Рефераты. Объективизация как способ скрытого диалога с читателем на газетной полосе

«И почему собственно война, кому мы нужны? На последний вопрос могу ответить сразу. Мы – никому. Теперь о паритете» [15].

Двигаясь далее по привычной структуре текста, можно выделить следующую группу примеров по расположению в материале:

-в заключительной части:

Используя приём объективизации в заключительной части, журналист выполняет сразу несколько задач:

- завершает свою мысль рассуждением, что говорит о способности автора анализировать, прогнозировать, давать чёткую оценку описываемого им объекта, события;

-оставляет за читателем право согласиться либо опровергнуть предложенную точку зрения. Таким образом, возникает скрытый диалог с читателем. Газетная полоса выступает в таком случае своеобразной трибуной, где могут происходить дискуссии между автором и аудиторией (посредством читательских писем в редакцию).

В зависимости от расположения объективизации в тексте, выполняемые ею функции меняются от простого стремления привлечь внимание аудитории (как, например, в заголовке) до скрытого диалога с читателем (как, например, в заключительной части материала).

Широко применяется в журналистской практике синтез объективизации с другими фигурами речи, например, дубитацией или риторическим вопросом. Такое совмещение разных приёмов позволяет автору расширить границы своих возможностей как аналитика, психолога или критика.



5.                По способу формирования объективизации:

- чистая объективизация:

«Что можно сделать, чтобы не закоснеть в своей идентичности и не сойти с ума от опустошающего релятивизма? Ответом может быть игра, творчество игры» [7:Огнева Т.,19.09.09];

«В чем причина отставания нашей столицы? Еда в московских магазинах на порядок дешевле ресторанной, да и место под заведение найти непросто...» [7];

«Сколько стоит отдохнуть? Как правило, более выгодные предложения проще найти до начала высоко сезона, в период, когда время каникул и массовых отпусков еще не началось или уже закончилось» [7:11.04.10].

- с содержанием риторического вопроса:

«Спрашивается, им что, не нужны эти деньги? Да нет, конечно, нужны. Просто там не могут доказать свою состоятельность в научной сфере, поскольку практически не ведут исследований. И зачем нам в XXI веке такие университеты, академии и институты? А если слить их с теми вузами, где есть нормальная наука, качество подготовки повысится» [«Известия», Чернаков А.];

«Неужели это главный результат «оранжевой» революции? Демократия, доведенная до абсурда? Евросоюз ближе не стал, отношения с Россией - хуже некуда» [7: 27.01.10];

«Кто же следующий после Ирака? Саудовская Аравия, Северная Корея? А вот это уже неважно. Причина для нападения найдется сама собой» [15: Красильников В., 25.11.02].

Риторический вопрос, подразумевающий однозначный ответ, является отличным вспомогательным приёмом: автор подтверждает свои слова, задавая вопрос, ответ на который для всех очевиден. Журналисту не приходится объяснять читателю сути описываемых событий: объективизация совместно с использованием риторического вопроса сделают всё за него.

Ещё одной отличной дополняющей объективизации может служить дубитация. Примеры такой сочетаемости мы собрали в следующую группу:

-с содержанием дубитации:

«Сколь долго может продолжаться подобная ситуация? И чем она чревата для страны? С одной стороны бартер и неденежные расчеты явились для внутренних производств на какое-то время единственным возможным спасением в ситуации, когда власти отказались от суверенного права национальной денежной эмиссии, прекратив, по сути, всякую государственную кредитно-денежнуюполитику,предварительно уничтожив и государственное планирование» [15];

«Почему ракеты США не ратифицировали этот документ, уничтожающий столь ненавистные им ракеты «Сатана», от которых у США нет ни сейчас. Ни на десятилетия вперёд никакой защиты? Неужели пожалели полсотни стареющих, значительно более слабых ракет МХ? Да нет, они собираются ликвидировать их без всяких договоров» [15];

«Услышит ли кто меня? В конце концов, если русские предали сами себя (не без упорной помощи Запада), великую державу, созданную духом, умом и волей наших отцов и прадедов, то кого же винить? Вот только жаль будет тех, кто в те страшные ощущением бессилия и невосполнимости часы будет, матерясь и плача, срывая кожу с рук, запускать в небо уцелевшие “Тополя” и “трехсотки”, моля Бога об одном – успеть» [15: Красильников В.,25.11.02].

