Рефераты. Печатные средства массовой информации Беларуси

В условиях формирования рыночных отношений, разгосударствления и приватизации актуальной проблемой остается реализация выпущенной литературы.

С 1999 г. по июль 2006 г. количество книжных магазинов в республике сократилось более чем в 2 раза. Начиная с 1991 г. ликвидировано 53 книжных магазина по различным причинам, в том числе и в результате непродуманной приватизации и их последующего перепрофилирования. В 2006 г. книготорговая сеть Министерства информации насчитывала 86 книжных магазинов. 56 из них расположены в Минске и областных центрах, 30 — в 18 районных центрах, 1 — в поселке городского типа. Существующая форма расчетов книготоргующих организаций с издательствами не оправдывает себя: 90-дневные сроки расчетов не выдерживаются ни «Белкнигой», ни унитарными предприятиями «Бресткнига», «Витебсккнига», «Гомелышига», «Гроднокнига», «Могилевкнига».

Издательства, предоставляя этим унитарным предприятиям беспроцентный кредит в виде отпущенной им литературы, не уверены, что в указанные сроки нереализованный книжный товар не будет возвращен обратно. Большие потери несут издательства и от хранения книг на складах «Белкниги» и подведомственных ей организаций. Нет отлаженной системы в работе издательств и книжных магазинов, общественных распространителей.

Решению многих проблем, стоящих перед белорусскими книжными издательствами, особенно в деле повышения тиражности книг и их распространения, мог бы помочь опыт работы зарубежных издательств, в частности немецких. | Главное внимание там уделяется созданию небольших мобильных издательств, в которых до минимума сокращено количество управленческого аппарата, бухгалтеров экономистов. Как итог, на каждого работающего независимо от профиля его работы, приходится от пяти до десяти выпущенных книг. Ведется активный поиск своей ниши, которая позволила бы избежать дублирования, способствовала бы налаживанию надежного партнерства с книжными магазинами и авторами, контактов с покупателями книг задолго до их выхода в свет. Для достижения этих целей часто меняется направление работы издательства, его структура, формируются гибкие тематические планы, подчас с потерей части прибыли. Такое бывает в случаях, когда книжные магазины, чтобы не потерять своих постоянных клиентов, просят издателей выпустить заведомо не тиражную книгу. В будущем эти потери, как правило, покрываются новыми заказами. В последние годы в Германии доказали свою жизнеспособность 3 типа издательств с различной структурой и организацией: специализированные, ориентированные на широкого читателя; специализированные, ориентированные на профессионального читателя; издательства массовой литературы (универсальные).

Управленческая структура немецких издательств изменена. Ранее каждое из них возглавлял директор, который до деталей определял идеологическую, хозяйственную, кадровую политику, поведение на рынке распространения книг. Часто это сковывало инициативу сотрудников, являлось тормозом для дальнейшего развития предприятия. Командировки, болезни, отсутствие но разным причинам руководителя на рабочем месте приводили к отрицательным итогам. На смену единоначалия пришли менеджерские принципы руководства: четкое распределение обязанностей, задач и ответственности между отделами, редакциями и внутри них; участие всех сотрудников в принятии решений; расширение состава редакционных советов издательств, привлечение к работе в них руководителей различных подразделений. Отсутствует единоначалие и в коллективном издательстве. Каждый сотрудник отвечает за свой участок работы, принимает участие в принятии определенного решения. Идее коллективности соответствует и оплата работы. Исходная ставка (обычно она не ниже средней в отрасли) у всех равная. Исключение делается только для тех, у кого большая семья, кто имеет потребность в приобретении квартиры, лечении. Эта «уравниловка» не касается гонорара — творческий процесс оплачивается здесь соответствующим образом.

Отличительной чертой немецкого книгоиздания является полная свобода в выборе структуры издательства, принятии решений. Все вопросы издательство решает самостоятельно, в зависимости от направлений деятельности, возможностей и поставленных задач. Главное — обеспечить все слои населения нужной литературой, быть конкурентоспособным па книжном рынке. Заслуживает внимания опыт сотрудничества немецких издателей с торговыми партнерами. Задолго до выхода книги издательства заключают договоры с книжными магазинами на реализацию своей продукции (цена, способ и срок доставки). Поскольку в последнее время в Германии, как и в других странах, растет количество специализированных книжных магазинов (в нашей республике наблюдается обратная тенденция), издатели изучают специфику каждого из них, стараются познакомиться с постоянными покупателями этих торговых учреждений. Изучается контингент пассажиров в аэропортах, па железнодорожных и автобусных вокзалах. С учетом этого подбирается специальная литература, которую издательства поставляют в торговые киоски, которые, как правило, являются филиалами книжных магазинов. Аналогичная работа проводится в крупных магазинах и супермаркетах. Букинистические магазины помогают издательствам реализовывать продукцию, на которую нет твердой цены или оставшуюся от прежних выпусков.

Отрицательно сказывается на распространении белорусской книги отсутствие услуг «книга — почтой», «международная книга». В Германии такие виды услуг широко применяются, как и услуга «от двери к двери» (книгоноши собирают от своих клиентов заказы на определенную литературу и получают ее в издательствах).

