Рефераты. Особенности функционирования муниципальной газеты в условиях экономического кризиса

Полученные данные свидетельствуют о возможной возрастающей конструктивной роли местной прессы в жизни общества. Между тем, как показал последний проведенный опрос, читатели ждут от муниципальной газеты «Маяк труда» детального учета их интересов.

Таким образом, если подытожить сказанное, то необходимо отметить, что «набор» проблем, волнующих читателей, очень хорошо известен журналистам, поскольку они регулярно сообщают о них в своих письмах и звонках в редакцию. Возможно, не принципиально, какую позицию в общем списке занимает каждая озвученная проблема. Главное – журналисты прекрасно осведомлены о том, что в первую очередь беспокоит читателей. В то же время важно не только это знать, куда важнее об этом говорить. Не менее важно – стараться своими острыми, критичными материалами, публикациями повлиять на сложившуюся ситуацию, предложить свои пути решения той или иной проблемы, всячески стремиться к тому, чтобы печатные материалы были эффективными и действенными.

На сегодняшний день, к сожалению, муниципальная газета не отвечает требованиям «объективной журналистики высокого качества». Контент-анализ за последние пять лет выхода газеты показал, что критических замечаний в адрес чиновников не было высказано ни одного.

Как уже отмечалось ранее, это обусловлено зависимостью редакции от муниципальной власти. Согласно уставу редакции, утвержденному Постановлением администрации г. Алейска «учредителем является комитет по управлению муниципальным имуществом г. Алейска. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности администрации г. Алейска Алтайского края Российской Федерации.»

Таким образом, вся политика издания целиком и полностью зависит от точки зрения администрации города. Любая информация, которая попадает на подпись к редактору, подлежит жесткой цензуре. После чего ни о какой объективной оценке со стороны журналистов речи идти не может. В связи с этим неизменно снижается конкурентоспособность, снижается авторитет издания.

Чтобы выяснить пути выхода из кризиса, необходимо провести ряд исследований, которые наглядно продемонстрируют запросы сегодняшнего читателя и помогут разработать концепцию современного издания, способным стать читаемым и финансово обеспеченным в условиях кризиса.

Для этого автором работы был проведен анализ читательских писем за 2008 год, для того, чтобы можно было сравнить круг проблем, волнующих представителей аудитории как тогда, так и сейчас. Всего за двенадцать месяцев анализируемого периода в редакцию поступило 152 письма. Из них 73 – от пенсионеров, участников и инвалидов войны. Они содержат просьбы о помощи в разных жизненных ситуациях. И, как правило, связаны они с социальным неравенством и незащищенностью. Читателей этой социальной категории интересуют вопросы, что касаются недобросовестного отношения к своим обязанностям работников коммунальной сферы. Остаются острыми опросы здравоохранения: с каждым разом в письмах читателей все больше прослеживается обеспокоенность снижающимся качеством медицинского обслуживания в больницах города и района. 16 писем поступило от людей среднего возраста, которые работают на предприятиях обозреваемой местности. Эту категорию читателей интересуют вопросы трудового законодательства. Кроме этого, работающие люди среднего возраста обращаются в редакцию с вопросами о перспективах развития городских или районных предприятий с целью трудоустройства детей в профильные учебные заведения. Так же написаны письма от представителей молодого поколения, два из них из мест заключения. Остальные содержали слова благодарности той или иной организации, адресованы руководителям.

Анализ писем за 2007 год показал, что количество писем сократилось на 25 %, по сравнению с 2006 годом. Читателей волновали насущные проблемы (впрочем, по-прежнему), актуальные на сегодняшний день вопросы здравоохранения, повышения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги в целом. Причем читатели обращались за ответами на конкретные вопросы, надеясь на то, что редакция переадресует их компетентным лицам.

В ответ журналисты просто информировали своих читателей, сообщали о результатах деятельности в той, или иной области, в некоторых публикациях проблема была просто обозначена. А только в единичных случаях журналисты попытались разобраться в причинах произошедшего и предложили пути выхода из создавшейся ситуации. Впрочем, ответы были несколько однобокими в плане решения, так как не могли содержать полной и объективной оценки деятельности той или иной подструктуры муниципалитета. Вероятно и это обстоятельство повлияло на спад читательской активности. Не получая ожидаемого ответа, а тем более практического результата, читатели переставали обращаться в газету за помощью в разрешении ситуации.

Снижение доверия аудитории играет не последнюю роль в таком понятии, как конкурентоспособность издания, а значит, и хорошее финансовое положение редакции. В этом случае она дала комментарии и ответы, которые больше похожи на отписку, на 23 письма из 62. В нынешнее время за неделю на страницах газеты публикуется одно или два письма читателей, что также не свидетельствует о стремлении наладить активный диалог с читательской аудиторией. О тематических полосах типа «Ваше письмо» или «Диалог с читателем» не вспоминается несколько лет. О качественном составе аудитории можно было судить по тому, кто является авторами писем, что приходят в редакцию. Это в основном все те же пенсионеры.

