Рефераты. Книга. Основные функции и свойства

Среди изданий преобладают печатные. Грампластинки, аудио- и видеокассеты тоже являются изданиями, если они отвечают обязательным требованиям к изданиям. Издание может быть осуществлено также в виде машиночитаемого документа, содержание которого не может быть изменено или уничтожено в процессе потребления информации (например, компакт-диски CD-ROM) [14, c. 264-265].

Особую категорию составляют электронные издания: электронные газеты, журналы, непериодические издания. В электронном издании «издательский оригинал» существует в виде записи в памяти компьютера, а потребителю информации выдается его «копия» на экране монитора, которую можно зафиксировать на собственном машиночитаемом носителе или отпечатать на бумаге с помощью принтера [14, c. 265].

Печатные издания можно также называть произведениями печати. Кроме того, произведением печати является любой отдельный документ, который входит в состав печатного издания. По знаковой природе информации произведения печати могут быть текстовыми и нетекстовыми: изографическими, картографическими, нотными.

Текстовые произведения печати называются также литературными произведениями, а их совокупность - литературой. Понятие «литература» охватывает как текстовые документы, опубликованные в виде произведения печати (изданий), так и депонированные и неопубликованные текстовые документы. Это значение используется, когда говорят о текстовых (литературных) документах по определенной отрасли знания или об определенных типах литературы по социальному назначению (научно-популярная, справочная и т.п.). В узком значении этот термин используется для обозначения только художественной литературы. В книговедении термин «литература» чаще всего используется в широком значении [14, c. 265].

Произведения литературы - это текстовые документы, которые могут быть опубликованы в виде отдельного издания, его части, совокупности изданий, депонированных документов или остаться неопубликованными. Литература - это собирательное понятие для документов, являющихся литературными произведениями.

Применяют в книговедении и документоведении термин «публикация» в значении «процесс и результат опубликования документов». «Публикация» как результат опубликования документа - это отдельный документ, опубликованный в идее издания или его части. Этот термин не охватывает депонированных документов, хотя по закону они тоже считаются опубликованными [14, c. 265].

Таким образом, определение понятия «книга» является одной из основных книговедческих проблем. Начиная с момента появления книги как продукта человеческой деятельности и по сей день, даются различные определения книги, учитывающие ту или иную ее характерную черту. На современном этапе книговедение рассматривает книгу как разновидность Документа IV; в связи с этим понятие «книга» имеет много значений, отличающихся друг от друга по разным признакам.

Так, по особенностям материального носителя информации можно выделить шесть значении понятия «книга», из которых более широкое приравнивается к Документу IV, а наименьшее означает документ бумажный, листовой, блочный, определенного объема (свыше 48 страниц).

Другая классификация - по особенностям знаковой системы записи информации - приписывает наиболее широкое значение понятию «книга» как Документа IV, а наименьшее - как документ человековоспринимаемый, непосредственно воспринимаемый, визуальный, символичный, предназначенный для чтения, вербально-письменный (литературный или текстовой).

Используемые коммуникационно-информационный подход позволяет определить книгу как документ опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки. Определение места книги в системе документальных коммуникаций позволяет найти отличия между книгой, первоначальным документом и архивным документом (отличие заключается в различных действиях коммуникационных посредников).

Такие понятия, как «документ», «книга», «издание», «произведение печати», «литература», «публикация» не противоречат друг другу и могут использоваться по отношению к тем явлениям, которые они обозначают, как взаимозаменяемые.


2. Функции книги


При определении сущности книги в книговедении рассматривают функции книги. Следует отметить, что с течением времени (при смене подхода к определению понятия «книга») список выделяемых функций книги изменялся, специалисты-книговеды выделяли различные функции в качестве основных.

В советском книговедении ведущую позицию занимал функциональный подход как при определении понятия «книга», так и при изучении функций книги. Основные представители этого подхода - И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук - в качестве основной выделяли идеологическую функцию книги. И.Е. Баренбаум отмечал, что эта функция не только поддерживает книгу в общественном обиходе, но формирует и трансформирует книгу как произведения письменности и печати. Таким образом на первый план выступает идейное содержание произведения [1, c. 26].

Универсальной функцией И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук считали коммуникативную (книга как средство передачи информации). Неразрывно с ней связана познавательная функция, но она в большей степени относится к учебной, справочной, научной, производственной книге.

Также эти исследователи выделяли эстетическую и этическую функции. Эстетическая функция книги заключается в том, что книга как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. При выполнении этической функции книга воздействует на чувства читателя, определенным образом дисциплинирует личность, влияет на ее поведение, то есть выступает в роли воспитателя моральных ценностей.

