Рефераты. Уголовный процесс

следственного действия. Следователь или иные задерживающие лица объясняют

сложившуюся ситуацию соответствующему руководителю (директору, завучу,

начальнику цеха и т.д.) и предлагают ему вызвать подозреваемого к себе под

каким-либо предлогом. В кабинете руководителя обычно и производится

неожиданно задержание подозреваемого. Необходимо отметить, что к помощи

должностных лиц (руководителей) можно обращаться лишь в тех случаях, когда

определенно известно о их непричастности к расследуемому преступлению.

Если задержание производится в общественных местах, выбирается

момент, когда задерживаемый естественно воспринимает сближение с ним группы

людей (к примеру, на остановках транспорта, в очередях у магазинов или

касс). Участники задержания подходят к подозреваемому с двух сторон,

блокируя его руки. Один или несколько работников должны подстраховывать со

стороны, препятствуя вмешательству посторонних или попыткам подозреваемого

к бегству. Задержанный сразу же подвергается личному обыску и доставляется

в орган милиции.

Задержание в общественных местах осложняется ограниченными

возможностями применения огнестрельного оружия задерживающими (даже в

критических ситуациях) и опасностью его применения со стороны

задерживаемого. Поэтому неожиданность сближения с задерживаемым тоже играет

решающую роль. Целесообразно задержание в местах наименьшего скопления

людей или обстановке, ограничивающей двигательные возможности

подозреваемого (при выходе из помещения, в гардеробе, при посадке в

транспортное средство и т.д.).

Значительную сложность представляет задержание подозреваемого по месту

жительства. Прежде чем сблизиться с преступником, задерживающие должны

проникнуть в помещение (дом, квартиру), чем нередко препятствует как он

сам. так и иные заинтересованные лица, которые имеют возможность

подготовиться к сопротивлению, уничтожить улики или скрыться, например, по

замаскированному выходу, через окна, балконы, чердаки, крыши.

Именно поэтому особое внимание следует уделять при подготовке к

задержанию изучению помещения, а также выбору способа проникновения в него

(с помощью лояльно настроенных родственников, соседей, иных лиц, кому без

подозрений может быть открыта дверь).

Перед проникновением дом, в котором проживает задерживаемый,

оцепляется. Посты наблюдения устанавливаются таким образом, чтобы под

контролем оказались все окна, балконы, запасные выходы. После звонка или

стука в дверь участники группы захвата располагаются не напротив двери, а

по сторонам от нее, чтобы обезопасить себя при возможном вооруженном

сопротивлении и не быть замеченными в дверной глазок или замочную скважину.

После отпирания или взлома двери работники милиции быстро входят в

помещение, обезоруживают подозреваемого, если он пытается оказать

сопротивление, и производят личный обыск.

Если преступник успевает скрыться в заранее подготовленном месте,

поиски ведутся по правилам обыска с соблюдением мер предосторожности, чтобы

не подвергнуться нападению. Прежде чем войти в какое-нибудь изолированное

или затемненное помещение, необходимо осветить его или пустить вперед

служебно-розыскную собаку. С предосторожностями нужно открывать шкафы,

сундуки, заглядывать под кровати, накрытые скатертью столы.

Известны случаи, когда задерживаемые прятались в печах, в подвалах, на

чердаках, на наружных стенах зданий (повиснув на руках под балконом), в

простенках, шахтах лифтов. В сельской местности подозреваемые скрывались в

надворных постройках, погребах, на сеновале, в стогах сена, закладывались

дровами в поленницах, спускались в колодцы и т.д.

Особую сложность представляет собой задержание преступников,

готовящихся совершить преступление. Тактика задержания избирается в

зависимости от информации, которой располагает следователь о намерениях

преступника, объекте преступного посягательства, времени и месте совершения

преступления. Например, если имеются данные о том, что конкретные лица

собираются совершить преступление, но неизвестны время и объект

посягательства, задержание рекомендуется производить по месту жительства

подозреваемых или по месту хранения ими орудий преступления. При наличии

широкого круга сведений - как о лицах, намеревающихся совершить

преступление, так и о времени и объекте совершения преступного деяния,

которое может причинить большой материальный ущерб или представляет

опасность для жизни и здоровья граждан, - преступников целесообразно

задерживать по пути к месту совершения преступления, ни в коем случае не

допуская начала реализации преступного намерения. Если же следствие не

располагает полными данными о всех лицах, готовящихся совершить

преступление, и о точном времени преступного посягательства, задержание

производится на месте преступления посредством организации засад. при этом

предпринимаются все меры к тому, чтобы преступление не достигло цели.

Доставляя задержанное лицо в орган милиции, необходимо следить за тем,

чтобы оно не избавилось от компрометирующих его объектов. И захват, и

конвоирование лучше производить двумя лицами, непосредственно следующим по

обеим сторонам рядом с задержанным, при наличии третьего, обеспечивающего

прикрытие группы и наблюдение за окружающими. Маршрут движения избирается

таким образом, чтобы исключить неожиданную или преднамеренную встречу

группы с родственниками или сообщниками задержанного.

