Рефераты. Электронная книга

Никандров предложил комбинированные или комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что встречаются и некомбинированные варианты – научные, справочные, производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных документов, входящих в состав web-сайта.

В результате работы С.В. Никандрова были выделены следующие типы web-сайтов:

·                    Официальные: содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций;

·                    Научные: содержат информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера;

·                    Справочные: содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения. Обязательное наличие поисковых систем;

·                    Производственно-практические: охватывают сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации. Характеристика объекта описания или отрасли техники, которой посвящен web-сайт, а не деятельности конкретной организации;

·                    Учебные: содержат Сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном – web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные издания;

·                    Рекламные: содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения;

·                    Научно-справочные: содержат сведения научного характера (публикации, главы из монографий и др.), сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц измерений);

·                    Научные производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации.

·                    Научно-рекламные: содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их продвижения;

·                    Нормативные производственно-практические: содержат сведения нормативного или директивного характера, правила, требования технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации;

·                    Справочные производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике и организации производства сочетаются с материалами справочного характера;

·                    Учебно-научные: содержат сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц;

·                    Рекламные производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения);

·                    Рекламно-массовые (товары и услуги массового спроса);

·                    Рекламно-справочные: содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг);

·                    Научно-популярные: содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту;

·                    Досуговые.

Из всех представленных выше классификаций можно заключить, что электронные издания еще плохо поддаются классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев, определяющих выделение видов электронных изданий.

Критерии, представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как для электронных, так и для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков.

Все рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.

 

Раздел 4. Положение электронного книгоиздания на отечественном книжном рынке


Электронные издания относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Электронная книга, видеокассеты, диски и т.п. занимают все больше места в ассортименте книжных магазинов. Ими торгуют так же, как и печатными произведениями.

Несомненна высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи [4, с. 26-27].

Справочные и научные издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время.

Электронную книгу покупает в основном молодежь, но к ней обращаются и представители старшего поколения.

Кроме того, при разговоре о читательском адресе электронных книг, нельзя не упомянуть людей с ослабленным зрением, слепых или тех, кто по тем или иным причинам имеет проблемы с чтением. В данном случае электронная книга становится просто необходима. Для таких людей производители делают продукты «похожие на книгу». Это аудиофайлы, записанные на определенные носители, многие из которых выполнены в форме кодекса.

Вместе с тем растет число тех, кто хочет читать, занимаясь одновременно каким-либо другим делом (управляя автомобилем, занимаясь хозяйственными делами и т.п.) [9, с. 15].

Исследователи отмечают, что издатель, активно используя возможности новых информационных технологий, получает в свое распоряжение различные способы представления читателю издательского продукта.

Во-первых, он может воспользоваться традиционным способом изготовления тиража и распространения книги через оптовые и розничные сети, доводя ее до покупателя, который является чаще всего потребителем-читателем. На всех этапах книгораспространения новые информационные технологии занимают заметное место.

Во-вторых, получает распространение так называемый выпуск книг по требованию, осуществляемый издателем только в тех случаях, когда находится покупатель, заказывающий один или несколько экземпляров книги. Преимуществами такого выпуска книг являются экономия расходов на складирование тиража, а также продление жизненного цикла книги.

Наконец, издатель может вообще не выпускать книгу в привычном «бумажном» формате, если она с самого начала не планировалась к выпуску и распространению традиционным путем, хотя это и возможно. В этом случае контент направляется любому желающему как сетевой продукт, что отличает его от обычной электронной записи [9, с. 13-14].

Что касается общего развития электронных изданий, то исследователи смогли выделить несколько основных тенденций. Так, Р.С. Гиляревский отмечает, что книга и книгоиздательское дело являются существенной частью системы коммуникаций и тесно связаны с особенностями развития общества, с его экономикой, правовыми нормами, читательскими интересами и привычками. Он замечает, что определить долю электронной продукции в общей книжной продукции довольно трудно и гораздо проще это сделать для периодических и продолжающихся изданий, но выделяет несколько наиболее существенных тенденций развития электронного книгоиздания:

·                    Тенденция роста электронных изданий. Наблюдается соответствие роста электронных изданий общему закону роста объемов информации. Официальный прирост периодических электронных изданий в среднем составляет 8% и в целом соответствует общей мировой тенденции.

·                    Тенденция интерактивности электронных изданий. Это проявляется, прежде всего, в практике свободного редактирования — попытке стереть границу между специалистами и любителями за счет возможности свободного взаимодействия с содержанием сайтов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.