Рефераты. Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

 

2.2 Типические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»


В теоретической части мы уже рассмотрели какими методами пользуется журналист, создавая портретный очерк, так сказать элементы портретного очерка, сейчас же мы рассмотрим то как эти методы используются в публикациях исследуемого журнала.

Начнем с пейзажа.

№11, 2007 год, публикация Ирины Кравченко о Астрид Линдгрен «Не хочу писать для взрослых!». В самом начале очерка, где говорится о месте рождения писательницы, мы встречаем пейзаж: «Природа в тех краях поражает воображение: поросшие лесом холмы, средневековые развалины, вересковые пустоши, озера с растущими по берегам фиалками».

Естественно, что этот пейзаж раскрывает нам сущность героя, а точнее причинно следственные отношения его формирования: Сказочница должна родиться в сказке.

№10, 2007 год, пкбликация о Артюре Рембо Анны Говор, поэте, слишком рано пережившем свою творческую зрелость. В середине очерка, где описывает ся переломный момент в судьбе писателя: «И вот он, вожделенный Восток! Рембо прибыл в прибрежный город Аден, на самый юг аравийского полуострова. Город, древний, как поэмы Гомера. Но нашел ли негоциант тот восточный Рай, о котором мечтал поэт? “Ни деревца, даже сохлого, ни щепотки земли. Аден представляет собой кратер потухшего вулкана. Мы жармся, как в печи для обжига извести”».

Этот пейзаж говорит о разочаровании поэта. Он долго был в поисках, скитался не только физически, но и душевно. После крушения последней мечты из-под пера мастера не вышло ни одного произведения.

Таким образом, можно сказать, что пейзаж в данном виде портретного очерка используется в качестве раскрытия характера героя, зарисовки обстоятельств которые повлияли на судьбу персонажа.

Теперь перейдем к деталям.

Как мы уже выяснили, детали используются в различных целях: для образной трактовки тех или иных событий, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Для иллюстрации данного художественного элемента возьмем портретный очерк Елены Алексеевой из №1, 2008 года, исследуемого журнала о Адриано Челентано «Невидимые миру слезы».

Деталь здесь используется в разных видах: предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций, образ символ.

 Образ-символ слез возникает с самого начала публикации - название очерка «Невидимые миру слезы». Далее говорится о том, что в детстве маленький Челентано никогда не плакал: «Удивительное дело, но мама Джудитта уверяла, что в детстве Адриано никогда не плакал. Скромные претензии к миру по поводу мокрых пеленок и прочих младенческих надобностей Адриано выражал недовольным кряхтением, но без слез. Синяки и шишки, неизбежные на пути становления всякого человека, тоже переживал молча. Впервые он заплакал, когда ему исполнилось десять лет. Из сострадания».

Здесь «слезы» использованы для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений героя, т.е. Адриано мужественны человек, но очень раним, у него очень тонкая сентиментальная натура.

А вот эта же самая деталь выраженная репликой главного действующего лица: «Через пол века уже седой Челентано в интервью журналистке из Rolling Stone скажет “Элвис перевернул всю мою жизнь. Почти месяц я слушал его песни и плакал. Я был тогда молодой и очень чувствительный. Сейчас бы не стал плакать под такую музыку”. И снова пустит слезу».

Ниже эта же деталь выражается как подробность воспроизводимых событий: «Как-то раз, садясь в машину, он обнаружил в ней совершенно голую девушку. Попросил выйти – девушка отказалась. Попробовал вытолкнуть – разрыдалась. Она плакала, размазывая косметику по лицу, говорила, что любит, что не может без него жить… Адриано заплакал вместе с ней. Так они сидели и рыдали в два голоса, пока не появился Алессандро и не отвез младшего братишку в клинику неврозов».

 Здесь через данное событие показывается переломный момент в жизни героя, его становление, ломку характера, сложности с восприятием себя как популярного человека, практически идола.

Далее образ слез возникает также в качестве подробности воспроизводимых событий, на этот раз «слезы» связанны с чувством любви внезапно случившейся: «Красавица Клаудиа, летящей походкой пересекая павильон, острым каблучком пронзила электрошнур. Произошло короткое замыкание, один из софитов взорвался, и осколки поцарапали Адриано лоб. Разумеется лоб промокнули надушенным платочком. Клаудиа мило пролепетала какие-то извинения, а Челентано почувствовал как на глаза наворачиваются слезы. Клаудиа была в замешательстве. Тогда она еще не знала, что слезы у Челентано – признак наивысшего душевного волнения».

Далее вновь тот же прием связанный уже с другой жизненной ситуацией: «Приняв кружевной сверток на руки, молодой отец разрыдался так, что даже папарацци смутились и опустили камеры. Челентано оценил их деликатность и бесплатно разослал фотографии дочери во все крупные издания».

Этот сюжет вновь красноречиво говорит о чувствительности данного героя, его эмоциональности, которую он сам не может контролировать. Эти маленькие не выдуманные истории из жизни, заставляют читателя почувствовать, будто он лично знаком с персонажем, делают его соучастником событий.

