Рефераты. Внедрение систем качества

Внедрение систем качества

Южно-Уральский государственный университет

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономика и финансы»

Реферат

Внедрение систем качества

Выполнил: студент группы

Проверила: Чурюкин .

Челябинск 2004

Содержание

Введение 3

1.Проблемы внедрения систем качества. 4

2.Система качества как необходимость. 6

3.Стратегия внедрения качества. 10

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

По мере рыночного реформирования российской экономики отечественные

компании начинают проявлять все более очевидный интерес к проблеме

качества. Об этом можно судить по увеличению числа компаний, способных

конкурировать на отечественном и зарубежных рынках не только путем снижения

себестоимости и цены, но и повышения качества производимых продуктов или

оказываемых услуг. Эту тенденцию подтверждает и рост числа отечественных

компаний, стремящихся получить сертификат, подтверждающий наличие у них

функционирующей системы качества (СК), соответствующей требованиям

международных стандартов ИСО серии 9000. Однако попытки компаний,

включившихся в решение проблемы качества, повысить свою

конкурентоспособность наталкиваются на ряд серьезных препятствий.

Проблемы внедрения систем качества.

Во-первых, отсутствие традиций стратегического управления ведет к

тому, что даже руководители высшего уровня не готовы планировать будущее,

опираясь на потенциал компании и на прогнозы развития среды. И поэтому

серьезные усилия и инвестиции, необходимые для освоения и развития системы

качества в компаниях, экономически обосновывать достаточно сложно: они, как

правило, не могут дать краткосрочного результата, а ориентация на более

отдаленную перспективу должным образом еще не используется.

Во-вторых, отсутствие традиции практического использования регулярного

менеджмента, характерного для компаний, действующих в условиях рынка, ведет

к необходимости сопровождать формирование современной СК налаживанием

такого менеджмента в российских компаниях.

Различные элементы регулярного менеджмента начали внедряться в

деятельность отечественных компаний в начале 90-х годов. Однако до сих пор

большинство из них только подходят к созданию современного управленческого

учета, регулярного маркетинга и организации продаж, управления персоналом и

т.д. Налаживание же в российских компаниях системы менеджмента по принципам

TQM предполагает активную опору на многие элементы менеджмента, которые

были обычны для западных компаний 80-х годов.

В-третьих, наличие в компаниях так называемого тройного стандарта,

когда думаем одно, пишем другое, а делаем третье. Ведь в нашей стране до

рыночного реформирования экономики общие цели задавались предприятиям

централизованно, т.е. вносились извне. Существовал некоторый более или

менее официальный "ритуал" оценки степени достижения этих целей. При этом в

большинстве случаев никто на предприятии не ориентировался на достижение

этих целей. Вместо этого конкретные действия и мероприятия были нацелены на

реализацию представления руководителей об интересах предприятия,

коллективных и собственных выгодах, к которым официально зафиксированные

цели имели, как правило, отдаленное отношение. Исполнители обычно

действовали исходя из принципа минимизации собственных усилий (издержки

производства и конкурентоспособность продукции их не очень волновали),

которые необходимы для формальной сдачи продукции в установленные сроки.

При этом они опирались на неписаные нормы, упрощенные технологии и мало

заботились как о реальных потребителях, так и о том, как будут выполняться

следующие технологические операции.

Отмеченные особенности глубоко укоренились в сознании руководителей и

исполнителей, стали элементом сложившейся на большинстве отечественных

предприятий организационной культуры. В такой культурной среде собственных,

внутренних потребностей, связанных с улучшением качества, возникнуть не

могло. Серьезные изменения в ней начали появляться только под давлением

внешних сил.

Система качества как необходимость.

Переломным моментом в развитии российского бизнеса и менеджмента стал

кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный сектор отечественной

экономики и конкурентоспособность импорта, он создал психологические и

экономические предпосылки для развития отечественных производителей,

компаний "реального" сектора. Это способствовало очевидному росту интереса

к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам

и методам их решения, что выражается в самых разных формах:

– сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на

налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим

характеристикам;

изучение с целью возможного использования опыта западных компаний, которые

поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам

отечественную;

– активизация деятельности по разработке и внедрению СК, отвечающих

требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти

системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ,

но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия

компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда;

– постепенное осознание российскими менеджерами необходимости освоения

новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях

принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Очевидно, что проблема качества становится ключевой для российского

предприятия, если его целью является выход на международный рынок и

установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами. Однако не

следует забывать и другую, может быть более важную проблему. Ведь в

условиях нарастающей глобализации рынков и стремительного втягивания России

в систему мирохозяйственных связей девальвация рубля и протекционистские

меры могут защитить отечественный рынок от давления зарубежных конкурентов

только на короткое время. Поэтому для отечественных производителей проблема

эффективного менеджмента и проблема качества - это проблемы не столько

экспансии, сколько выживания на отечественном рынке.

Для большинства российских производителей создание СК сейчас

ассоциируется с ее сертификацией по стандартам ИСО серии 9000.

Непосредственные мотивы к сертификации СК при этом могут быть разными.

Например:

– требования потребителей при заключении контрактов (договоров);

– стремление повысить конкурентоспособность продукции;

– необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах

и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и

служат рекламой предприятию;

– условие получения государственного заказа, льготного кредитования

или страхования;

– осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия

своего производства в соответствие с международными требованиями;

– стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условием

которой является сертификация СК, и др.

Обобщая накопленный в России опыт решения проблемы качества, можно

выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и

усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям

стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и

непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально

пытаются что-то делать в этой области, а не имитируют соответствующую

активность.

К первой группе относятся крупные предприятия традиционных отраслей,

для которых характерен самый высокий процент заинтересованных в получении

сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина - активная

работа на экспорт). Эта заинтересованность обеспечивает высокую вероятность

четкого выполнения всех требований стандартов в части разработки и

внедрения СК, хотя нельзя не видеть проблем, связанных с запущенностью и

плохой организацией основных и, особенно, вспомогательных видов

деятельности предприятий. Система качества действительно может выглядеть

практически идеальной. Это может быть обусловлено такими причинами, как

"наследие" советской командно-административной системы, а в некоторых

случаях особенностями внешней среды (исторически сложилось так, что

некоторые города в СССР возникали вокруг крупных заводов, поэтому людям в

таких городах больше негде работать, кроме этих "градообразующих" заводов).

Минусом такой ситуации является трудность обеспечения вовлеченности

персонала в процесс постоянного совершенствования СК и улучшения качества

продукции. Ведь под давлением угрозы увольнения работники стараются точно

выполнять все предъявляемые к ним требования, но при этом от них трудно

ожидать инициативы и предприимчивости.

Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о

внедрении СК "впрок" или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют

реального опыта работы там и поэтому не очень четко понимают, что такое

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.