Рефераты. Особенности тематических спортивных программ в и их место в российском телевидении

Наибольшее внимание уделяется освещению соревнований, называемых «Операция парус». Это не столько состязания, сколько походы больших судов с учетом их скорости. Основная цель – профессиональная подготовка курсантов мореходных училищ и школ разных стран. Кроме учебных парусников к регате допускаются крупные спортивные яхты. Походы «Операции парус» обычно проводятся на акватории Северного и Балтийского морей. Порты России при этом задействуются редко. Можно вспомнить регату 1996 года, когда приход эскадры крупных парусников был воспринят как праздник. Участники регаты ошвартовались у набережной Большой Невы на Васильевском острове и горожане с энтузиазмом посещали суда, знакомились с моряками. Акция нашла широкое освещение в прессе, в том числе в телевизионных репортажах. Однако превращения разовой акции в традицию не произошло.

В отдельных случаях новостное телевидение отмечает сложные, а в ряде случаев – скандальные ситуации в анализируемых видах спорта:

«Яхт-клуб вернут городу

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 марта. Полномочный представитель президента РФ в Совете Федерации Александр Котенков обсудил с губернатором Валентиной Матвиенко вопрос о возвращении Санкт-Петербургского яхт-клуба профсоюзов «в лоно города». Об этом он заявил сегодня журналистам в Смольном. По его словам, яхт-клуб профсоюзов всегда был Центральным яхт-клубом Ленинграда, а потом «произошла непонятная смена собственника». Котенков отметил, что Федерация парусного спорта предлагает, не обижая профсоюзов, создать объединенный городской яхт-клуб, учредителями которого выступят профсоюзы, администрация города и Федерация парусного спорта. По его мнению, это позволит «возродить когда-то крупнейший яхт-клуб в стране».

Вместе с тем президент Федерации парусного спорта заявил, что изменение хозяина клуба до чемпионата не планируется, так как «если начать оргмероприятия по объединению уже сейчас, то из-за возможного раздрая между собственниками чемпионат мира может вообще не состояться». Поэтому объединение произойдет уже после мирового первенства. Котенков пояснил, что город является собственником земли, причальных сооружений, городской школы высшего спортивного мастерства, а профсоюзам принадлежит часть зданий. Кроме того, там же расположена частная судоверфь.

По словам Котенкова, Федерация парусного спорта не претендует на какую-то собственность, а кому принадлежат ее конкретные доли, должны определить город и Федерация независимых профсоюзов Петербурга и Ленинградской области. Тем не менее Федерация парусного спорта войдет в число учредителей интеллектуальным и организационным ресурсом. «Мы являемся единственной в стране организацией, которая владеет парусными технологиями и понятием, что такое парусный спорт, поэтому без нас там ничего не получится», — уверен Котенков».

В ряде случаев в телевизионные программы приглашаются известные петербургские яхтсмены. Об интервью в прессе с В. Мартусем уже говорилось. Его проекту посвящены специальные съемки. Десятого декабря 2005 года на пятом канале было показано интервью с известным яхтенным капитаном И.М. Дементьевым, посвященное 70-летию мастера спорта. Отдельно скажем о передачах, посвященных плаваниям Федора Конюхова. В этих передачах показывают не только интервью с самым известным в России мореходом, но также эпизоды его плаваний, работу на руле, с парусами. Показаны перемещения яхты Конюхова, погодные условия, в которых проходят плавания. Телевизионный канал НТВ позиционирует себя как официального информационного партнера всех путешествий Ф. Конюхова. Корреспонденты канала собираются принять участие в освещении начинающегося путешествие на буере через самый большой остров в мире – Гренландию.

Среди передач о парусном спорте, те, в которых показаны состязания и действия экипажей, борьба с соперником и азарт встречаются редко. Имеет смысл вспомнить цикл научно-популярных программ, посвященных подводным экспедициям Ж.И. Кусто, которые показывались на телевизионном экране в 70-е годы прошлого века и популяризировали подводный спорт. В конце 80-х годов нередкими были демонстрации состязаний по подводному ориентированию. Профессионально комментировались действия спортсменов, правила состязаний. Программа носила достаточно зрелищный характер.

Приведем такое сообщение, свидетельствующее о том, что растущая популярность активного отдыха на воде учитывается тележурналистами: «Наступает долгожданное лето и, наверное, большинство из нас все чаще поглядывают в сторону водоемов. Это неудивительно, ведь водные виды спорта и отдыха являются одними из самых приятных и увлекательных занятий. Независимо от того, являетесь ли вы рыбаком, человеком, увлекающимся подводным плаванием или просто любителем водного туризма, вам наверняка захочется иметь в своем распоряжении собственное судно.

К странному способу отдыхать, рискуя собственным здоровьем, именуемому самодеятельным водным туризмом, каждый приходит по-своему. В некоторых случаях во всем виноват избыток романтики, ностальгические, а следовательно, приукрашенные воспоминания родителей или знакомых. В других случаях причиной становится недостаток адреналина. Но, как большинство серьезных увлечений, водный туризм — это трудноизлечимая болезнь. И уж коль вы ее подхватили, самое время узнать о сопутствующем снаряжении.

