационную нишу определенного сегмента рынка периодических изданий. Так, «Комсомольскую правду» или «Аргументы и факты» читают миллионы людей, представляющих почти все страты – социальные группы российского общества. Но еще больше газетных изданий, каждое из которых занимает так называемую горизонтальную информационную нишу, ориентировано на специальную аудиторию – возрастную, половую или профессиональную. Так, большую часть аудитории газеты «Москвичка» составляют жительницы нашей столицы, а «Учительскую газету» читают учителя начальной и средней школы.

Типологическая характеристика российских газет во многом определяется демографическим фактором. Их специализация проходит в соответствии с половым составом читательской аудитории и обусловливает особенности женских газет и немногочисленных изданий для мужчин. Еще большее значение получают возрастные различия аудитории. В стране выходит множество детских изданий, молодежных и юношеских, для пожилых читателей – пенсионеров и ветеранов. Столь же важным оказалось в России – многонациональной стране – значение и этнических особенностей читательской аудитории. Не только в национальных регионах – республиках, автономных областях и округах, но и в других субъектах Российской Федерации выходят газеты для представителей различных народов и народностей, населяющих нашу страну. В связи с этим определенное значение для определения типологических особенностей периодического издания получает и язык, на котором оно выходит. Подавляющее большинство российских газет издаются на русском – государственном языке межнационального общения. Но в Татарстане, Башкортостане и других национальных регионах представители титульных и других наций могут читать газеты, выходящие на их национальных языках. Более того, определенную роль в установлении типологической специфики газеты могут иметь даже различия алфавитов, используемых при ее выпуске. Это выявилось, например, в Татарстане при попытках замены здесь кириллицы латиницей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.