Рефераты. Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании (на примере детских энциклопедий ...

Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании (на примере детских энциклопедий ...

Оглавление:

 

I.  Введение.…..………………………………..………………………..2

II.  Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании, в том числе в переводном энциклопедическом издании для детей:

1. Типология энциклопедических изданий…………………………………………………………….……..3 2. Особенности энциклопедий для детей и юношества…………………………….………………………………….5

3. Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании, в том числе в энциклопедическом издании для детей:

       3.1. Предварительное планирование энциклопедического издания как условие последующей работы редактора над статьями энциклопедии……………………………………………………………..6

       3.2. Работа редактора над статьями в энциклопедическом издании (в том числе в энциклопедическом издании для детей)………………………………………………………………………7

4. Нюансы работы редактора над статьями переводного энциклопедического издания……………………..……….……………16

III.  Работа редактора над статьями в энциклопедическом издании (на примере переводных детских энциклопедий издательства «Дорлинг Киндерсли»):

1. Особенности детских энциклопедий издательства «Дорлинг    Киндерсли»………………………………………………………….....19

2. Работа редактора над статьями в переводных детских энциклопедиях издательства «Дорлинг Киндерсли»:

       2.1. Работа над статьями в переводных детских энциклопедиях «Древний Египет» и «Китай» издательства «Дорлинг Киндерсли»……………………………….……………………………...20

IV. Заключение.……..………………………………………………….31

V.  Библиографический список.…………………………….…….….32

VI.  Приложения.


I.  Введение.


В данной работе будут рассмотрены принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании на примере переводного энциклопедического издания для детей. А точнее, на примере двух переводных энциклопедических изданий для детей британского издательства «Дорлинг Киндерсли» - «Древний Египет» и «Китай». Я выбрала для примера книги именно этого издательства, поскольку оно одним из первых привнесло на российский книжный рынок новый тип детской энциклопедии – иллюстрированную энциклопедию, построенную по принципу книжки-картинки. В 1996 году это явилось настоящим прорывом: ребенок мог не только прочитать об интересующем его явлении или предмете, но и увидеть его воочию на изумительного качества иллюстрациях. Эти издания имели бешеный успех в то время и пользуются постоянным спросом по сей день. Энциклопедии «Древний Египет» и «Китай» будут рассматриваться мной вместе, поскольку они: имеют аналогичное построение, оформление, структуру подачи фактического материала; были изданы первыми в русском переводе российским представительством компании «Дорлинг Киндерсли» в 1996 году; были выпущены сдвоенной электронной энциклопедией «Древний Египет. Китай» на лазерном диске в 1997 году. Как ни интересны были бы эти энциклопедии, при подготовке их к печати редактором было допущено много ошибок, которые мы и рассмотрим в практической части этой работы.

Структура данной курсовой работы будет выглядеть следующим образом: сначала нами будут рассмотрены типология энциклопедических изданий в целом, особенности энциклопедических изданий для детей и юношества, общие принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании, в том числе в переводном энциклопедическом издании для детей (среди них – оценка читательского адреса и целевого назначения статей, внутренняя структура энциклопедических статей, их емкость, лаконичность, оценка фактического материала, языка и стиля статей, оценка адекватности перевода переводных статей, оценка иллюстраций в их неразрывной связи с текстом, и так далее). Все это составит теоретическую часть нашей работы.

В практической части работы все вышеуказанные принципы работы редактора над энциклопедическими статьями будут рассмотрены нами применительно к переводным детским энциклопедиям «Древний Египет» и «Китай». Сначала мы выявим общие черты изданий компании «Дорлинг Киндерсли», а затем непосредственно приступим к оценке статей вышеуказанных энциклопедий. Результаты данного исследования будут приведены в заключении, где мы, на основе сделанных выводов, выявим плюсы и минусы работы редактора над статьями рассматриваемых переводных энциклопедических изданий для детей.

II. Принципы работы редактора над статьями в энциклопеди-ческом издании, в том числе в переводном энциклопедическом издании для детей:

 

1.     Типология энциклопедических изданий.

“Энциклопедия – однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одному или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке”[1]. Энциклопедия (от греч. enkyklios paideia -  обучение всему кругу знаний)[2] является концентрированным отражением знаний и опыта, накопленных человечеством за время своего существования.

Будучи одним из подвидов справочных изданий, энциклопедии различаются в зависимости от целевого назначения, читательского адреса, характера информации, структуры издания, художественно-технического оформления и полиграфического исполнения[3].

