Рефераты. Управление экономической активностью молодежи

прослушиванием музыкальных записей и просмотром видео. Активные формы

проведения свободного времени занимают весьма небольшое место в жизни

молодых людей: часто бывают из них в театрах и на концертах 17% и никогда

их не посещают 33%; в музеи и на выставки часто ходят 10%, а никогда - 46%,

что свидетельствует о резком снижении культурной активности молодежи.

Заметно сузилась сфера самодеятельного творчества молодежи. Художественным

и техническим творчеством регулярно занимаются 13% опрошенных студентов.

Несколько большую значимость имеет такой вид проведения свободного

времени, как посещение баров и дискотек: 27% молодых людей часто посещают

эти заведения, причем активнее здесь представители младшей возрастной

группы (31%). Своеобразный вид отдыха, - "ничегонеделание" предпочитают 39%

опрошенных, однако, 21% - никогда не проводят так свое свободное время.

Общественная деятельность также не занимает значительного места в

образе жизни нашей молодежи. Много внимания этому уделяют 18% молодых

людей, а 60% практически никогда этого не делают.

Тем не менее, прежде всего, главным для молодежи, является желание

реализовать свои способности (21,4%), а затем уже стремление стать богатым

(16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Отсюда можно видеть, что в

качестве инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что

в жизни важнее”, молодежь выбирает в первую очередь саморазвитие личности,

а затем уже материальную обеспеченность. Т.е. молодежь стремится занять

достойное место в обществе не за счет обогащения, а за счет саморазвития и

самореализации, за счет становления высокого социально-профессионального

статуса. [15]

И все же многие социологи и общественные деятели считают, что общий

вывод ученых НИЦ при Институте Молодежи, сделанный еще в 1993 году,

остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по

основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего".

Это выражается, прежде всего:

. в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению

общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса

в целом. С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше,

чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет

уменьшилось на три миллиона человек. Демографическая ситуация

осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и

самоубийств, в том числе среди молодежи;

. в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее

поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В

среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно

здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные

отклонения;

. в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи.

Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный

образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся:

инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие

заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть

социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут

ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи;

. в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом

развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых

людей в составе безработных остается высокой.

. в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для

общества профессий. [1]

3. Содержание проблемы

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда

обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди

составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое

главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности

зависит последующее развитие страны. Молодежь уже сегодня во многом

определяет политические, экономические и социальные структуры общества.

Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на

рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность

перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях,

средствах массовой информации, правительственных документах.

Так, например, практически все работодатели негативно оценивают такие

качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и

построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения,

излишняя эмоциональность, то есть всё то, что свидетельствует о социальной

незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в

данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов

представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без

исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния

стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи

на рынке труда. [10]

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками

молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда

обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и

занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в

определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в

России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге

образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого

человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии

(специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по

которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя

из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате

анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему

моменту стала широко доступной в большинстве городов страны.

Еще одной серьезной проблемой является падение престижа

производительного труда для значительной части молодых людей. Вследствие

этого для молодежи стал характерен социальный пессимизм, они не верят в

возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в

соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят

полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры

часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в

профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не

содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью,

направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.

Существующие комитеты по делам молодежи на местах, а так же различные

структуры на федеральном уровне не могут справиться с проблемой высокой

безработицы и падением экономической активности среди молодежи.

Ведомственные проекты в области молодежной политики либо носят несистемный,

"точечный" характер, либо, имея в целом благие намерения, реализуют лишь

некоторую политическую миссию. Так, организация молодежного досуга

проводится властями разных уровней не для реализации потребностей самой

молодежи, а для подчеркивания позитивного имиджа того или иного

политического лидера (главы местной администрации, губернатора и пр.). Есть

даже молодежно-политические объединения, названные именем губернатора.

Действительно же действующих молодежных организаций, реализующих те или

иные инициативы, по оценкам разных экспертов, менее 20%. Строительные

отряды, создаваемые в летний период, также выполняют лишь превентивные

функции, являя попытку властей снизить количество детских правонарушений.

Они не направлены на собственно молодежные инициативы, определяющие

содержание проектной деятельности и обеспечивающие самореализацию личности.

Традиционная стратегия молодежной политики носит скорее характер борьбы с

негативными проявлениями в молодежной среде, нежели является способом

развития того позитивного, что есть у молодого поколения. [11]

1. Динамика экономической активности молодежи

Состояние рынка труда молодежи

Осенью 1998 года Международной ассоциацией студентов, изучающих

экономику и управление (AIESEC), среди 300 старшекурсников российских вузов

было проведено исследование с целью выяснить, где намереваются работать

лучшие молодые умы России по окончании учебного заведения. Несмотря на

кризис и достаточно тяжелое экономическое положение в стране, многие

студенты по-прежнему рассчитывали найти себе рабочее место с зарплатой в

несколько сот долларов, по специальности, с социальными гарантиями. Между

тем, на рынке труда молодые люди ориентируются чаще всего слабо. Доходит до

анекдотичных ситуаций: примерно 5% молодых людей по окончании вузов

собираются устроиться в несуществующие российские компании и банки.

До 17 августа 1998 года найти работу в иностранной компании хотел

каждый третий студент. После кризиса сильно возросло число «патриотов» и

желающих трудиться в государствах, где экономическое положение стабильно

(например, в США мечтают работать на 15% больше молодых россиян, чем

раньше).

В середине 90-х годов среднестатистический студент рассчитывал на

начальную заработную плату в размере 458 долларов и надеялся на увеличение

жалованья до 1019 долларов в год. Кризис почти не внес в них корректив –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.