является последним пунктом в системе индивидуального планирования. Контроль
за ходом выполнения планов позволяет руководителю получить необходимую
информацию для проведения анализа и определения путей совершенствования
своей работы.
Наличие контрольных мероприятий позволяет руководителю определить,
насколько удачным было планирование использования рабочего времени
применительно к различным периодам планирования, и получить более
обоснованную информацию о своих возможностях, ограничениях и об
использовании рабочего времени.
1. Организация рабочего пространства и создание благоприятных условий
труда.
В комплексе мер, обеспечивающих эффективность труда в сфере
управления, важная роль отводится рационализации рабочих мест и созданию
благоприятных условий труда.
Под рабочим местом работника управленческого труда понимается зона
его трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами труда.
Понятие «организация рабочих мест» охватывает:
1. устройство и планировку служебных помещений и размещение в них рабочих
мест;
2. планировку рабочих мест сотрудников;
3. оснащение рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими
средствами переработки информации.
Общим требованием рациональной организации рабочих мест является:
Устройство служебных помещений предполагает выбор для руководителей
отдельных структурных подразделений и уровней помещений рациональных форм,
габаритов и размеров, а также планировку этих помещений и рабочих мест в
них.
Планировка служебных помещений включает в себя распределение
структурных подразделений по комнатам и такое размещение в них мебели и
различного оборудования, которое предотвращает потери времени на лишние
перемещения, обеспечивают экономное использование площади и сохранение
здоровья работающих. Планировка служебных помещений определяется процессом
работы, осуществляемой в них. При этом учитываются функциональная
значимость структурного подразделения, содержание и технология выполнения
работ, взаимосвязи работников в процессе труда.
Есть две концепции устройства и планировки служебных помещений,
используемые в практике оргпроектирования, - кабинетная система
планировки и зальная (планировка по принципу «большой конторы»).
Кабинетная система предполагает размещение групп работников
подразделений и их руководителей в отдельных комнатах. При определении
числа комнат (кабинетов), необходимых для размещения аппарата управления,
учитывается характер деятельности и оснащение труда работников различных
подразделений, наличие подразделений специального назначения (машиносчетные
станции, машинописные бюро, обслуживание множительной техники АС и др.), а
также необходимость предоставления некоторым лицам в силу их служебного
положения отдельных кабинетов. Под служебные помещения могут быть отведены:
1) отдельные комнаты (кабинеты) для одного или двух работников с выходом в
комнату секретаря;
2) небольшие служебные комнаты, в которых размещается отдел (бюро),
состоящий из 4-10 человек;
3) большие служебные комнаты, в которых работают по 10-30 человек.
Форма и габариты служебного помещения должны быть удобными для
размещения рабочих мест. Так, наиболее удобными считаются комнаты
прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1 или 1:1,5 (предельно 1:2) с
минимальной высотой 3,25 м и минимальной шириной 2,5-3 м. При двустороннем
естественном освещении наибольшая ширина (глубина) помещений не должна
превышать 12-15 м, при одностороннем 6-7 м. Минимальная площадь одного
рабочего места действующими санитарными нормами в нашей стране установлена
в 4 кв. м, а для руководителей учреждения -24-25 кв. м, руководителей
отдела –8-24, делопроизводителя –3-4, машинисток –4,6-5 кв. м. Кабинетная
система устройства помещений для крупных учреждений в настоящее время не
считается рациональной, поскольку при ней трудно обеспечить прямоточность,
удлиняются маршруты перемещения сотрудников и документационных потоков; а
разбивка помещения на отдельные комнаты значительно понижает коэффициент
полезной площади здания, осложняет проблему отопления, освещения,
вентиляции, удорожает перепланировку.
Зальный принцип устройства служебных помещений предполагает
размещение работников аппарата управления в одном большом зале, занимающем,
как правило, один этаж и рассчитанном на 1000 человек. Такой зал
оборудуется кондиционерами, звукоизоляцией, освещением. В нем выделяют с
помощью специальных передвижных перегородок участки механизированной
обработки данных (диктофоно-машинописные бюро, вычислительные центры и
т.п.), а также места для совещаний и приема посетителей.