Именно об этом и пойдет речь в программе "Умные вещи", которая выйдет в эфир во вторник, 31 мая. Ждем всех любителей водного экстрима у телеэкранов ровно в 12 часов!»

Если собственно спортивных передач, посвященных парусному и другим водным видам спорта сравнительно немного, то в рекламе эпизоды с использований водных спортивных снарядов встречаются достаточно часто. В первую очередь – в рекламе дезодорантов. Несколько реже – в рекламе табачных изделий и алкоголя. Можно с удивлением отметить, что использование в качестве фона состязаний по водным видам спорта практически не используется в рекламе спортивных судов, спортивной одежды и средств для ремонта судов. Не проявляют активности и туристские предприятия, хотя туры на яхте, как и аренда яхт, возможно – с экипажами или капитанами- инструкторами распространена во многих странах, где развита туристская индустрия.

Сюжеты, связанные с водными видами используются в качестве фона в ряде приключенческих фильмов, показываемых по телевидению. Наиболее типичным примером является фильм «Тайны мадам Вонг». Приведем кадр из старого приключенческого кинофильма «Граф Монтекристо», показанный в по каналу RenTv 22.04.06

Что касается фильмов, сюжетом которых были бы рассказы о соревнованиях и спортсменах, то автору с трудом вспоминается единственный о виндсерфинге, сюжет которого, как и режиссуру, нельзя отнести к творческим удачам автора. В приключенческих фильмах и телевизионных сериалах герои постоянно используют подводное снаряжение, катера, реже – парусные суда для осуществления разведывательных либо диверсионных функций. Однако эти сюжеты трудно отнести к сюжетам спортивным. Они не продвигают имидж водных видов спорта, поскольку при отсутствии PR- поддержки со стороны спортивных программ воспринимается только приключенческий сюжет.

Среди фильмов, способных вызвать интерес к парусным гонкам, назовем детский мультипликационный многосерийный фильм «Приключения капитана Врунгеля». Отметим, что в этом фильме сцены, связанные с морем, сделаны профессионально грамотно: движение воды у борта яхты – не мультипликация, а красочная съемка, вызывающая желание смотреть на бег волн.

Итак, мы видим, что социально значимые спортивные виды нуждаются в продвижении средствами массовой информации и в первую очередь телевидением. Объем передач, посвященных водным видам спорта (в настоящей работе они сужены до видов спорта, использующих спортивные лодки, яхты и катера) существенно мал, что с одной стороны объясняется малым интересом зрителей, с другой, низким качеством показа состязаний, результатом которого является непонимание зрителями происходящего, отсутствие у него азарта, эффекта «боления». В. Тихонов отмечает, что зрители Красноярска дружно высказались за замену репортажей о парусном спорте, признанным ими самым непопулярным, репортажами о матчах по хоккею с мячом.

С Тихоновым решительно не согласны руководители холдинга Ricor, занимающегося продвижением в России интерактивного телевидения. Этот холдинг собирается запустить четыре специализированных спортивных канала, один из которых целиком посвятить парусному спорту.

Таким образом встает вопрос, имеет ли смысл продвигать виды спорта, показ которых не пользуется популярностью, с какой целью это делать, на какие средства и каким путем?

Представляется, что ряд телеканалов считает, все же водные виды достаточно увлекательными, чтобы получать прибыли от их трансляции, руководствуясь примером телекомпаний западных стран. Для регионального телевидения выбор передач должен определяться не только меркантильными соображениями, но также интересами региона (которые должны формироваться и поддерживаться также местной администрацией). Для Санкт-Петербурга интерес к водным видам спорта органичен, и вовлечение в сферу этих занятий жителей Северной столицы и Ленинградской области является важной социальной задачей (в отличие от городов средней России, Сибири). Как показывает опыт демонстраций тенниса и биатлона, можно сделать зрелищными любые состязания, если творчески подойти к вопросу их показа. На основе анализа деятельности СМИ по «раскрутке» вокально-инструментальных групп и отдельных представителей шоу-бизнеса, естественным является вывод о возможности формирования интереса к определенным программам. В таком случае стартовые вложения следует рассматривать как инвестиции не только в социальную, но и в коммерческую сферу. Вместо имеющего сегодня места хаотичного освещения спортивных событий необходима концепция, методика формирования интереса к данным видам спорта у телезрителей. В следующем разделе работы автор предлагает свое видение продвижение водных видов спорта (в первую очередь – парусного спорта) в Санкт-Петербурге на экраны телевидения.


2. Разработка проекта проведения кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения


Как было отмечено в первой главе настоящего исследования, основным недостатком в освещении телевидением водных видов спорта является не малое эфирное время и неудачно выбранные часы программ, а отсутствие системности и внутренней логики. В настоящей главе автор предлагает пути проведения PR – кампании средствами телевидения. Эта кампания должна рассматриваться как социальная акция, подпадающая под классификацию социальной коммуникации. В соответствии с таким подходом при разработке кампании автором использовалась методология, описанная Шишкиным Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л.. В соответствии с этой методикой в первую очередь следует сформировать цели и задачи кампании, определить целевую аудиторию и выяснить имеющиеся ресурсы. Представляется необходимым также предварительно определить ряд терминов. Терминология проводится в соответствии с трактовкой, приведенной М. Шишкиной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.