Рефераты. Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний

Содержание

Введение

1 Теоретические и методические проблемы источниковедческого изучения периодической печати, как исторического по общественной политической истории

1.1 Периодическая печать – важнейшее средство формирования общественного мнения

1.2 Классификация периодической печати

2 Правовое положение редакций, особенности содержания и размещения материала в газете

3 Региональная периодическая печать, как источник по общественно-политической истории в 1990-е годы

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

Актуальность темы исследования. Конец XX века стал переломным в историческом развитии России. Глобальные сдвиги в сознании населения, вызванные освоением новой идеологии, рыночного способа хозяйствования, изменение общественного устройства, отождествлявшегося со справедливостью, во многом стимулировались СМИ. Они оперировали такими идеологическими понятиями, как права и свободы личности, свободное предпринимательство, общечеловеческие ценности. При этом менялась коммуникационная мотивация, складывалась новая система средств массовой информации.

С началом перестройки средства массовой информации (СМИ), в частности периодическая печать, принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, освещая и обсуждая на своих станицах политические преобразования. Инициаторы перестройки рассматривали СМИ как важнейший рычаг демократизации, повышения социальной активности населения, ломки прежних стереотипов политического поведения и, в конечном счете, ускорения перестроечных процессов во всех сферах [4, с. 88].

Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности способствовали неуклонному расширению газетного мира. Появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации, финансово-экономической инициативы, утверждения рыночных отношений. Формировалась новая система средств массовой информации.

В этой системе своё значимое место занимала региональная пресса, развитие которой было обусловлено политическими, экономическими, социокультурными, идеологическими факторами и имело местную специфику. В условиях и характеристиках деятельности региональной прессы в целом и в частности наступили качественные изменения, требующие осмысления и анализа.

В 1990-е гг. с принятием курса на радикальные экономические и политические реформы периодическая печать продолжила играть значительную роль в формировании политики государства. Один из самых многочисленных видов периодики в СССР и Российской Федерации в первой половине 1990-х гг. составляла региональная печать, охватывавшая своим влиянием значительную часть населения.

С началом перестройки местные издания так же активно, как и центральные, подключились к обсуждению наиболее значимых проблем общественно-политической жизни.

В связи с этим изучение влияния периодической печати на общественно-политическую жизнь в 1991-1995 гг. на материале отдельно взятой газеты региона представляется весьма актуальным.

Предмет исследования составляет воздействие региональной прессы на общественно-политическую жизнь, роль периодических изданий в общественно-политической жизни.

По своему содержанию общественно-политическая жизнь представляет собой множество явлений и процессов [18, с. 170]. Поэтому важным представляется исследование влияния, которое оказывала периодическая печать на различные стороны общественно-политической жизни, а именно: на общественное мнение, на электоральное поведение в период избирательных кампаний, на деятельность общественных объединений и политических партий, на политические события в регионе в целом.

Исследуемая тема имеет междисциплинарный характер и охватывает теоретические положения отечественной истории, философии, политологии, журналистики, социологии.

В систематизированном виде события общественно-политической жизни страны в 1980-1990-е гг. изложены в работах историков А.С. Барсенкова [1], М.К. Горшкова [6, 7], В.И. Жукова [13], В.В. Согрина [22].

Первые исследования, посвященные истории периодической печати рассматриваемого периода, появляются в начале 1990-х гг. Во второй половине 1990-х гг. выходят обобщающие работы Р.П. Овсепяна [16], А.А. Грабельникова [8], В.В. Ворошилова [3], С.М. Гуревича [10], в которых изложено системное представление о развитии периодической печати в 1980-1990-е гг.

Помимо обобщающих работ в последнее десятилетие появляются исследования, посвященные отдельным аспектам истории развития СМИ в 1990-е гг. [24, 27].

Актуальные проблемы исследования истории региональной журналистики рассмотрены в трудах Г.В. Антюхина, Б.И. Есина, Е.А. Корнилова. Авторы приходят к выводу, что, изучая местную печать, следует вводить понятие «система печати», так как только совокупность изданий имеет исторически определенное воздействие на аудиторию [26]. В трудах исследователей, объединившихся вокруг идеи планомерного изучения системы местной печати, сосредоточены разнообразные исторические свидетельства и факты о журналистике конкретных территорий.

В последнее десятилетие в центре внимания исследователей истории региональных СМИ находится проблема взаимоотношения прессы и органов местной власти: рассматривается информационная политика регионов, изменения в системе местной печати, основные тенденции развития печати и ряд других аспектов.

Системное представление о различных аспектах развития СМИ как многосложного социального организма создают исследования теоретико-методологического характера А.А. Грабельникова [8], Я.Н.Засурского [21], Е.П. Прохорова [19], Л.Л. Реснянской [20], М.В. Шкондина [28,27] и других.

Заметное место в научной литературе заняли труды, связанные с изучением роли СМИ в жизни общества. Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли зарубежные ученые У. Липпман, М. Маклюен, С. Холл, Д. Мэрилл, Дж. Клаппер и другие. Американский социолог и журналист У. Липпман в работе «Общественное мнение» приходит к выводу о всесилии средств массовой информации [25].

Среди отечественных исследователей проблема воздействия СМИ на аудиторию изучалась Г. Дилигенским [11], М. Горшковым [6,7], В. Почепцовым [18] и другими.

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний является предметом дискуссий. Часть исследователей утверждает, что СМИ оказывают решающее влияние на мотивацию избирателей.

В последнее десятилетие также появился ряд работ, посвященных реализации информационной политики на региональном уровне. Проблема роли и места СМИ в политической жизни региона, их влияние на исход выборных кампаний в 1980-1990-е гг. на примере отдельных регионов [14, 15].

Анализ публикаций показывает, что проблема влияния печатных СМИ на общественную жизнь получила отражение в ряде исследований, однако целостной концепции влияния печатных СМИ на общественно-политические процессы еще не сложилось, имеются исследования регионального характера, однако они не затрагивают ни регион, избранный для изучения, ни его прессу.

Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема влияния региональной периодической печати на общественно-политическую жизнь в настоящее время остается практически не изученной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть систему периодической печати важнейшего средства формирования общественного мнения;

2) дать классификацию периодической печати;

3) изучить правовое и административное регулирование деятельности региональных периодических изданий, выявить правовое положение редакций и особенности содержания и размещения материала в газете в исследуемый период;

4) исследовать региональную периодическую печать в качестве источника общественно-политической истории в 1990-е годы;

Изучение публикаций периодических изданий позволяет рассмотреть освещение общественно-политической жизни на страницах газет, определить степень воздействия публикаций на общественное мнение, проанализировать влияние периодических изданий на результаты выборов.



1 Теоретические и методические проблемы источниковедческого изучения периодической печати, как исторического по общественной политической истории

 

1.1 Периодическая печать – важнейшее средство формирования общественного мнения


В процессе развития общества в нем возникают и функционируют множество различных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных и др. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль.

Своя роль, предназначение – у газеты. Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это межличностное – индивидуальное и коллективное – общение [10].

Вседоступность газеты как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность – стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней его граждан.

Становясь средством масштабного коллективного общения, газета раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений. Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения личности и общественного мнения, но и его выражения.

Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом [10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.