одинаковые должности, но в разных организациях. Это не означает, что
требуется полная унификация разрабатываемых процедур.
Основная часть участников опроса отбирает кандидатов по схеме,
доставшейся в наследство от традиционных отделов кадров. Данные рис. 2.3.1
свидетельствуют о том, что большое значение уделяется формальным
подтверждениям квалификации и опыта работы, которые компании черпают из
трудовых книжек (76), дипломом и свидетельств о полученном образовании(66).
[pic]
Рис.2.3.1. «Процедуры отбора, используемые респондентами»
Собеседование, хотя и практикуется большей частью опрошенных (76
компаний), скорее выполняет все ту же роль формальной процедуры независимо
от продолжительности. Более половины респондентов, использующих
собеседование (56 и более %%), вообще затруднились как либо оценить
эффективность данного метода отбора. По-видимому, они просто не знают,
какие результаты можно получить при беседе с глазу на глаз.
Табл. 2.3.1 «Оценка респондентами эффективности собеседования» (в %
от числа упомянувших)
|СОБЕСЕДОВАНИЕ |ВСЕГО(АБС)* |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
| | |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|ДО 1 ЧАС |27 |44 |0 |56 |
|ДО 30 МИН |43 |30 |7 |63 |
|БОЛЕЕ 1 ЧАС |6 |0 |0 |100 |
* Сумма по столбцу менее 100, так как часть респондентов не
высказали своего суждения по данному поводу.
Чаще всего в собеседовании участвуют руководители предприятия – в 72
компаниях, линейные менеджеры (вероятно непосредственные будущие
руководители кандидата) – в 68 компаниях. Треть компаний приглашают
психологов. В 9 компаниях в собеседовании участвует «кто то иной»,
оставшийся неизвестным. Вероятно это представители служб безопасности,
главные специалисты и т.д.
Рис. 2.3.2. «Участие руководителей и других сотрудников в
собеседовании»
В собеседовании со стороны компании участвуют, как правило,
несколько человек. Участие психолога обусловлено необходимостью
определения личностных психологических особенностей кандидата, его
мотиваций и т.п. характеристик. И справляются они с этой задачей весьма
эффективно.
Обращает на себя внимание такой факт: эффективность участия в
собеседовании начальников отделов кадров (управляющих персоналом)
практически совпадает с эффективностью участия в собеседовании
руководителей предприятия (76 % и 75 % соответственно). И это вполне
закономерно, так как опытный кадровик подбирает кандидата под руководителя,
зная его предпочтения и взгляды.
Практика показывает, что собеседование, проведенное опытным
кадровиком, подчас является самым эффективным способом для выявления
мотиваций кандидата, его личностных устремлений и особенностей. Общее число
компаний, использующих собеседование – 76. Скорее всего, оставшаяся часть
компаний (24), либо не рассматривает собеседование в качестве значимого
этапа в процедуре отбора, либо реализуют его в ходе иных процедур,
например, тестировании, деловых играх и др.
Наблюдается более высокая оценка респондентами эффективности
использования различного рода тестирований, результатов испытания (разового
задания) и т.д. по сравнению с собеседованием. Данные исследования,
свидетельствуют о том, что при отборе персонала оценке профессионализма в
любой форме (в нашем случае – тестирование профессиональных навыков и
разовое задание) уделяется повышенное внимание. С этим трудно не
согласиться, потому что профессионализм кандидата важен не только для
принятия решения о найме, но и для дальнейшей трудовой биографии кандидата.
Табл. 1.3.3 «Оценка респондентами используемых процедур отбора» (в %
|ПРОЦЕДУРЫ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
|ОТБОРА |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|Тестирование |81 |13 |6 |
|профессиональны| | | |
|х навыков | | | |
|Разовое задание|79 |8 |12 |
|(испытание) | | | |
|Анкета-опросник|71 |16 |13 |
|Тестирование |68 |19 |9 |
|личностных | | | |
|психологических| | | |
|характеристик | | | |
|Характеристики,|51 |36 |13 |
|рекомендации с | | | |
|предыдущих мест| | | |
|работы | | | |
|Дипломы, |42 |42 |15 |
|свидетельства | | | |
|Резюме |42 |49 |7 |
|кандидата | | | |
|Данные трудовой|37 |41 |22 |
|книжки | | | |
*Сумма по столбцу более 100, так как респонденты могли выбрать
несколько вариантов.
Формальные данные об образовании и предыдущем опыте работы
кандидата, почерпнутые из дипломов и трудовых книжек, оказались в конце
списка с наименьшей долей оценивших их использование как эффективное (42 и
37 % соответственно). Здесь респонденты «противоречат» сами себе: часто их
используя, тем не менее, они считают их менее эффективными, по сравнению с
иными, реже используемыми процедурами отбора. Этому мы видим следующее
объяснение: компании ставят во главу угла готовность кандидата к выполнению
разнообразной работы (в 83 компаниях), его способность начинать с нуля,
быстро осваивать новые функции (в 82 компаниях), умение работать в команде
(в 81 компании).
Рис. 2.3.3 «Дополнительные требования, предъявляемые респондентами
к кандидатам»
Коммуникабельность, как способность наладить взаимоотношения с
окружающими актуальна для 24 компаний. Еще 15 компаний выдвигают иные
дополнительные требования к кандидатам. Причет использование всех
дополнительных требований представляется компаниям весьма эффективным
средством отбора – в 65 – 80 % случаев.
Табл.2.3.4 «Оценка респондентами предъявления дополнительных
требований к кандидатам» (в %% от числа упомянувших)
|ТРЕБУЕМЫЕ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
|КАЧЕСТВА |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|КАНДИДАТА | | | |
|Коммуникабельнос|80 |8 |12 |
|ти | | | |
|Готовность |71 |5 |24 |
|выполнять | | | |
|несколько | | | |
|функций (иную | | | |
|работу) | | | |
|Способность к |69 |4 |27 |
|обучению | | | |
|Иное |67 |7 |26 |
|Способность |65 |6 |29 |
|работать в | | | |
|команде | | | |
В 75 компаниях решение о найме принимает руководитель предприятия.
Иногда он это право делегирует линейному руководителю (31 случай). Еще реже
доверяют управляющим персоналом и начальникам отделов кадров (11 случаев).
Встречаются случаи коллективного принятия решения по данному вопросу, либо
данное право закреплено за учредителем. Но это обстоятельство скорее
зависит от духа и буквы учредительных документов предприятия, чем от
доверия или недоверия к тому же директору.
Рис. 2.3.4 «Окончательное решение о найме принимают»
Если сравнить эффективность решений о найме, то самым эффективным
является решение кадровиков. Так считают 82 % компаний, доверивших решение
данного вопроса управляющим персоналом и начальникам отделов кадров.
Табл. 2.3.5 «Оценка респондентами принимаемых решений о найме» (в %
|РЕШЕНИЕ О НАЙМЕ|ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
|ПРИНИМАЮТ |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|Управляющий |82 |0 |18 |
|персоналом, | | | |
|начальник | | | |
|отдела кадров | | | |
|Кто-то иной |66 |0 |34 |
|Руководитель |61 |5 |34 |
|предприятия | | | |
|Линейный |61 |6 |33 |
|руководитель | | | |
Треть компаний, в которых решение о найме остается за
руководителями, не смогли оценить эффективность их действий. То ли
последствия принятия управленческих решений не отслеживаются, то ли в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14