За рубежом руководителей, нередко считают целесообразным размещать в
одном помещении с подчиненными, отделяя их рабочие места передвижными
перегородками.
Размещение рабочих мест в залах производится строго в соответствии с
рабочим процессом и потоками документации. Их группировка определяется
технологией выполняемых основных работ и в случае её изменения может легко
перестраиваться. Стоимость строительства таких помещений, а также потребная
площадь на одного служащего резко сокращаются.
В нашей стране зальный принцип планировки служебного помещения
осуществим только в новых зданиях, построенных по проектам,
предусматривающим его, или на реконструируемых предприятиях. Пока на
действующих предприятиях преобладает кабинетный принцип размещения.
Недостатки кабинетной системы планировки можно частично сократить,
используя в старых зданиях передвижные перегородки. В здании при
реконструкции оставляют только несущие стены. Структурные подразделения
размещают в больших комнатах, рабочие места группируют в них с учетом
требований, указанных выше (прямоточность движения рабочего потока и
соблюдение необходимой взаимосвязи отделов и работников). Группы рабочих
мест отделяются специальными перегородками из рифленого стекла или
звукопоглощающих панелей высотой примерно 1,5 м. Перегородки
изготавливаются из стандартных элементов, что позволяет менять компоновку
служебного помещения и приспосабливать его к меняющимся условиям.
Применение перегородок создает более благоприятную и спокойную рабочую
обстановку; сотрудники меньше отвлекаются из-за частых телефонных
разговоров, хождений большого числа сотрудников и посетителей, что
неизбежно в больших помещениях.
Можно использовать также шкафные перегородки. Помимо звукоизоляции они
увеличивают емкость хранилищ документов, канцелярских принадлежностей,
личных вещей.
Необходимо, чтобы в процессе работы сотрудники могли свободно
подходить к своему рабочему месту или к инвентарю и оборудованию
коллективного пользования. Поэтому при размещении рабочих мест и
оборудования следует учитывать нормативы на проходы и другие расстояния в
служебных помещениях. Такого рода нормативы, используемые в нашей практике,
приведены в табл.
Минимальные размеры проходов в служебных помещениях.
Вид прохода Ширина прохода, см
Для одного лица 60
Для двух лиц
80
Для трех лиц
100
Между столами
55
Между столами, стоящими в ряд 70
Между столами, стоящими в ряд с проходами
между ними
90
Между отопительными приборами и рабочим
столом
Между стенкой и столом 65
Рациональный вариант планировки рабочего места предполагает размещение
средств и предметов труда в пределах зон, наиболее удобных для выполнения
трудовых процессов. Их принято называть рабочими зонами.
Рабочая зона – пространство на стационарном рабочем месте в
горизонтальной или вертикальной плоскостях, в пределах которых работник, не
перемещаясь, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную
зоны.
Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости ограничивается
воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев правой и левой рук,
согнутых в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Такая зона
занимает около 1000мм по фронту и 30 мм в глубину. Здесь располагаются
наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняется
основная работа. Максимальная рабочая зона в горизонтальной плоскости
ограничивается воображаемой дугой, очерчиваемой концами пальцев полностью
вытянутой руки человека. В этой зоне (работник действует вытянутыми руками)
располагаются средства труда, используемые реже. Взаимно перекрываемая при
этом площадь (для 2 рук) определяется дугой около 1500 мм по фронту и 500
мм в глубину. Обычно габариты стола принимаются несколько большими, чем
максимальная зона досягаемости.
В вертикальной плоскости различают 5 зон: нижняя неудобная зона (до
750 мм от пола); нижняя менее удобная (от 751 до 925 мм); удобная (от 925
до 1675 мм); верхняя менее удобная (от 1675 до 1925 мм); верхняя неудобная
(от 1925 мм и выше).
На рисунке 1 показаны рабочие зоны при работе на столах, то есть в
горизонтальной плоскости, наиболее характерная для руководителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20