Все приведённые выше примеры, классифицированные по тем или иным признакам, являются наилучшим показателем эффективности использования в публицистике такого приёма как объективизация. Объективизация как фигура речи осуществляет следующие функции:

1.                 эстетическую;

2.                 агитационно-пропагандистскую;

3.                 психологическую.

Задавая вопрос и предлагая на него ответ, автор заинтересовывает читателя, заставляет его не просто прочесть материал, но и задуматься над прочитанным.

Вывод:

На современном этапе развития публицистики появилось множество стилистических приёмов. С их помощь журналисту удаётся наиболее полно передать информацию аудитории, раскрыть и описать событие, факт с разных сторон социальной действительности. Объективизация представляет собой один из наиболее интересных приёмов, используемых на газетной полосе. С помощью объективизации осуществляется связь «газета-читатель»: автор даёт читателю информацию для размышления. Соответственно читатель реагирует на предложенную ему информацию (письма либо звонки читателей в редакцию).

Изучив примеры объективизации, найденные в газетах и интернет-сайтах, мы смогли классифицировать их по тем или иным признакам (по структуре, по семантике и т. д.). Использование объективизации в сочетании с другими стилистическими приёмами или с художественно-изобразительными средствами также применяется журналистами при создании материала. Такой синтез позволяет максимально раскрыть тематику материала, делая его понятным для аудитории.





Заключение

В нашей повседневной жизни средства массовой информации (СМИ) играют важную роль. Будучи своеобразным окном в мир, СМИ информируют нас о важнейших событиях, как в стране, так и в мире в целом. Освещая главные события в мире политики, экономики, культуры, общественной жизни, СМИ выполняют одновременно и целый ряд функций:

-информационную;

-познавательно-просветительную;

-функцию воздействия на аудиторию.

Последняя функция СМИ заслуживает особого внимания. На современном этапе развития журналистики (в особенности публицистики) появилось множество стилистических приёмов и риторических фигур, с помощью которых достигается эффект воздействия на аудиторию. К числу таких приёмов относятся:

-дубитация;

-риторические вопросы, риторические восклицания;

-обращения;

-обсуждения;

-объективизация.

Более детально в данной работе мы рассмотрели приём объективизации. Так как данный приём сравнительно недавно появился на газетной полосе, было интересно узнать, с какой целью он используется в публицистике.

Изучив примеры объективизации, взятые из газет и аналитических сайтов, мы обратили внимание на следующий факт: с помощью приёма объективизации автор вступает с читателем в скрытый диалог. Задавая вопрос и давая на него ответ, автор словно обращается к читателю, призывает его принять участие в обсуждении предложенной им (автором) темы. Распространено в публицистическом стиле использование объективизации в сочетании с другими фигурами речи, например: дубитацией, риторическими вопросами, художественно-изобразительными средствами (тропами). Такой способ использования приёма объективизации позволяет автору не просто наиболее полно раскрыть тематику материала, но и заинтересовать читателя. Так устанавливается связь «Читатель - газета», которая первостепенна по значимости для любого периодического издания, в частности, газеты.

Ознакомившись с примерами объективизации, в своей работе мы предложили также их классификацию по таким признакам, как:

-структура;

-семантика;

-наличие художественно-изобразительных средств (тропов);

-расположение объективизации в тексте;

-способ формирования объективизации.

Таким образом, опираясь на труды лингвистов, таких как Солганик Г. Я. «Лексика газеты», Граудина Л.К. и Ширяевой Е.Н «Культура русской речи», в данной курсовой работе мы постарались наиболее полно рассмотреть объективизацию с точки зрения, как фигуры речи, так и стилистического приёма в публицистике.




Список использованных источников

1.                 Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - М., 2003 - 383 с.;

2.                 Баранов А.Н., Паршин В.В. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание//Роль языка в средствах массовой информации. - М., 1986;

3.                 Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003;

4.                 Виноградов С.И., Платонова О.В. Культура русской речи. – М., 1999;

5.                 Граудин Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М., 1999;

6.                 Григорьева О.Н. Язык в аспекте культуры речи. – М., 2000;

7.                 Газета «Комсомольская правда»

8.                 Газета «Московский комсомолец»

9.                 Газета «Независимая газета»

10.            Газета «Приднестровье»

11.            Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М.,1981

12.            http://evartist.narod.ru

13.            http://revolution.

14.            http://kp.md

15.            http://ruek.narod.ru

16.            http://www.pravda.ru

17.            http://www.referats.5-ka.ru


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.