Рефераты. Аналитические способы отображения действительности в журналистике

В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей - путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.

Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{B0F68D94-24B3-4D82-9B36-6FBA8EF6F74F}%26ext%3D0> и осознанных мотивах <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{60892AE2-7BAE-45FC-B4D5-CFCED612821F}%26ext%3D0> поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н. "поисковое поведение"; общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{D52A8F64-28E9-4744-8E80-BBBBBBFB4C7C}%26ext%3D0>, привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как установка <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{34835E4D-F58B-48A3-A2C1-9D73C61D5486}%26ext%3D0> к действию, которая как бы замещает саму П.

Важнейшая особенность П. - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие её уровни - социальные П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями "бесконечного" развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.

В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{56593101-270C-4A87-8759-DF61B40F224F}%26ext%3D0>); по объекту П. - материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту П. - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{A2F29F18-792A-4DE9-80A1-92971A84FCD6}%26ext%3D0>), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в филогенезе <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{64F8205B-0027-493F-AA04-657D5823B84F}%26ext%3D0>. Одна из центральных задач коммунистического строительства - обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения  <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{84D5E807-0C82-4613-A124-954FE7C89307}%26ext%3D0>потребностей <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{84D5E807-0C82-4613-A124-954FE7C89307}%26ext%3D0> закон <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{84D5E807-0C82-4613-A124-954FE7C89307}%26ext%3D0>) и согласно коммунистическому принципу: "От каждого по способности, каждому - по потребности".


 








Средство - Прием, способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений); лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики; деньги, кредиты; капитал, состояние.








Действие - Проявление какой-н энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь; результат проявления деятельности, влияние, воздействие; события, о которых идет речь; целенаправленное, социально значимое поведение.

по М.Веберу - человеческое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективный смысл (мотивацию).

лат. Action - действие

психолог., внешнее проявление волевого усилия, противополагается страдательному и безразличному состоянию, как движение - покой.

деяние, подвиг, поступок, выходка, шаг, маневр, манипуляция, махинация, операция, процедура, процесс, акт, делание, дело, выделка, изготовление, исполнение, осуществление, реализация, производство, фабрикация. Впечатление, эффект. Рискованный шаг.

Условие - Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из сторон; устное или письменное соглашение о чем-либо; правила, установленные в какой-н. Области жизни, деятельности; обстановка. В которой происходит, осуществляется что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить.








Препятствие (один из видов условий) - Помеха, задерживающая какие-нибудь действия или развитие чего-нибудь, стоящая на пути осуществления чего-нибудь; преграда на пути, задерживающая передвижение; преграда, препона, помеха, загвоздка, задержка, закавыка, заковырка, заколупка, закорючка, запятая, зацепа (зацепка), крючок, узда; тормоз, мытарства, балласт; камень преткновения, рогатка, барьер; баррикада; обструкционизм. Тут есть закорючка. Тут-то для меня и запятая. В том-то и беда. Он рад бы в первые шмыгнуть тут ворота, да то лишь горе, что все ворота на запоре. Крыл. Да вот что грех: она была спесива. Крыл. За тем дело стало, что денег мало (погов.). За малым дело стало, excusez du peu! (ирон. о большом препятствии). Без удержу несется.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{C7B1DB97-4AD3-48C5-8A9C-54AB5528F3EE}%26ext%3D0> человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.

Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как "то, ради чего" нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{1094CA1F-100E-4A59-80AC-8599B5F36B6A}%26ext%3D0>).

В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{7AD4FDBE-F0DB-4BD6-88B1-18E78A780C77}%26ext%3D0> (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире "абсолютного духа", т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).

Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{D2895EA0-059E-4175-BEDE-37358C4A693B}%26ext%3D0>, бихевиоризм <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{139929F1-53E6-43E8-A393-4A5863CC279D}%26ext%3D0>); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{68A0DDDE-1CD2-438D-9882-9FD8FA70F229}%26ext%3D0>). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к индетерминизму <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{14AFCF60-4EDA-4EF0-9FB3-6F5864BB4BEC}%26ext%3D0>, к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма <http://encycl.yandex.ru/redir?dtype=encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp%3Faid%3D{C0CDA283-3687-43BF-A444-33D6C03DACF7}%26ext%3D0>).

Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: "... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... " (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как "... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. - это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность - как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. - индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.