Рефераты. Интервью в системе жанров

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – информационным или аналитическим, зависит уже от

16

содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С

этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

-         Николай, вы где-то проговорились, что собираетесь подкопить денег, а лет через пять бросите своих российских поклонниц и махнете на Запад, чтобы предаться опере. Это правда?

-         Ой, слушайте, смешно! Я не отрицаю, что мое материальное положение очень изменилось и дало мне возможность ездить за границу, брать уроки у известных мастеров. А все остальное неправда.

-         Вас подают как оперного певца, снизошедшего для эстрады. Но для оперы вы еще молоды – синьор Паваротти вышел на сцену после тридцати…

-         А через тридцать лет кто-то появится, и ему скажут: «Вы уже не подходите, Басков появился в двадцать пять». Собинов начал в девятнадцать, а Синявская спела в Большом театре в двадцать. Это все условности «доброжелателей», им лишь бы найти, на что напасть.

 

 

 

17

2.1.2. Интервью на радио

С появлением в 1895 году нового средства связи – радио, зарождается и новый тип журналистики – радиожурналистика. Привычные газетные жанры трансформируются, приобретают новые черты и становятся жанрами радиожурналистики.

Одним из важнейших жанров является интервью. Оно, как и многие другие жанры, пришло на радио из газеты. Но в новых условиях быстро адаптировалось, обрело черты и свойства, характерные для жанров звучащей журналистики.

Хотя радио и газетное интервью, можно сказать, близкие родственники, между ними существует немалая разница. Она проявляется, например, в том, что в газете журналист сам излагает ответы на заданные вопросы. Даже стенографическая запись ответов после расшифровки специально обрабатывается для печати. На радио в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Но и записанные на пленку интервью сохраняют черты подлинного документа, сохраняют голос, стиль речи, интонации говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтер-

вью – на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.

Ответы на вопросы, поставленные радиожурналистом, одновременно с журналистом получают и слушатели, и таким образом, они как бы стано-

вятся участниками разговора с компетентным лицом, располагающим важной интересной информацией. Радиожурналист в этом случае выступает как представитель слушательской аудитории.  Газетчик может по

18

своему усмотрению изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие. Радиожурналист в случае, если интервью сразу передается в эфир, лишен такой возможности. описательный текст, так широко применяемый в газетных интервью, используется редко, как правило, в начале интервью или в заключительной его части, то есть за рамкой, за скобками основного материала.

Возможен, конечно, монтаж сделанной записи интервью; при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Как самостоятельная передача интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью. Оно включает в себя группу взаимосвязанных и взаимообусловленных вопросов в пределах определенной темы и соответственно содержит группу ответов, освещающих тему с большей или меньшей полнотой.

Интервью, как элемент сложной передачи (информационного выпуска, радиожурнала) или как элемент другого жанра (репортажа, очерка) не претендует на композиционную или сюжетную законченность, самостоятельность. Вне целого, вне передачи такое интервью не имеет никакой ценности [Жанры радиожурналистики: интервью // www.vlazrum.ru].

Таким образом, интервью представляет собой передачу, которая создается в момент записи на пленку или непосредственно в процессе веща-

ния. Однако это не значит, что оно создается стихийно, импровизационно. «Сиюминутность», как отличительная особенность радиоинтервью, делает тщательную подготовку его не только совершенно обязательным, но и

19

трудоемким, сложным производственно-техническим процессом, требующим от журналиста большого мастерства, опыта и ряда специальных навыков.

Рассмотрим два случая использования на радио жанра интервью. Интерес слушателей к определенной теме, проблеме диктует журналисту необходимость обратиться к специалисту, который со знанием дела может осветить ее. При выборе компетентного лица журналист учитывает, насколько известен, авторитетен, популярен этот человек. Немаловажным обстоятельством, которое влияет на подбор собеседника, является способность интервьюируемого рассказывать, его умение свободно, непринужденно держаться у микрофона.

Другими критериями руководствуется интервьюер, когда он поставлен перед необходимостью интервьюировать конкретное лицо: именно этого политика, именно общественного деятеля и т. д. Он тщательно обдумывает содержание и последовательность вопросов, готовит интервьюируемого. Последующая работа над интервью и в том, и в другом случае проходит аналогично. Журналист планирует вопросы и их чередование таким образом, чтобы в пределах отведенного времени сложилась композиционно целостная передача.

 

 

 

 

 

 

 

 

20

2.1.3. Телевизионное интервью

Телевизионное интервью обогатило  жанр интервью существенным качеством – зрелищностью. Источником информации становится не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность, и, следственно, широкое распространение жанра интервью  в телепрограммах.

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о важных событиях. Интервью – непременный элемент многих  сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу). Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда он своим выступлением поддерживает какую-либо общественную кампанию, если данный вопрос находится в центре внимания множества людей и необходимо выяснить их выяснить их взгляды.

Идеальное интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух собеседников, один из которых информирован по данной теме больше другого. Исключение составляют ситуации официального характера. Но просто поговорить эти люди могли бы не в студии, без камер и осветительной аппаратуры. В этом заключается некоторая двойственность телевизионного диалога. В связи с этим существует типология интервью:

21

1.                 Протокольное интервью. Проводится с целью получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. В качестве интервьюируемого выступает, соответственно, официальное лицо высокого ранга.

2.                                             Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений. Данный тип интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

3.                                         Интервью-портрет – особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.