Рефераты. Особенности современной аудитории телевидения

Опросы Института Гэллапа показали: по собственной оценке, слишком много сидят у телеэкрана двое из пяти взрослых и семеро из десяти подростков.[8]Другие исследования подтверждают, что телеманами считает себя приблизительно 10% взрослого населения. Проведены эксперименты показывают: заядлые телеманы, вне зависимости от возраста, ощущают тревогу, чувствуют себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего делать и уж тем более, когда приходится оставаться один на один с собой. Возникает вопрос — какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаются ли люди к телевидению от тоски и одиночества или же длительный просмотр телепередач приводит их к этому? Люди, как и большинство исследователей, считают, что второе утверждение ближе к истине. Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, уводит от гнетущей действительности, позволяет наслаждаться прекрасным. Но в меру. Как всякое сильнодействующее средство, оно требует осторожности. Обеспокоенность тем, что происходит с нашей культурой под влиянием телевидения, стала мотивом создания движения «WhiteDot». Телевизор заменил нам друзей, родителей, соседей, - считают участники движения, - Мы знаем имена героев сериалов, но не знаем как зовут наших соседей. Разве телевидение нам дает что-то столь же ценное, что оно у нас отнимает? Истинные человеческие чувства «протаскиваются» в фильмах и передачах, и в итоге истинные эмоции увядают за ненадобностью. Движение «WhiteDot», направленное против телевидения, пытается вернуть людям утраченное искусство, искусство жить своей собственной жизнью. [9]


§2 Психологические типы аудитории


В работах ученых разного времени, занимающихся проблемами человеческого общения и взаимодействия, нередки выводы о несовершенстве человеческого сознания, о его подверженности иллюзиям и о возможности им манипулировать.[10]

Согласно семиосоциопсихологическому подходу, мир разделен не на "аристократов" и "плебеев", не на "плохих" и "хороших", но на людей, имеющих разные навыки интерпретации, и, поскольку это - всего лишь навыки, им можно - в определенных пределах - обучать, то есть, по мысли Ф.Бэкона, "предостерегать людей", с тем, чтобы они "вооружились против "идолов сознания", насколько возможно". Подробнее рассмотрим психологические особенности разных типов аудитории в зависимости от того, как они способны воспринимать поступающую информацию, насколько адекватно ее интерпретировать и включать ее в свой, так называемый, образ мира. То есть соотносить с собственными взглядами, мировоззрением. Способность воспринимать чужую точку зрению. Труднее всего достичь диалога с вовсе неинтерпретирующим зрителем. Типичные реакции: "не буду смотреть, неинтересно, надоело", а если все же посмотрел - "не знаю, не могу, не хочу, ничего не запомнилось". Ситуация напоминает нервный срыв. Адекватно воспринимающая часть аудитории в свой образ мира активно включает содержательный материал передачи и позицию ее авторов. Также в психологии существует понятие - интенция нейтральности. Это означает, что, допустим, в данной телевизионной передачи нет явного мотива пропаганды той или иной точки зрения. Неадекватно интерпретирующая группа телезрителей "выхватывает" из передачи с интенцией нейтральности отдельные факт события, воспринимая саму передачу чаще фоном: "что-то о политике", "что-то об экономике". Зрители, интерпретирующие передачу неадекватно, в свой образ мира включает не интенцию, не тезисы и даже не аргументы к тезисам, которые они фактически не замечают (не дают себе труда?), но - "выхваченную" из передачи информацию нижних уровней содержательно-смысловой структуры (являющуюся иллюстрациями, фонами и т.д. - к тезисам, к аргументам и в целом к интенции).Нередко это информация, которая почему-либо желанна (например, обещания повышения зарплаты, пенсии) либо наоборот, которой опасаются, но которая в любом случае телезрителя "зацепила", поскольку дает пищу сфере эмоций. (Бодалзр А.% Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.-328 с.) По сути дела, образ мира у этой части аудитории уже сформировался, и воспринимаемая из передачи информация либо служит его подтверждению, либо - отторгается "без права на анализ", на творческое, критическое обновление. Это мир собственных проблем и огорчений, обид и нереализованных возможностей, за которым не видны подлинные причины неприятностей, окружающих человека, в котором нет места проблемам "далеким", т.е. не касающимся его вплотную. Например, весной 1996 года, т. е. в разгар чеченских событий, представители одной из таких групп, реагируя на просьбу назвать наиболее важные проблемы внутри страны, этих событий не упоминали, но обязательно говорили о своих страхах: о боязни выходить поздно на улицу, потерять работу и т.д. Эта часть аудитории также очень восприимчива к такой, широко распространенную в системе СМИ установки и даже можно сказать лозунг - "все вокруг плохо". Эту установку часто используют политики в своих предвыборных кампаниях, спекулируя на бедах и проблемах людей. Рассмотрим также психологическое восприятие зрителями самих передач, транслирующихсяна телевидении. На сегодняшний день телевидение - это не просто факт, но продолжение повседневной жизни. А для журналистики факт — вообще вещь весьма условная, скорее повод или завязка для разговора в эфире. Впрочем, имидж и популярность позволяет обойтись и без факта. Привычка наблюдения огромных масс зрителей за фактом предоставления им красиво оформленного, но сумбурного, невыстроенного общения как элитарного, может оказаться социально значимой. Такого рода передачи ориентированы на отвлечение людей от рационально-критического восприятия, приучают к бессодержательному и поверхностному поведению и общению. Если говорить о понятии эффективности, то передача рассматривается как эффективная, если телезрителю по меньшей мере понятно, почему, зачем и ради чего была предложена ему именно эта, а не какая-либо иная передача. И значит, после просмотра он сможет более или менее адекватно интерпретировать мотивы и цели общения с ним. Практически всегда успех существования обеспечен передачей именно такой информации, которую люди ждут илипо крайней мере способны воспринять. Если эффективная с вышеуказанных точек зрения передача, как правило, действительно оказывается и популярной, то популярная передача, то есть та, которая, по подсчетам телеканалов, собирает большую аудиторию - отнюдь не всегда эффективна. Столь же неравнозначны и понятия "эффективная передача" и "интересная" передача". Понятно, что без интереса нет диалога; однако интерес автоматически диалога не обеспечивает - исследования фиксировали, что передачи, которые зрители оценивают как интересные, могут интерпретироваться неадекватно, т.е. в таких случаях обмен информацией не произошел. В профессиональном смысле этого слова не равноценны также и такие понятия, как передача "популярная" и передача, "любимая телезрителями". Между тем даже самая интересная передача может дать самые неожиданные для авторов результаты восприятия - вызвать тревогу и страх, раздражение и даже нервный срыв.



