Рефераты. Управление карьерой госслужащего

профессионально-квалификационную карьеру.

Порядок присвоения квалификационных разрядов регламентируется

соответствующим Положением (утверждено Указом Президента РФ от 22апреля

1996 г. №576). Критериями для разрядов служит: профессиональное

образование; стаж государственной службы; стаж и опыт работы по

специальности; знание правовых основ деятельности в рамках занимаемой

должности. Предусматривается возможность сдачи экзамена по инициативе

работника, что является немаловажным фактором в карьерном росте,

самореализации, профессионально-квалификационном положении.

Выдвижение служащих на вышестоящие должности, как правило,

осуществляется на основе аттестации. Ее порядок и условия проведения

устанавливаются федеральными законами субъектов РФ. Кроме того порядок

аттестации оговорен в Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 09

марта 1996 г. №353. Для проведения аттестации необходимо создание

специальной комиссии, в состав которой включаются независимые эксперты, что

необходимо для компетентной и объективной оценки претендента.

По результатам аттестации комиссия может выносить на рассмотрение

руководителя рекомендации о повышении служащего в должности, присвоении ему

очередного квалификационного разряда, о включении в резерв на выдвижение на

вышестоящую должность, о материальном поощрении. Однако на данный момент

аттестацию нельзя считать средством движения кадров. Данные опросов

показывают, что основным способом должностного продвижения пока еще

остается единоличное решение руководителя – 60% респондентов. Совпадение

реального продвижения с выводами аттестации отмечают лишь 14% служащих[16].

Для подготовки государственных служащих Государственным комитетом РФ по

высшему образованию в 1994 г. была введена специальность 061000

«Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации –

менеджер. Профессиональная деятельность специалистов этого профиля

осуществляется в системе органов представительной, судебной, исполнительной

властей, в иных государственных органах. Подготовка таких специалистов

началась только в последние годы. Обучение проводится в таких учебных

заведениях, как Российская академия государственной службы при Президенте

РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовая Академия

при Правительстве РФ и некоторые другие. Введен государственный заказ на

переподготовку и повышение квалификации служащих. Общие цели и задачи

решения данной проблемы определены в Федеральном законе «О высшем и

послевузовском профессиональном образовании», принятом Государственной

Думой 19 июля 1996 г., а применительно к государственной службе – в Указе

Президента РФ от 23 августа 1994 года. «О повышении квалификации

государственных служащих»» постановлении Правительства РФ №1047 «Об

организации переподготовки и повышении квалификации государственных

служащих органов государственной власти».

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.

Рассматривая вопрос об управлении карьерой государственных служащих

нельзя обойти вниманием опыт зарубежных стран[17].

1 Соединенные Штаты Америки.

Начало современно гражданской службе на уровне федерации было положено

в 1883 г. Законом о гражданской службе. Этим актом упразднялась

практиковавшаяся ранее система «добычи», в соответствии с которой

президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных

лиц. Закон ввел в действие систему заслуг и конкурсные экзамены для набора

на службу и назначения на подавляющее число должностей.

В 1978 г. был введен Закон о реформе гражданской службы. В соответствии

с ним были созданы: Управление по работе с персоналом, Управление особого

советника,. Совет по охране системы заслуг. Кроме того было предусмотрено

ежегодное проведение оценки работы служащих, была создана Служба высших

руководителей.

В США существует детальная классификация работ и должностей в

зависимости от относительной сложности обязанностей и ответственности, к

которой тесно привязаны ставки оплаты труда.

Служащие, попадающие под юрисдикцию Управления по руководству

персоналом, разбиты на 18 разрядов. Их жалование сравнимо с оплатой

соответствующего труда в частном секторе. Для СВР установлен особый порядок

отбора, поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения.

Набор служащих осуществляется управлением по руководству персоналом.

Управление проводит экзамены по установленным программам. Совет по

пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для

занятия должности боле высокого разряда служащему также необходимо

выдержать экзамен.