Например, в 2005 году ежемесячно публиковалась полоса с наиболее интересными читательскими письмами. В них люди высказывали возмущение, иногда даже негодование, например, в адрес работников сферы обслуживания, торговли, здравоохранения и так далее.

Несмотря на то, что подобный стиль работы не предполагал ответов со стороны противной стороны, рубрика воспринималась читателями хорошо. Однако озвучивание проблем, что насущны массовому читателю, было воспринято администрацией как угроза подрыва собственного авторитета, и со временем рубрика была упразднена. Остался лишь формальный подход, который недопустим в отношениях «газета-читатель».

Практически еженедельно в ней появляются публикации депутатов, материалы по сообщениям пресс-службы краевой администрации, несколько реже газета публикует выступления работников местных администраций, руководителей различных учреждений, работников культуры и здравоохранения, образования.

Поразительно, но факт: в недельном комплекте газеты отсутствуют выступления рядовых работников промышленных предприятий. События и факты в остальных материалах обезличены. В тех случаях, когда газета пишет о людях, чаще всего главным действующим лицом становится работник образования, культуры, рабочие, специалисты.

Говоря о тоне публикаций можно сказать, что в большинстве случаев он нейтральный. Ирония практически не прослеживается. По-настоящему острых, дискуссионных материалов к сожалению не отмечено, однако есть статьи, поднимающие определенные проблемы и призывающие читателей к обсуждению. В большинстве случаев журналисты изъяснялись сухим, канцелярским языком. Так же отмечен литературный язык.

Газета «Маяк труда», в смысле жанрового разнообразия, пестрит от объемных отчетов по бюджету, она сентиментальна. Неохотно она обращается к обстоятельному анализу социальных проблем (отсюда и дефицит статей), не любит ссориться, конфликтовать, выяснять отношения. Но зато почти в каждом номере она печатает одну-две зарисовки, интервью, в которых рассказывает о людях труда, анализирует положение дел, которыми они занимаются. Она не привыкла бегать за новостями, чаще просто делает их по телефону или «кроит» из той информации, которая поступает в редакцию как бы самотеком. Каждую неделю во вторничном номере публикуется сводка происшествий, сообщающая читателей о криминализации в городе и районе. Новостным поводом случит, как правило, очередное убийство или кража в особо крупных.

Вторая полоса одного из номеров за неделю непременно повествует об очередном опять же судебном заседании. А так как процессами по гражданскому законодательству никого не удивишь, то на суд «зрительский» выставляется кровавая история для развлечения. Как уже было сказано, читатели относятся к таким «новостям» неоднозначно. Одни начинают прочтение газеты именно с рубрики «Криминальные новости». Примерно половина читателей считают, что публикуя подобную информацию, сопровождая ее подробностями, муниципальная газета «теряет лицо», становится в один ряд с «желтой прессой», удел которой развлекать читающих всяческими доступными способами.

Есть все основания полагать, что муниципальная газета «Маяк труда» может быть серьезным, читаемым, конкурентоспособным и, значит, финансово независимым изданием. Для этого необходимо:

·                   Разнообразить палитру жанров (чаще будут появляться статьи, журналистские расследования, очерки, фельетоны;

·                   Разработать четкую концепцию, что касается содержательной направленности;

·                   Прогнозировать ситуацию и предполагать возможные варианты ее решения.

Вероятно, это будет способствовать завоеванию изданием авторитета. Будут обсуждаться острые, злободневные проблемы, а корреспонденты должны будут не просто обозначать вопрос, но и анализировать причины создавшейся ситуации, освещать различные точки зрения на проблему авторитетных людей, специалистов.


2.2 Экспериментальная художественно-графическая модель газеты «Маяк труда» как необходимость повышения авторитета издания


Считаю нужным сказать о таком важном моменте редакционной работы, как составление сетевого графика. Четкое планирование материалов на газетных полосах – реальная необходимость, которая весьма организующее действует на весь творческий процесс, дисциплинирует коллектив, упорядочивает его деятельность, делая ее предсказуемой, а значит, стабильной.

Хороший редакционный план является важным элементом в организационной работе редакции. Отсутствие его часто приводит к непоследовательности в ее работе. Часто проблемный материал или новая рубрика не получают продолжения. Такая непоследовательность напрямую сказывается на действенности и эффективности как издания в целом, так и каждой отдельной публикации. Отсутствие логики и последовательности также влияют на выполнение газетной специфической функции – на формировании общественно-политических взглядов, убеждений и идей у читателя.

За существование газеты хорошо зарекомендовал себя такой вид планирования, как сетевой график. Давно его научились применять в редакции муниципальной газеты «Маяк труда». Он позволяет рационализировать труд журналистов, постоянно поддерживать интерес читателя к газете. Система хорошо подобранных тем позволит газете выявить и сохранить свою индивидуальность, разнообразную тематику и жанровую палитру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.