Тех же позиций, как И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук, придерживается Малыхин. Для него главная сторона книги - это содержание. Основная функция книги заключается в нравственном и идейном воспитании личности, а выполнить эту функцию книга может прежде всего своим идейным внутренним содержанием [9, c. 156].

А.М. Иоффе при рассмотрении функций книги отталкивается от того, что книга - прежде всего общественное явление; значит, сущность книги реализуется в ее социальных функциях. Он также дает определение функции применительно к книговедению - «роль, выполняемая книгой относительно потребностей общества или интересов составляющих его (общества) классов, социальных групп и индивидов» [7, c. 36].

Роль в обществе у книги неоднозначна, так как ей присущи различные социальные функции. Книга является орудием научно-технического и культурного прогресса, источником знания и просвещения, орудием социальной борьбы. Книга выступает и как идейно-эстетическая ценность, и как ценность материальная, как важнейший предмет духовного потребления, значение которого усиливается по мере развития общества, роста его социально-экономического, политического, культурного, научно-технического уровня. Отсюда следует, что книга многофункциональна.

А.М. Иоффе при определении функций книги отмечает, что книга возникла в ответ на потребность общества закрепить, сохранить, передать информацию, воспроизвести ее в целях освоения опыта, знаний, представлений. Таким образом, книга с самого начала выступает прежде всего как источник социальной информации, средство передачи информации и развития накопленных человечеством знаний [7, c. 37].

В связи с этим Иоффе выделяет следующие функции в качестве всеобщих, внутренних функций книги, заложенных в ее природе:

1) информационная - воплощение, закрепление в тексте смысловой информации;

2) коммуникативная - передача (распространение) информации во времени и пространстве и установление на этой основе интеллектуальных связей и общения как между отдельными членами общества, так и между социальными группами;

3) кумулятивная - накопление, концентрация, сохранение, организация в определенную систему духовных ценностей;

4) репродукционная - воспроизведение, воссоздание накопленной информации.

Но в числе важнейших функций книги А.М. Иоффе выделяет идеологическую функцию книги, заключающуюся в формировании идеологии определенного класса и идеологическом воздействии на другие классы или общество в целом. С идеологической функцией книги тесно связана ценностно- ориентирующая функция - формирование ценностных структур личности и общества. Также А.М. Иоффе относит к числу основных социальных функций книги агитационно-пропагандистскую, организаторскую, познавательную, образовательную, воспитательную, эстетическую, этическую, гедонистическую [7, c. 37].

Важным выводом в работе А.М. Иоффе является то, что в процессе исторического развития книги происходит расширение ее функций и их дифференциация [7, c. 37]. В зависимости от конкретно-исторических условий те или иные из них могут выдвигаться на первый план, приобретать доминирующее или второстепенное значение. В целом же, выделяя те или иные функции, необходимо учитывать, что книга воздействует на читателя всей совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих функций.

Современное книговедение рассматривает книгу с позиции документоведения. Отсюда особый подход к выделению функций книги. Если при функциональном подходе функции книги рассматриваются сами по себе, вне связи и без сравнения с функциями документа, то современные исследования опираются на взаимосвязь документа и книги. Предлагается выяснить, присущи ли книге функции документа, какие у книги есть специфические функции.

Г.Н. Швецова-Водка отмечает, что главная функция документа - социально-коммуникационно-информационная - определяется его местом в системе социальных коммуникаций, где он является каналом передачи информации [14, c. 268]. Эту функцию называли также при характеристике книги, но она получала разные названия. Как уже отмечалось выше, И.Е Баренбаум и А.И. Барсук говорят о коммуникативной функции книги. Позднее И.Е. Баренбаум выделял единую «информационно-коммуникативную функцию книги.

В.Н. Ляхов подчеркивал, что «самые общие и существенные стороны природы книги, порожденные ее назначением в жизни: служить средством для хранения и передачи информации, для общения между людьми». Отсюда главная - коммуникативная - функция книги как формы организации текстового сообщения [ цит. по: 14, c. 268].

В работах А.А. Беловицкой, А.А. Гречихина и С.П. Омилянчука подчеркивалась социально-коммуникационная природа книги, но соответствующая функция книги называлась ими «коммуникативной»; в характеристике книги делался акцент на ее принадлежность к сфере общения или к сфере массовой коммуникации [цит по: 14, c. 269]. Также коммуникативность в качестве основной функции рассматривал К. Мигонь, поскольку книга является прежде всего инструментом социального общения; специальные функции книги - сохранение духовного наследия человечества, распространение его во времени и пространстве, служение развитию науки, техники, литературы, опора для религиозной, политической и общественной деятельности [10, c. 31].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.