Управление отвечает за организацию обучения и повышения квалификации

служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и

контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 году почти

97% всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональны

способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми

советами по проверке исполнения. От ее итогов зависит судьба карьеры

служащего и размер оплаты его труда.

В Законе о Службе высших руководителей определены два типа должностей:

карьерные и общие. На карьерные должности могут назначаться лишь кадровые

чиновники, что должно обеспечить стабильность госаппарата и «гарантировать

его беспристрастность и доверие народа к правительству». Каждому

министерству дается квота на карьерные должности.

На общие должности могут назначаться представители других

профессиональных групп.

Одна из важнейших особенностей СВР – ее гибкий характер. Пройдя

квалификационные процедуры отбора и победив в конкурентной борьбе,

государственный служащий получает возможность занимать различные должности

внутри СВР, независимо от его первоначальной позиции, вследствие чего эта

система не имеет должностных границ.

В 1989 г. был принят закон, согласно которому все карьерные чиновники

обязаны проходить аттестацию. По этому поводу в справочнике для членов СВР

сказано: «Аттестация имеет своей целью повысить результативность

деятельности карьерных членов СВР, в том числе посредством поощрения их

творческого развития и с целью оказания помощи тем руководителям, которые

испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения

хороших результатов».

2 Франция.

В организации государственной службы Франции сочетаются система найма

(«открытая государственная служба») и система карьеры («закрытая

государственная служба»). В соответствии с этим служащие делятся на две

группы:

служащие, не являющиеся чиновниками, работающие в государственных

учреждениях по найму.

служащие-чиновники, постоянно работающие в системе государственной службы,

составляющие ее костяк.

Чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность,

включенное в определенный корпус госслужащих и получившее определенный

разряд в иерархии административных органов, служб, учреждений государства.

Корпус объединяет чиновников, выполняющих одинаковую работу (учителя,

инспекторы казначейства, гражданские администраторы и пр.). Войдя в корпус,

чиновник может оставаться в нем всю профессиональную жизнь.

Каждому чиновнику присваивается ранг. Ранг – это звание, дающее

обладателю право занимать определенные должности. Каждый корпус состоит из

многих рангов, которые, в свою очередь, делятся на ступени. Несмотря на

взаимозависимость рангов и должностей, полное совпадение между ними

необязательно. Карьера чиновника обычно проходит внутри корпуса путем

повышения в ступени, ранге или должности. Получение ранга определяется

результатами конкурсных экзаменов и прохождением повышения квалификации.

Повышение в ранге зависит от выслуги лет и аттестации. Аттестация является

также условием повышения к должности. Для перевода в более высокую

категорию необходимо либо решение руководства, либо прохождение конкурса.

Конкурс обычно необходим и для перевода в другой корпус.

Забота о карьере государственных служащих во Франции начинается уже на

этапе обучения. В систему обучения входит ряд специальных учебных

заведений.

Важнейшее из них – Национальная Школа Администрации (ЭНА) – готовит

государственных служащих высшей категории Окончание ЭНА открывает путь к

самым высоким административным должностям. Учебный процесс продолжается

более двух лет и рассчитан на активные методы обучения (работа с

документами, семинары, контакты со специалистами и др.). Обучение платное.

Изучаются дисциплины по следующим направлениям: юриспруденция,

административное право,. бюджет и налоги, экономика, государственное

управление, иностранные языки. Выпускникам школы предоставляются места в

администрации с учетом результатов учебы.

3 Япония.

По численности государственных служащих Япония значительно уступает

странам западной Европы и США, что связано с относительно небольшими

размерами государственного сектора в стране.

Японская государственная служба в зависимости от характера работы

делится на две основные группы: «обычная служба» – основная масса

чиновников; и «особая служба» – немногочисленный самый верхний слой

чиновников государственного аппарата.

Назначение на государственную службу производится на основе

вступительных экзаменов, которые проводятся по принципу «открытых дверей» с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.