Рефераты. Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно сделать проще и лучше, если соблюдать требования избранной его формы – жанра.

Композиционными структурами являются:

a)                               Экспозиция, или ввод в проблему

b)                              Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета)

c)                              Аргументация, доказывающая истинность тезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)

d)                              Рекомендация, своего рода синтез, производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)

e)                               Обобщенная оценка (как эквивалент развязки) [1, с.236].

Но как мы уже выяснили, композиция материала тоже является жанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционная структура будет меняться, исключать некоторые пункты или включать дополнительные, что лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.

Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычного и В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Это нормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты не приобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь все старое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальную форму для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мы наблюдаем в современной прессе смешение жанров.

Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо?

Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.

Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.

Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи [6].

 

1.2 Очерк и его разновидности


Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?

Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.

Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений [3].

В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.

В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.

Сегодня очерк считается «королем» художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности [11, с.239].

В очерке сливаются две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав репортажа и аналитики.

Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое понимание данного слова:

Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание

Жизненных фактов

2. Общее изложение какого-н. вопроса.

Очеркист – это писатель, журналист, пишущий очерки [10, с.476].

Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.

Но есть еще одна точка зрения по данному вопросу о системе и сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов [4].

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней [11, с.241].

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк [3].

А Ким М.Н. – физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка – это острая социальная направленность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.