Рефераты. Право граждан на информацию и его гарантии

Кроме получения информации от государственных структур, журналист за получением часто обращается в различные предпринимательские структуры. И в таких случаях он часто получает отказ в предоставлении такой информации, со ссылкой на то, что она является коммерческой тайной.

Попробуем разобраться, какая информация может быть коммерческой тайной, а какая нет. Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме. Из этого следует, что если уж ссылаются в предоставлении информации на то, что она является коммерческой тайной, то это должно быть оформлено в письменном виде со ссылкой на это. Это в дальнейшем позволит обжаловать отказ в предоставлении информации. Ну, а в тех случаях, если к журналисту предъявляют претензии на то, что он разгласил коммерческую тайну, то эти претензии должны быть не пустой фразой, а подтверждены тем, что она действительно является таковой. Если она является коммерческой тайной, то тогда должен быть нанесен ущерб, а если нет ущерба, значит не было в той информации и коммерческой тайны.

Например, не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности. Кроме того, законодательством или учредительными документами может устанавливаться перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию. К таким сведениям относятся данные, содержащиеся в государственном реестре, балансовые итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо баланса, сумма уставного фонда, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо счета прибыли и убытков, сведения, подлежащие публикации согласно правилам государственной статистической отчетности. Вот еще один пример того, когда действия журналиста во многом предопределены законодательством, и когда журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц.

Журналист обязан выполнять обязанности, возложенные на него в соответствии с действующим законодательством.

Эта обязанность является одной из самых сложных для журналиста. Сложно выполнять то, чего журналист не знает, а другое лицо не собирается его об этом своевременно информировать. Речь идет о так называемых подзаконных актах принимаемых различными государственными структурами.

Данная норма также свидетельствует о том, что рассмотренные выше обязанности журналиста могут периодически пополняться в связи с изменением законодательства.

Законодательство включает в себя как законы, так и почти необъятный перечень подзаконных актов. И если еще с законами журналист знаком, то вот в отношении подзаконных актов, которые зачастую оказывают непосредственное воздействие на деятельность журналиста, этого не скажешь. И не из-за того, что журналист не желает с ними знакомиться, а потому что они зачастую остаются документом для внутреннего употребления органа его издавшего. И чтобы журналисту познакомится с ними, ему нужно приложить некоторые старания и умения, или обратиться в суд, чтобы такой документ был отменен, так как он воспрепятствует журналисту осуществлять его профессиональную деятельность.

Конечно, регулирование средств массовой информации за счет различных подзаконных актов, дает большие возможности для воздействия на средства массовой информации. Тем более, что не всегда такие акты становятся достоянием общественности, которая не всегда может адекватно отреагировать на новые подзаконные акты государственных структур. Несколько иная ситуация складывается в отношении законов, так для них существует определенная процедура их принятия и в таких случаях средства массовой информации и журналисты, могут внести свои предложения или хотя бы просчитать свои действия в связи с предполагаемыми изменениями в законе. Ограничения должны быть предусмотрены только законами, а не подзаконными актами. Но практика показывает иное, когда все больше ограничения предусматриваются подзаконными актами, а не законами. Бремя ответственности тенью следует за журналистом при выполнении им своих профессиональных обязанностей, и чтобы это бремя не стало слишком большим грузом для журналиста, его следует в отдельных случаях перекладывать на другие плечи.

Примеры того, как должен поступать журналист, преподнося информацию аудитории:

1. если информация получена от рекламных и информационных агентств или пресс-служб государственных органов

В таких ситуациях от журналиста требуется одно: указать, что информация получена от конкретного информационного агентства или пресс-службы государственного органа. Как правило, всегда конкретно определены структуры (информационное агентство или пресс-служба государственных органов), статус которых освобождает журналиста от ответственности. Использование информации полученной от пресс-служб различных общественных организаций, журналиста от ответственности не освобождает.