Важной формой сбыта книжной продукции являются книжные клубы и общества, которые но выгодной пене покупают в издательствах прав на переиздание ранее выпущенных книг, а также книжные блоки без переплетов, бракованные экземпляры и реализуют их по более низким ценам.

Фирмы-распространители, как правило, занимаются сбытом и выполняют транспортпо-экспедиционные функции, следят за книжным рынком.

Книжные магазины не имеют возможности хранить на своих складах все, что поступает от издательств. На помощь приходят оптовые книготорговые фирмы, которые часто скупают в магазинах партии книг и оперативно доставляют их по адресам, указанным магазинами, отдельными покупателями. Эти поставки осуществляются на условиях ежемесячных расчетов по твердым ценам. Торговая скидка, которую книжные магазины получают от оптовиков, соответствует скидкам, предоставляемым издательствами. В итоге это выгодно всем.

Широко практикуется форма продажи книг в коллективах, по профилю работы которых они выпущены, на конгрессах, конференциях. Обычно про выход этой литературы и планируемые мероприятия заранее сообщается в газетах, журналах, реферативных сборниках.

Для удовлетворения разных вкусов покупателей издательства часто обмениваются литературой с конкурентами, покупают у них часть тиражей и продают их своим постоянным клиентам. Большинство издательств массовой универсальной литературы, как и издательств, ориентированных на профессионального читателя, находят свое место на рынке с помощью социологического изучения читательской аудитории, рекламы авторов и их произведений, что помогает быстрее и дороже продать книгу.

Ну, а если издательство все же окажется в кризисной ситуации? Известные немецкие теоретики области книгоиздания Хелъгер Беем и Габриель Хаард, Герман Шульц и Иохан Вернер (авторы коллективной монографии «Маркетинг и управление в книгоиздании») утверждают, что кризис легче преодолеет тот, кто не ожидает, пока беда постучит в дверь, а постоянно анализирует крепкие и слабые стороны деятельности своего коллектива, совершенствует программы финансового и тематического планирования, сбыта продукции, рекламы, работы с прессой, поощряет опыт своих лучших сотрудников, привлекает к решению проблем каждого члена коллектива. По мнению авторов монографии, «участвовать — это значит создавать основу для мотивации, которая является движущей силой творческого труда». При необходимости не следует бояться кадровых перестановок, привлечения к сотрудничеству специалистов других отраслей, в первую очередь экономистов, разработчиков программ, менеджеров.

Технология выпуска книг на современном этапе в различных странах очень схожая, как и причины ошибок, просчетов, мешающих успешной работе коллектива. Немецкие издатели считают, что наиболее частыми 1гросчетами в управлении и организации являются: завышение тиража, что ведет к залежам нереализованной продукции; недостаточная насыщенность рекламы информацией, раскрывающей сущность книги; погоня(за количеством торговых партнеров вместо того, чтобы иметь дело с самыми крупными, известными книжными магазинами; игнорирование правил, что получить большие кредиты — не означает остаться на плаву (деньги следует отдавать в строго определенное время, да еще с процентами, а сделать это можно только тогда, когда хорошо реализуешь продукцию); непорядочные отношения с авторами и партнерами по рынку; ошибки в выборе времени выхода продукции (в последние месяцы года сложно реализовать школьные учебники, календари, книги по садоводству и огородничеству); незатребованные поставки книг в магазины с гарантией возвращения нереализованной продукции; несогласованность цепы на книжную продукцию между издательством и книжной точкой в случаях, когда она окажется выше, чем оговаривалось ранее; слабая подготовка к книжным ярмаркам (следует заранее разработать концепцию, с кем в первую очередь провести переговоры, предложить, что приобрести, что продать, пригласить партнеров на свой стенд, организовать брифинг, фуршет, презентацию лучших книг, подготовить необходимые документы для подписания контрактов и т.д.).

Не следует забывать и о повышении авторитета, солидности фирмы, ее сотрудников. Не надо увлекаться скидками на цену собственной продукции, бесплатной раздачей экземпляров предлагаемых для реализации книг, другой издательской продукции, рекламы.

Практика работы немецких издателей выработала и другие подходы к планированию, выпуску, реализации книг. Ознакомление с этим опытом поможет белорусским издательствам не только выжить в сложных рыночных условиях, по и более уверенно наращивать свой творческий потенциал. В течение 2005 г. программы белорусского телевидения «Добрай ранщы, Беларусь!», «Наше утро», «Панорама», «Дела семейные», «Контуры», «Наши новости» и другие организовали свыше 70 информационных выпусков, в которых также освещались такие знаковые события в книгоиздательской сфере, как торжественная церемония передачи на вечное хранение в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны 146 томов историко-документальных хроник «Памяць», завершение выпуска 18-томной «Беларускай энцыклапедьп», издание книг, приуроченных к 60-летию Великой Победы, проведение и участие в конкурсах «Искусство книги», международных книжных выставках п т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.