Задержание несовершеннолетнего производится лишь в исключительных

случаях и, как правило, в дневное время. О задержании и местонахождении

несовершеннолетнего необходимо информировать его родителей или законных

представителей. В протоколе требуется указать на необходимость содержания

подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних. В

отношении несовершеннолетних оружие, а также наручники, как правило, не

применяются.

Для задержания несовершеннолетнего, совершившего опасное преступление,

необходимо точно установить его местонахождение. Встречаются случаи, когда

родители, стремясь оградить несовершеннолетних правонарушителей от

уголовной ответственности, скрывают их у своих родственников, знакомых или

определяют в лечебные учреждения.

Задержание несовершеннолетнего осуществляется таким образом, чтобы не

привлечь внимания заинтересованных лиц и не травмировать психику подростка.

В то же время со стороны несовершеннолетних старшей возрастной группы не

исключено сопротивление вплоть до применения оружия – это тоже необходимо

предвидеть при организации и осуществлении задержания.

Психологические особенности задержания

По сравнению с другими следственными действиями задержание содержит

наименьшее количество разнообразных стрессовых факторов. Среди них можно

указать такие, как реальная опасность для жизни и здоровья участников

следственного действия, окружающих, внезапно меняющая ситуация при

подготовке к задержанию и в его процессе, очень высокая степень

ответственности принимаемых решений, требования осуществить глубокий и

всесторонний анализ обстановки., принять безошибочные решения, выполнить

необходимые действия в самые сжатые сроки, в условиях острого дефицита

времени.

Важно помнить, что при наличии названных стресс-факторов совсем иначе, по

сравнению с обычной обстановкой, протекают многие психические процессы и

состояния человека. Определенная дезорганизованность психических процессов,

нарушение последовательности мышления, чувства страха, тревоги, опасности,

уменьшение объема внимания – все это требует учета системы психической и

физической подготовки, тренировок. Вот почему далеко не каждый следователь

может успешно организовать и осуществить рассматриваемое следственное

действие.

К неблагоприятным психофизическим факторам нередко присоединяются и

объективные обстоятельства, отрицательно воздействующие на участников

задержания: ночное время, сильные холода или жара, плохая освещенность,

скоротечность события, нежелательное вмешательство посторонних и т.д.

Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание

организационных, управленческих, тактических, психологических актов.

Непосредственными исполнителями задержания, как известно, являются

работники органов дознания. Вместе с тем участие следователя в

планировании, организации и проведении задержания становится необходимым

потому, что с реализацией целей лишения подозреваемого возможности скрыться

от следствия и суда, пресечения вероятных новых преступлений с его стороны

одновременно решаются задачи обнаружения, изъятия, фиксации новых

доказательств по уголовному делу.

В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит

рефлексивному управлению следователя. Оно заключается в умении так учесть и

прогнозировать, исходя из знания особенностей личности подозреваемого и

оценки сложившейся ситуации, вероятное поведение лица, чтобы лишить его

возможности скрыться, вынудить добровольно сдаться, в нужный момент отвлечь

его внимание и т.п.

Психологические аспекты подготовки к задержанию имеют много общего с

обыском. Они тоже включают в себя изучение личности подозреваемого,

обстановки предполагаемого места задержания. Большое значение в подготовке

имеет изучение личности подозреваемого. При этом очень важно получить

информацию о степени его общественной опасности (например, какие

преступления могли быть им совершены; не является ли он преступником-

рецидивистом; не вооружен ли; насколько агрессивен). Данная информация

весьма необходима для решения вопроса о времени, месте и способах

задержания. Однако нужно иметь в виду, что даже при получении сведений,

положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность

оказания им сопротивления, к тому же вооруженного. Требования разумной

осторожности, максимальной безопасности при проведении задержания

заставляют учитывать возможность оказания сопротивления со стороны любого

правонарушителя.

Вероятность оказания сопротивления при задержании определяется рядом

социально-психологических качеств подозреваемого. Отмеченные многими

учеными наличие у преступников-рецидивистов стойкой антиобщественной

направленности, таких психологических свойств, аморальность, пренебрежение

интересами других людей, злобность, агрессивность, стремление к насилию,

враждебное отношение к работникам внутренних дел, крайний эгоизм,

предвидение этими лицами сурового наказания за совершение ими тяжких

преступлений в случае задержания и последующего изобличения – обуславливают

особую опасность правонарушителей.

Серьезной оценке подлежат психические состояния, испытываемые подозреваемым

в момент задержания. Несмотря на то, что с целью получения сведений о

личности подозреваемого используются все возможные источники (данные

уголовного дела, оперативно-розыскные материалы, криминалистические учеты и

др.), необходимой информации для всесторонней оценки ситуации может

оказаться недостаточно. Поэтому любая, на первый взгляд малозначительная

информация, должна приниматься во внимание. Например, в одном случае

закрывшийся в пустом доме преступник предупредил работников милиции, что

при попытке его задержать он откроет стрельбу. Поскольку в интонациях его

голоса чувствовалась нерешительность, неуверенность, было принято решение о

переговорах. Как оказалось в дальнейшем, это было единственно правильное

решение: после сравнительно недолгих переговоров преступник выбросил оружие

и добровольно сдался.

