Рефераты. Управление конфликтами в организации

в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем

изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть

направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее

или привести к исходному состоянию.

Итак, рассмотрим несколько примеров конфликтов, действительно имевших

место в данной организации. Один из них – конфликт, возникший из-за

неточного определения обязанностей сотрудников и сроков их выполнения, то

есть чисто производственный конфликт.

Пример 1.

Банк является сложным механизмом, все части (отделы) которого должны

четко и отлажено работать. Один из отделов – операционный. В нем особенно

тесно переплетается работа всех сотрудников: сведения, вовремя поданные

одним «операционистом», обеспечивают своевременность и правильность

выполнения своих функций вторым «операционистом».

На начальной стадии деятельности банка, именно тогда, когда не было

четкой устоявшейся системы организации труда, происходили нарушения сроков

и порядкоочередности проведения банковских операций по счетам клиентов, что

вызывало их справедливые нарекания. Такие ситуации периодически имели

место, а в некоторых случаях при проведении проверок эти недочеты (не

вовремя производились отчисления со счета клиента в федеральный бюджет,

пенсионный фонд и т. п.) обнаруживались государственными органами, и банку

начислялись пени, штрафы. В такой ситуации каждый из «операционистов» видел

причину этих нарушений в недостаточно четкой работе другого. Выявить

действительно виновного работника в каждом конкретном случае не всегда

удавалось, и это, безусловно, не способствовало нормальному климату в

отделе, соответственно и его работе в целом.

В итоге, для нормализации работы «операционистов» руководство банка

приняло следующие меры:

( Был проведен тщательный анализ всех случаев допущения «операционистами»

ошибок.

( На основании проведенного анализа детально распределены и расписаны

должностные обязанности каждого «операциониста». Разработан график

документооборота в целом по банку, строго регламентирующий время передачи

информации внутри банка (между его отделами) и четко указывающий

ответственных за выполнение каждого пункта.

( Введен жесткий ежедневный контроль за всеми выполняемыми операциями.

В результате предпринятых мер удалось стабилизировать работу банка,

полностью исключить нарушения сроков выполнения банковских операций, так же

улучшился климат в данном отделе, а значит и его производительность.

В общем, такого рода конфликты являются указателем неблагополучной работы

коллектива, то есть организации его работы, и разрешение таких конфликтов

возможно только при изменении объективной ситуации и условий труда, в

которых оказались люди.

Другой пример основан на «человеческом», субъективном аспекте конфликта,

то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках и

поведении – чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К этим

проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность

суждений, импульсивность, неумение слушать и убеждать, склонность к

обвинению партнера и многие другие отрицательные качества человека.

Пример 2.

Один из руководителей банка при общении со своими подчиненными

использовал строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо

отметить, что все сотрудники отдела – это знающие свое дело, умеющие

работать высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее,

руководитель не учитывал это.

В данном случае наслоение заданий, неумение или нежелание определить

приоритеты и последовательность выполнения заданий, требование выполнить

все сразу и при том срочно, то есть повышенные и необоснованные требования

– все это имеет отрицательный характер: нервирует работников, вносит

отрицательный климат в отдел, что, безусловно, отбивает желание трудиться и

не способствует качественному и продуктивному труду работников.

В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу

и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать

претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме

бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.

Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в

итоге привлекла внимание высшего руководства банка. Здесь надо также

отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично

выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, – хорошего

специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка

организовать откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников,

но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные

улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не

удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас

проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с

каждым из сотрудников.

Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за

каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный,

поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и

умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации,

управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения,

устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.

Итак, мы рассмотрели два примера. Естественно, существует множество

различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по

объективным причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например,

производственный конфликт может перерасти в межличностный (если из-за

недоработанной системы труда возникают разногласия между людьми, затем

перерастающие в личную неприязнь) или наоборот (если из-за личностных

противоречий появляются негативные изменения в системе организации или

происходят постоянные сбои в ее работе). Так же могут произойти конфликты

между группами людей, целыми организациями, могут развиваться по линии

руководитель – подчиненный или подчиненный – подчиненный; бывают так же и

другие конфликты. Но каков бы ни был конфликт не стоит его избегать и надо

помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны

изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к

улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» – М.: Наука, 1993.

2. Деминг, В., «Выход из кризиса» – Тверь: Альба, 1994.

3. Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом коллективе» – СПб:

Лениздат, 1990.

4. Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» –

М.: Вече, 1995.

5. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ,

1992.

6. Кравченко, А.И., «Трудовые организации: структура, функции, поведение»

– М.: Наука, 1991.

7. Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив:

взаимодействие» – М.: Знание, 1990.

8. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск:

Наука, 1989.

9. Поляков, В.Г., «Человек в мире управления» – Новосибирск: Наука, 1992.

10. Попов, А.В., «Теория организации американского менеджмента» - М.: изд-

во МГУ, 1991.

11. Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» – М.: Экономика, 1992.

12. Иосефович, Н., «Ты – босс!: Как стать толковым руководителем» – М.:

Вече, 1995.

13. Заренок, Н.Н., «Культура управления» – Минск: Вышэйш. шк., 1990.

14. Хачатуров, С.Е., «Организация производственных систем» – Тула: Шар,

1996.

15. Каппони, В., «Сам себе авторитет» – СПб.: Питер, 1995.

16. Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» – Киев: Выща шк.,

1988.

17. Липсиц, И.В., «Не повторить ошибок» – М.: Экономика, 1988.

18. «Социальное управление: словарь-справочник» – М.: изд-во МГУ, 1994.

Схема.

Развертывание конфликта.

Ограниченные Проблемная ситуация

Противоречивые

средства

цели

Попытка

достижения

цели

Ложная

идентификация

Ситуация блокирования

Идентифи-

Ложные кация

конфликтные

ситуации

Конфликтные ситуации

Конфликтные

взаимодействия

Ситуации разрешенного

конфликта

- основное направление развития;

- обратное воздействие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.