2. если информация является дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан

В этом случае дословное воспроизведение выступлений означает соответствие слов в публикации журналиста словам из официальных выступлений или текста. Под дословным воспроизведением понимается цитирование. Если этого соответствия не будет, журналист может быть привлечен к ответственности.

3. если информация содержалась в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим законом.

Это, прежде всего, имеет отношение к предвыборным баталиям, когда в передачах, идущих в прямой эфир, кандидаты позволяют себе вольные высказывания в адрес своих противников, ответственность за которые должны нести они, а не журналисты. Что касается вопроса о редактировании, то закон «О средствах массовой информации», позволяет редактирование читательских писем. Иные вопросы редактирование текстов этим законом не оговариваются и не конкретизируются. Но вместе с тем следует сказать, что статьей 143 Гражданского кодекса РФ запрещено редактирование ответов граждан для их публикации в средстве массовой информации в отношении сведений, порочащих честь и достоинство граждан, опубликованных в этом средстве массовой информации.

4. если эти сведения содержались в обязательных в соответствии со статьей 18 Закона «О средствах массовой информации» сообщениях.

Эта норма, в общем-то, дублирует уже рассмотренную норму, в которой говорилось о сведениях содержащихся в официальных сообщениях и документах.

В дополнении можно сказать о следующем, что в соответствии с законом «О нормативных правовых актах» существует определенный порядок официального опубликования нормативных правовых актов и применение таких нормативных правовых актов, после их официального опубликования. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством РФ. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования. Из чего следует обратить внимание на следующее, что существуют официальные и неофициальные опубликования. И если журналист в своей публикации ссылался на официальное издание, где содержалась ошибка, то журналиста к ответственности не привлекут. А вот если он будет ссылаться на нормативный акт в неофициальном издании, что там содержалась эта ошибка, то в этом случае ситуация будет иная, к ответственности могут привлечь.


Профессиональные кодексы об объективности в журналистике


«Этика - это философская наука, посвящённая общим принципам морали и нравственным решениям, которые людям приходится принимать в общении с себе подобными. Журналистская этика - понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, специфика возникающего здесь нравственного выбора. В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов, как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной деятельности прессы. В ситуации ценностного выбора зачастую приходится иметь дело с понятиями «правильно-неправильно», со степенями правоты и неправоты, - журналистский выбор бывает трудно сделать».

Подобные нравственные конфликты возникают постоянно, и накопленный опыт их разрешения нашёл своё отражение в профессиональной морали. Таким образом, существует понятие «журналистская этика», смысл которого относится к области принятия решений при отборе новостей. А понятие «этика в журналистике» подразумевает кодекс поведения.

Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, но и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определённую свободу в принятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений. Журналистская этика позволяет больше индивидуальной свободы.

Таким образом, журналист, работник профессии, где так много стандартизированных приёмов, но так мало абсолютных правил, имеет целый спектр возможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства многие исследователи не могут дать окончательное определение, что составляет «этичное» поведение журналиста.

При подготовке к написанию данной работы было проанализировано 5 кодексов поведения журналиста, 4 из которых опубликованы в приложении к работе Д.С. Авраамова и ещё один - в одном из номеров газеты «Телевидение и Радио».

Любопытно, что во всех существуют принципы нравственного и безнравственного поведения журналиста. Другими словами, кодексы предписывают не только, что можно и нужно делать прессе, но и особо акцентируется, что нельзя. К примеру, в Хартии телерадиовещателей в части «Действия, несовместимые с нормами цивилизованной журналистики» сказано: «Обнародование информации не должно ставиться в зависимость от политических интересов третьих лиц. Недопустима организация информационных кампаний по целенаправленной дискредитации граждан и организаций в конъюнктурных целях. Недопустимо получение информации обманным путём, а также путём запугивания или подкупа. Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний. Недопустимо преднамеренное распространение информации в форме, провоцирующей панику, массовые волнения и беспорядки, сбои в функционировании транспортных систем и иных систем жизнеобеспечения».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.