Целевое назначение энциклопедического издания означает его ориентированность на определенные потребности. Большинство энциклопедий ориентировано в равной мере и на специалистов, и на широкие круги читателей, поэтому они сочетают в себе признаки научного и научно-популярного издания. И чем уже круг читателей энциклопедии, тем точнее она отвечает своему целевому назначению.

Энциклопедии различаются и по своему читательскому адресу. Читателей энциклопедии можно дифференцировать по возрастному, половому, национальному, профессиональному признаку, а также по интересам и увлечениям (к примеру, английская детская энциклопедия “Teddy Bears” полностью посвящена плюшевым медведям). В зависимости от категории читателей меняется само построение энциклопедии.

По характеру информации энциклопедии делятся на универсальные, отраслевые, специализированные, региональные.

Универсальная энциклопедия содержит сведения по всем отраслям знания и практической деятельности.

Отраслевые энциклопедии посвящены отдельным областям знания и практики. По широте охвата материала они могут быть собственно отраслевыми, отражающими отрасль в целом, подотраслевыми, посвященными одной из крупных составных частей отрасли, и межотраслевыми, заключающими в себе знания, необходимые специалистам нескольких отраслей.

Специализированные энциклопедии по сравнению с отраслевыми характеризуются более узким  профилем представленных в них знаний. В массиве этих энциклопедий выделяются тематические (раскрывающие одну локальную тему) и персональные (раскрывающие жизнь и творчество выдающегося деятеля науки, литературы, искусства).

Региональные энциклопедии содержат сведения о какой-либо части света, стране, ее административном или географическом районе.

В зависимости от расположения материала энциклопедии могут быть алфавитными и систематическими. Для универсальных энциклопедий традиционным является алфавитное построение. Издаются также энциклопедии с расположением материала в соответствии с системой той или иной отрасли знания и практики. Довольно распространены энциклопедические издания смешанного – систематически-алфавитного типа: большие обзорные разделы, скомпонованные в известной системе, сочетаются в этих энциклопедиях со словарной частью, где статьи расположены в алфавитном порядке.

По объему энциклопедии делятся на многотомные и однотомные, по формату – на настольные, портативные, карманные. В зависимости от полноты представленной информации энциклопедии называют большими (полные) и малыми (краткие). Алфавитные энциклопедии, состоящие из одного или двух томов, обычно называют энциклопедическими словарями.

С точки зрения художественного оформления и полиграфического исполнения выделяют энциклопедии с черно-белыми и цветными иллюстрациями; с приложением фонофотодокументов (слайдов, магнитных лент, грампластинок и пр.). Кроме того, существуют «непрерывные» энциклопедические издания с разъемными замковыми соединениями, предусматривающими периодическую замену устаревшего материала новым[4].

Теперь рассмотрим более детально отличительные черты энциклопедий для детей и юношества.


2. Особенности энциклопедий для детей и юношества.

Энциклопедии для детей и юношества призваны помочь детям в овладении знаниями, умениями и навыками во всех областях науки, культуры и практической деятельности. Они формируют интересы, ориентируют в профессиях, способствуют художественному и эстетическому развитию личности. Эти издания сопутствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер.

Общей особенностью всех энциклопедий для детей является то, что они, в отличие от «взрослых» изданий этого вида, в значительно большей степени реализуют познавательную функцию, приближаясь к научно-популярной книге для чтения. Так, если «взрослая» энциклопедия рассчитана на эпизодические, кратковременные к ней обращения, то детская энциклопедия предполагает последовательное чтение. Кроме того, энциклопедии для детей обычно богато иллюстрированы, поскольку иллюстрации помогают ребенку лучше уяснить смысл прочитанного. Нередко почти целиком энциклопедическое издание для малышей строится на изобразительном материале.

Язык детских энциклопедий отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. В статьях часто используется форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы.

В детской энциклопедии, как и в любой другой детской книге, утвердились определенные методы подачи знаний. Наиболее эффективно дети усваивают знания в процессе игры, поэтому игровые элементы являются одним из лучших методов усиления воздействия на читателя. Значительно активизируют обучающую, познавательную функцию элементы настольной игры, викторинные вопросы, задачи, приложения, таблицы и тому подобное.

Редактор должен учитывать также, что для детского восприятия противопоказано однообразие, которое вызывает у детей ощущение скуки. А это связано со снижением уровня освоения содержания энциклопедии: когда читателю скучно, он отвлекается от смысла статьи, не понимает, о чем в ней говорится. Следовательно, необходимо искать способы поддержания внимания юного читателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.