Глава 3 Тенденции на современном телевидении


Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. [11]

Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата и зачастую, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс-медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи "Спокойной ночи, малыши").

За последние 15 лет выросло число доступных населению телеканалов: сегодня средняя городская семья в России имеет возможность принимать восемь телеканалов. На отечественном телеэкране появились новые жанры телепередач и типы телевизионных зрелищ — зарубежные фильмы в большом количестве, «мыльные оперы», ток-шоу, телеигры, музыкальные клипы, всевозможные интервью в прямом эфире с интерактивной связью.

В отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение магазинов, занятия спортом и т.д.), потребление СМИ и в частности ТВ в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер. Мощностью его воздействия, какой не обладают другие СМИ. Ни одно другое информационное средство (массмедиа) в стране — ни радио, ни периодическая печать, не говоря уж о кино или Интернете — не создало и не репродуцирует сегодня контингент своих потребителей с таким постоянством, в таких масштабах и с таким позитивным (по мнению преобладающей части самих потребителей) эффектом. Из огромного количества видов досуга, которые сегодня можно выбрать самый распространенный — телевизор. Легкость и бесплатность доступа к телевизору, отсутствие необходимости предпринимать какие-то усилия и идти на дополнительные затраты (на покупку газет-журналов, видеокассет, выбор книг и т. д.), а также доступность и понятность телевизионного языка повышают привлекательность телевизора. А так же весомым фактором является наибольшая степень доверия телевидению из всех существующих средств массовой информации.Каждый день (в среднем 3,5 часа) смотрят телевизор 92 % горожан России, 55 процентов доверяют ему как каналу информации, 56 % считают его самым важным лично для них источником сведений о мире, 58 % смотрят его с интересом и удовольствием (еще 29 % — без особых чувств).[12]

Старшая по возрасту часть телеаудитории несколько чаще среднего ориентируется в просмотре на отечественные криминальные сериалы и криминальную хронику (хотя подобные ориентиры объединяют сегодня всю российскую телеаудиторию). Более молодая часть (во многом, скорее, подростковая по типу ориентации и самоопределения) с несколько большей заинтересованностью ищет на экране игровые ситуации, особенно связанные с физическим риском либо интеллектуальным испытанием, сенсации и скандалы (ищет, можно сказать, игры-достижения и игры-нарушения), а также передачи по «мужским» и по «женским» интересам, соответствующие образы половозрастной идентичности. Характерная черта нашей страны - аудитория в нашей стране носит биполярный характер. Одна часть живет ностальгией по старому советскому телевидению, другая мало что помнит о советском телевидении и живет реалиями сегодняшнего.

На сегодняшний день можно наслаждаться разнообразием, открытостью нашего телевидения. Что же касается содержания телевизионного эфира с точки зрения зрительских предпочтений, то именно в этих предпочтениях, уровне популярности и потребления отдельных тележанров наиболее рельефно проявляют себя особенности отечественного телесмотрения, специфика нашего телевидения и телеаудитории. Так, например, у российской телеаудитории отсутствует серьезный .интерес к спортивным программам, не пользуются успехом ситкомы. Хоть;это все довольно спорно, так как, конечно, в наше время улицы не пустеют во время трансляций фигурного катания или хоккея.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.