Рефераты. Управление персоналом подбор кадров

силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к

выполнению задач стоящих перед организацией. Естественно, что это должно

вести к росту производительности, а значит и к увеличению ценности людских

ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой

программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10 % без

увеличения заводской стоимости изданий то доход на капитал вложенный

организацией в развитие людских ресурсов гораздо выше этого показателя.

2.1. Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в

коллективе

В противоположность стоимости основных средств ценность людских

ресурсов с годами должна постоянно возрастать по мере приобретения опыта и

ростом профессионализма работников. Социальная адаптация является первым

шагом на пути повышения производительности труда нового работника. В

словаре иностранных слов «адаптация» трактуется как «приспособление

организма, органов чувств к окружающим условиям». Следовательно, человек в

жизни адаптируется буквально ко всему и от того, насколько быстро и легко

пройдет этот период, настолько большая отдача сил, энергии и интеллекта

будет от человека. Менеджеры по управлению персоналом уже давно поняли,

что высокая текучесть (Текучесть кадров определяется по формуле: число

уволенных за определенный промежуток времени делится на среднесписочную

численность работников за то же самое время) рабочей силы может обходиться

очень дорого, а опытных и квалифицированных работников обычно довольно

трудно заменить (8).

Одной из серьезнейших причин текучести кадров в первое время

существования предприятия является отсутствие или нехватка у части

работников видения перспектив развития нового предприятия, его

потенциальных возможностей, а, следовательно, и собственных перспектив

роста у самих работников. Особенно важен этот фактор в случае со

специалистами и управляющими.

Уровни адаптации. (8)

1. Профессиональная адаптация

Это самая главная тема, о которой следует говорить с новым

работником. Он пришел в новое место, у него новые надежды, которые если

разовьются, то могут положительно повлиять на мотивацию работника в

будущем.

Углубляясь в понятие «профессиональная адаптация», надо помнить, что

существуют несколько моментов адаптации, суть которых одна, а методы

разные:

1) Адаптация молодого работника (специалиста) к первому месту

работы;

2) адаптация работника к новому месту;

3) адаптация работника в новой должности;

4) адаптация работника к понижению в должности.

2. Отношения с руководством.

В принципе, отношения с руководством закладываются в начальной стадии

контакта, т.е. в первый момент знакомства. Возникают они по вполне понятным

и закономерным причинам взаимоотношений между людьми – симпатии и

антипатии. Это никаким образом не должно зависеть от пола и возраста

начальника и нового работника.

3. Отношения с коллективом

Знакомство с новым человеком – это всегда нелегкая задача, тем более

надо учитывать, что количество времени, которое человек проводит на работе,

составляет большую часть его жизни. Следовательно, быстрая адаптация

новичка к коллективу и коллектива к новичку будет выгодна обеим сторонам.

4. Неудовлетворенность зарплатой.

Один из самых щекотливых моментов собеседования – это вопрос о

зарплате, поэтому скорее его нужно отнести к руководителю. Нельзя допускать

ситуации, при которой в начале беседы, - когда фирма очень заинтересована в

подборе кандидата, - речь идет об одной сумме оклада, а когда человек уже

согласился, и вышел на работу, тут выясняется, что платить такие деньги

администрация не в состоянии. Это может резко понизить мотивацию нового

работника, и может послужить и причиной для увольнения.

5. Условия работы

Вопрос об условиях работы должен быть обсужден весьма скрупулезно.

Очень многие люди уделяют внимание тому, в каких экологических и санитарных

условиях они работают. Менеджер по персоналу обязан подробно оговорить

технические условия работы и режим организации. Причем сообщить только часы

работы организации недостаточно, необходимо рассказать о ненормированности

рабочего дня (если такое существует) и работе в выходные и праздничные дни

(если в этом бывает необходимость), а также объяснить методы и способы

поощрения сотрудников за подобную работу.

Разобравшись с основными причинами текучести кадров в адаптационный

период, кадровой службе надо продумать вопрос о том, на кого возложить

обязанности по подготовки и ознакомлению нового сотрудника с новым местом

работы. Подготовить необходимые документы для ускоренной адаптации;

описание рабочего места, план организации, список всех руководителей

высшего и среднего звена с номерами телефонов и комнат, а также ближайших

сотрудников; разработать месячный план, определяющий в какой очередности

новый сотрудник будет знакомиться с подразделениями и отделами. Также

следует решить, к каким профессиональным задачам можно подключить его

сразу, а с какими лучше повременить. Причем подготовленный план должен

постоянно пересматриваться и корректироваться с учетом происходящих

экономических и финансовых изменений в стране.

К большому сожалению, встречается еще ряд руководителей, допускающих

одну большую ошибку. Они считают, что работник обязан сам уметь

приспосабливаться, и никто не должен ему в этом помогать. А вот то

насколько быстро работник войдет в коллектив и изучит фронт своей работы,

говорит о его особенностях и о том, будет он работать в фирме или же он

здесь только на время подбора более подходящего кандидата.

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более

производительным, является профессиональная ориентация и социальная

адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника

на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это

общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек

приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и

взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если,

например, последний босс нового работника был человеком властным и

предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать что ему

лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс

в действительности предпочитает устное общение.

Если руководитель не прилагает активных усилий для организации

адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за

несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует

руководствоваться опытом, приобретенным на предыдущей работе, или прийти к

другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также

помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей

адаптации, может оказаться для них просто шоком.

Целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается

всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют

формализованные программы адаптации, специально разработанные для

конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может

свидетельствовать об успешности нового сотрудника, как в начальный период

его деятельности так и в дальнейшем.

[pic] Формализованные

Неформализованные

Рис. 3.1.2 «Используемые программы адаптации и их оценка»

Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно.

Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54

случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному

окружению – коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что

позволяет включить сотрудника в производственный процесс.

Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички

вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60

компаниях) и исподволь узнавать о «славной» истории и традициях (в63 и 60

компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только

29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое

прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике

безопасности никто не допускался к работе.

Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или

иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину:

новичка прежде всего волнует социально – экономическая сфера, а не нормы и

правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно,

предприятие – не богадельня и не приют для благородных девиц, но и

сотрудники – не винтики.

Табл. 2.1.1 «Оценка респондентами содержания программ адаптации» (в

%% от числа использующих)

|СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |

|АДАПТАЦИИ |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |

|Традиции предприятия |63 |15 |22 |

|системы оплаты труда |63 |2 |35 |

|Функциональные |61 |2 |37 |

|обязанности | | | |

|Системы социального |60 |19 |21 |

|обеспечения | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.