Этот мотив и образ слез в данном материале дает нам полную и необычную характеристику героя, он делает очерк интереснее. Здесь данная деталь используется во всех способах: и как образная трактовка событий, и как символический образ, и как ассоциативная связка, и как особенность внешних и внутренних человеческих проявлений.

Следующим, рассматриваемым нами, художественным элементом станет художественная характеристика.

Портретных характеристик в исследуемом журнале оказалось не так уж много.

 Встречаются в рубриках «Легенды», где не так много фотографий, а в основном портреты, которые не так достоверно способны рассказать о внешности. Но мы уже знаем, что портетная характеристика говорит не только о внешности, но раскрывает также характер героя, поэтому рассмотрим на примерах данных портретных очерках портретные характеристики персонажей.

№10, 2007 года, публикация о Артюре Рембо «Общество мертво поэта» Анны Говор.

Портретная характеристика здесь представлена через речь знакомого человека, она эмоционально окрашена. Расположена в начале текста, в ней описывается герой еще ребенком, поэтому для читателя является предпосылкой образа взрослого человека, более того эта характеристика имеет претензии на пророчество судьбы героя.

«Эти глаза и как он улыбается… не нравиться мне это, - заметил кто-то из учителей. – Он плохо кончит. Однако эта голова не для банальщины. Он гений. Добра и зла».

 №3, 2008 года, очерк о леди Гамильтон «Бедная, бедная Эмма» Вадима Эрлихмана. В публикации рассказывается о женщине которая имела несколько видных любовников, имела значимые связи. Естественно, что в портретной характеристике говорится о красоте и миловидности женщины в молодости, что также, как и в предыдущем примере намекает на будущую судьбу героини.

«Все девицы городка завидывали ее каштановым локанам, голубым глазам и безупречно ровным зубам. Если добавить к этому мелодичный голос и ровный веселый нрав, становилось понятно почему соседи с детства называли Эмму «принцессой», хотя она ходила в обносках и не всегда ела до сыта». В действительности позже в жизни, не смотря на успех у мужчин, леди Гамильтон всегда находилась в очень шатком материальном положении.

И еще один интересный момент: на портретах, на страницах журнала, Леди Гамильтон изображена либо рыжей, либо брюнеткой, а в портретной характеристике же сказано, что волосы у нее были каштановые.

№11, 2007 года портретный очерк Вадима Эрлихмана «Роксолана: сила слабости».

Здесь портретная характеристика указывает на характер героини: «Судя по портретам, особой красотой она не блистала, в полном соответствии со словами венецианского дипломата Брагадина, писавшего, что султанша»скорее мила, чем красива».Но было в ней что-то необычайно притягательное. В то время как многие молодые полонянки тосковали по дому, по родным, наша героиня смотрела вперед с неунывающей решимостью и улыбкой».

Таким образом, можно сказать, что все художественные элементы в том или ином виде присутствуют в портретных очерках журнала «Биография».Особенно ярко представлены деталь, пейзаж же не так распространен в силу особенности жанра, а портретная зарисовка, несмотря как раз на типическое свое долженствование в данном жанре, представлена весьма скудно в силу особенностей журнала, в частности то, что журнал глянцевый, в нем очень много графических изображений, которые дают представление о наружности персонажа. Особенности характера передаются с помощью других выразительных элементов, которые характерны именно для данного издания, о которых и пойдет сейчас речь.


2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»


В журнале «Биография» материалы подаются в жанре биографического портретного очерка (не считая интервью и фотожанры). Естественно, что журнал претендует на достоверность информации.

Как мы уже выяснили, жанр портретного очерка порой подразумевает некоторое фантазийное начало, авторский вымысел и т.п. Но, когда читаешь журнал биография, создается впечатление, что все написанное является безоговорочными фактами. Как это удается авторам публикаций?

Приемы используемые журналистами для создания наибольшей достоверности при написании данных произведений можно выявить и распределить на несколько групп:

1.                               Документальные фотографии

2.                               Цитаты

3.                               Версификационность

На ряду с данными приемами имеются и другие выразительные средства характерные как раз для исследуемого издания, они касаются композиции, их мы рассмотрим позже, на примере анализа публикаций, а сейчас обратимся к художественным элементам, используемым для достижения достоверности.


Список использованной литературы


1.       Ворошилов, В.В. Журналистика: учеб. пособие / В.В. Ворошилов. – М.: Михайлова В.А., 2004. – 524 с.

2.       Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие / А.А. Грабельников. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 213 с.

3.       Исследовано в России [Электронный ресурс]: Справочник – Статья Д.В. Туманова «Очерк» – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">http://www.ca-oasis.info/analitic/?p=4&id=6

10.   Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2006. – 476 с.

11.   Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 239 с.

12.    Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронный журнал – Статья К.М. Кондракова «Портретный очерк» – Режим доступа: http://schools.techno.ru/ostrov/learn/jur/index.htm


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.