Психологического анализа требует и выбор момента задержания. Правда,

встречаются ситуации, когда задержание приходится проводить без какой-либо

предварительной подготовки и обстоятельства не позволяют ожидать

подходящего времени. Вместе с тем во многих случаях существует возможность

выбора наиболее оптимального варианта (времени и способа) задержания:

например, когда оно готовится заранее или когда преступник блокирован, не

может скрыться, исключена опасность причинения им вреда окружающим. К

сожалению, анализ следственной и оперативно-розыскной практики показывает,

что нередко, даже при наличии благоприятной ситуации, работники органа

дознания, осуществляющие задержание, спешат, не учитывают психологического

состояния преступника, поддаются импульсивным действиям.

Весьма эффективным средством психологического воздействия является

убеждение преступника в целесообразности его добровольной сдачи. Однако

переговоры об этом могут принести пользу только при условии знания

психологических особенностей личности задерживаемого и умелого

использования таких сведений. Для участия в переговорах имеет смысл

пригласить лиц, к которым задерживаемый испытывает добрые чувства, мнением

которых он дорожит -–его родителей, детей, родственников, друзей. Нередко

помогает обращение к задерживаемому кого-либо из его соучастников с советом

не оказывать сопротивления и добровольно сдаться.

Значительные сложности возникают при осуществлении группового задержания.

Его рекомендуется проводить только при крайней необходимости, членов

преступной группы целесообразно задерживать поодиночке. Когда в силу тех

или иных объективных причин раздельное задержание невозможно и появилась

необходимость задержать членов преступной группы, находящихся в одном

месте, приходится решать сложный комплекс психологических вопросов.

Преступная группа, как правило, не обладает единством взглядов, целей,

интересов, ей свойственны многочисленные противоречия, взаимоотношения,

основанные на страхе, угрозах, физической силе, зависти, ненависти и других

низменных мотивах и побуждениях. В критических, реально опасных ситуациях

указанные противоречия еще более обостряются. Поэтому при осуществлении

задержания, в ходе переговоров, вполне допустимо умелое использование

имеющихся противоречий, усилении конфликтов между участниками преступной

группы. Целесообразно сообщить известные факты их обмана, угроз,

использования в своих корыстных целях со стороны организатора преступной

группы и т.д.

Еще большие психологические сложности возникают в тех случаях, когда

окруженный правонарушитель или группа преступников отказываются добровольно

сдаться, угрожая расправой с заложниками. В подобных ситуациях действия

оперативно-следственной группы в значительной мере обусловлены задачей

обеспечить безопасность заложников.

За рубежом имеется положительный опыт приглашения психолога в качестве

специалиста для участия в задержании. Специалист- психолог, ознакомившись

со сложившейся следственной ситуацией, информацией о личности преступника,

испытываемыми им типичными и атипичными психологическими состояниями,

осуществив психологический анализ его действий, обычно дает практические

рекомендации относительно вариантов дальнейшего возможного поведения

правонарушителя, содержания доводов и аргументов в переговорах с ним,

выбора наиболее подходящего момента задержания. Представляется, что такой

опыт вполне может быть использован и в нашей следственной и оперативно-

розыскной практике.

Заключение

Статьей 22 Конституции установлено, что до судебного решения лицо не

может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Однако,

необходимо иметь ввиду, что согласно ч. 2 п. 6 раздела второго Конституции

до приведения норм уголовно-процессуального законодательства России в

соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста,

содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении

преступления. Следовательно, на дознании и предварительном следствии

применении меры пресечения в виде заключения под стражу и продление срока

ареста осуществляется по настоящее время по решению (санкции) прокурора.

Эти решения в соответствии со ст. 220 и 220 УПК могут быть обжалованы в

суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным

представителем. И хотя в указанных нормах УПК не предусмотрено право

обжалования решения о задержании лицами, задержанными по подозрению в

совершении преступления, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

признал за ними такое право, основывая свои выводы на ч. 4 ст. 15

Конституции и ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических

правах.

Используемая литература:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Москва, Изд-ая группа

ИНФРА-М-НОРМА, 1997 год;

Указ Президента РФ от 14 июня 1994 года №1226;

«Уголовный процесс», учебник для вузов. Изд-во Зерцало ТЕИС, Москва, 1996

год;

Комментарий к ст.122 УПК РФ;

Гаврилов А.К. «Следственные действия». Высшая следственная школа,

Волгоград, 1984 год;

Основы уголовного судопроизводства Союза СССР;

Шейфер С.А. «Сущность и способы собирания доказательств в советском

уголовном процессе». Изд-во «Юридическая литература», Москва, 1981 год;

Хлюпин Н.И. «Задержание и его роль в расследовании преступлений».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.