Рефераты. Методика журналистского творчества

 

1.2 Источники информации


Журналист должен не только знать и использовать уже обозначенные стадии творчества, но и ориентироваться в той информационной среде, с которой он взаимодействует. К ней относятся три типа информационных источников: документ, человек и предметно-вещественная среда.

Понятие «документ» употребляется в нескольких значениях. Согласно одному из них - это материальный носитель записи (бумага, кино - и фотоплёнка, магнитная запись, перфокарты и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве. Документ в более узком смысле – официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то. Для журналистики актуальны оба эти значения. Но очень важно иметь в виду, что документы несут на себе печать личности того, кто их создавал, и условий, в которых это происходило. Желательно удостовериться в подлинности документа. Это особенно важно, если журналисту придётся доказывать свою правоту в суде. Документ тогда становится аргументом. Опора на «носители знаний» делает публикацию доказательной и защищённой.

Центральное звено информационной среды – человек, или «живой источник». Ведь он нередко является свидетелем либо даже участником события. Кроме того, «Живой источник» - носитель информации и о себе, о своём субъективном мире. И, наконец, - транслятор информации, полученной от других. Одно непременное условие: этот источник должен быть надёжен и к нему должен быть возможен доступ. Таким источником, в принцип, может быть любой человек, обладающий нужной журналисту информацией. Чем больше таких «источников», тем легче разобраться в проблеме. Однако самым надёжным и популярным источником информации являются представители органов власти. Поданным статистики около 80 % журналистов регулярно обращаются к представителям различных ветвей власти.

И третий источник информации – предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Однако есть одна сложность: они «разговаривают» только с теми, кто умеет их разглядеть и хочет понять их язык.

Ещё как один дополнительный источник информации А.И. Соков выделяет слухи – «молва, известие, обычно ещё ничем не подтверждённое». Нередко именно слухи, при всей их сомнительности, становятся поводом для журналистского расследования и в итоге перестают быть таковыми. Поэтому в процессе направленного исследования темы журналист просто обязан опросить всех лиц, имеющих отношение к изучаемому явлению. Это позволит выявить суть происходящего, определить тенденции, обнаружить истоки проблемы и пути её решения, добиться максимальной объективности.

Помимо трёх основных источников информации, некоторые авторы, в том числе А.И. Соков и Г.В. Лазутина, выделяют так называемую информационную структуру, к которой относятся:

·                   Брифинги (короткие совещания работников СМИ, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по разным вопросам);

·                   Презентации (торжественные встречи представителей государственных/общественных/частных структур с общественностью, с представителями прессы для ознакомления с чем-либо новым);

·                   Пресс-конференции (встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их и ответов на их вопросы);

·                   Пресс-релизы (специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами);

·                   Информационные бюллетени (о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами) и т. д.

Интересно мнение Сокова об этой информационной сети, он говорит, что «эти каналы, как и информационные агентства, распространяют сообщения «общего пользования», без учёта специфики изданий. Конечно, такая помощь полезна, но не снимает проблемы получения сведений непосредственно из жизни, а, следовательно, и проблемы источников информации». Поэтому, соглашаясь с его мнением, мы делаем вывод, что большее внимание необходимо уделять трём основным источникам: человеку, документам и предметно-вещественной среде.

 

1.3 Способы получения информации


На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, т. к. именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения.

Изучая те или иные социальные явления, профессионал пользуется набором определённых методов, которые позволяют ему проникнуть в суть изучаемых объектов. Данный арсенал постоянно пополняется за счёт смежных с журналистикой наук. Например, в последние годы журналисты охотно стали использовать социологические методы сбора информации, как правило, они не являются основными, но органично дополняют традиционные способы получения информации в журналистике. К наиболее используемым заимствованным методам относятся:

·                   Массовое интервьюирование;

·                   Анкетирование;

·                   Систематическое наблюдение;

·                   Эксперимент.

Но мы более подробно рассмотрим традиционные способы получения информации: наблюдение, документ, интервью (беседа).

Наблюдение

Известно, что кочевники (киргизы, казахи), чтобы скоротать дальнюю дорогу, поют нескончаемую песню обо всём, что видят в пути. Порой и журналистские материалы напоминают такую песню. При этом авторы ссылаются на тезис о том, что наблюдение – важнейший способ сбора информации. Как правило, оно используется для планомерного, целенаправленного восприятия, изучения действительности. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нём создаётся атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортёра (особенно свойственно телевидению и радио).

Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация из такого рода наблюдений всегда отличается живостью и достоверностью. В- третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независимо от чьего-либо мнения.

Наблюдение имеет ряд модификаций.

1.                 Неподготовленное наблюдение. Журналист имеет возможность увидеть окружающую действительность в живых, непосредственных деталях, в движении. Конкретный объект наблюдения отсутствует. Важно только суметь за фактом увидеть явление, в череде привычных для большинства людей событий разглядеть необычное.

2.                 Подготовленное наблюдение. У него всегда есть конкретный объект, адрес и время действия. Журналист заранее знает, что предстоит наблюдать, какова последовательность события, когда оно произойдет, и кто в нём будет участвовать. Он имеет возможность предварительно побывать на объекте, выбрать точку наблюдения, собрать заранее полезную информацию.

3.                 Разовое наблюдение. Используется для наблюдения за одноимённым событием, все стадии которого происходят на глазах журналиста. Данное событие ограничено во времени и пространстве. При этом хорошо различимы детали, подробности, характерные признаки.

4.                 Длительное наблюдение. Позволяет изучить объект исследования, увидеть явление или событие в динамике. Такие явления могут иметь значительную протяжённость во времени и пространстве. Журналист имеет возможность неоднократно к ним возвращаться, исследуя всё новые грани проблемы.

5.                 Открытое наблюдение. Журналист при встрече с источником информации не скрывает свою профессиональную принадлежность, издание, которое представляет, а также тему и цель беседы.

6.                 Скрытое наблюдение. Используется обычно в конфликтной ситуации, ибо не вызывает «возмущения» объекта. Журналист остаётся в тени, не указывая свою профессию, не раскрывая истинную цель контакта с источником. Оно позволяет увидеть факты и события в неискажённом виде, лучше понять истоки конфликта.

Вы можете использовать любой вид наблюдения, но важно помнить одно. Успех наблюдения зависит от умения установить значение, новизну и возможный эффект, происходящего события, чтобы не сработать на корзину, а наполнить вашу «песню» смыслом, сделать её «хитом» пусть не сезона, так номера.

Работа с документами

Если с помощью наблюдения мы получаем сведения, что называется, из первоисточника, то документы дают возможность использовать и опосредованные данные. Такие сведения могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий. Все эти данные могут потребоваться журналисту для использования в тексте, могут и не потребоваться, выступив только как материал, подлежащий переработке в ходе творческого процесса. В условиях «информационного взрыва» от журналиста требуется высокий уровень документоведческой, библиографической грамотности, широкое представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. Г.В. Лазутина делит их следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.