Рефераты. Сущность государственного управления в РБ

подсистем) организационной структуры государственного управления

обусловливают актуальность ее правильного построения, необходимость

постоянного совершенствования структур различных звеньев, подсистем, их

взаимодействий и, главное, непрерывной рационализации ее связей с

управляемыми процессами. Основная проблема необходимого здесь системного

подхода заключается не столько в учете всего многообразия (т. е. всей

совокупности) связей, существующих в организационной структуре

государственного управления, особенно межиндивидуальных, сколько в анализе

и построении систематизированной типологии, фиксирующей разнокачественность

связей на каждом уровне и в каждом вертикальном срезе. А для этого нужны

как соответствующие знания, так и умение применить их на практике.

2.4 Организация государственного органа.

Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность

его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними

функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих

подразделений и должностей. Структура государственного органа зависит от

его места в организационной структуре государственного управления, объема и

содержания его компетенции и соответственно роли в управлении общественными

процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного

органа и строится сверху вниз.

Необходимо учитывать, что между структурами различных государственных

органов существует организационная взаимозависимость. Особыми являются

отношения между органами со сложной и простой структурой. Смысл структуры

конкретного государственного органа можно понять лишь через раскрытие его

связей со структурой управляемых объектов и других государственных

органов, в том числе и различных по функциональному предназначению. Те

органы, которые непосредственно связаны с управляемыми объектами, прямо

воздействуют на общественные процессы, должны иметь структуру, во-первых,

отвечающую объективно необходимым запросам управляемых объектов в

управляющих воздействиях, во-вторых, обеспечивающую дифференциацию и

усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для

государственных органов, занимающих в "иерархии" высшие ступени и

осуществляющих воздействие на управляемые объекты опосредованно, через

другие органы, необходима приспособленность структуры для выполнения этой

их целевой роли. Структура государственного органа призвана также

создавать условия для рациональной организации и эффективного руководства

деятельностью его собственного аппарата. Соответственно она должна

отвечать некоторым требованиям и формироваться на основе определенных

правил.

Среди них можно выделить следующие:

требование мобильности, в соответствии с которым численный состав и

количество внутренних подразделений государственного органа устанавливаются

по оптимальным критериям управляемости;

требование оперативности, определяющее сложность внутренних и внешних

связей государственного органа, быстроту и сохранность прохождения

управленческой информации, своевременность принятия и организации

исполнения решений;

требование экономичности, которое обусловливает необходимость

определения стоимости содержания аппарата управления и затрат на

осуществление управленческой деятельности его сотрудниками.

Особую проблему при формировании и оценке структуры государственного

органа представляет определение потенциальной нормы управляемости,

отталкиваясь от которой можно полагать, что данная структура справится с

возложенными на нее целями, функциями и полномочиями, является достаточной

и может гарантировать необходимый уровень управления соответствующими

процессами.

Поэтому если подходить к структуре государственного органа с точки

зрения ее рациональности и эффективности, то надо просчитать ("взвесить")

немало факторов, порой противоречащих друг другу, прежде чем прийти к

выводу о ее соответствии закрепленной компетенции. Точкой отсчета здесь

являются два момента: организационно-правовая форма реализации компетенции

(нормативно установленная) и соответственно руководящее звено,

уполномоченное на реализацию этой компетенции в должной форме.

Первая задача в построении структуры любого государственного органа —

четкое определение руководящего звена, т. е. той совокупности

государственных должностей, которая по правовому статусу органа

непосредственно связана с использованием властных полномочий, фиксируемых в

управленческих решениях. В коллегиальном государственном органе это состав

должностей, образующих соответствующую коллегию — руководящее звено данного

органа. В единоначальном государственном органе это его руководитель и тот

из его заместителей, кто уполномочен на принятие решений при его

отсутствии. Категорически нельзя согласиться с бытующим мнением о том, что

компетенция государственного органа будто бы распределяется между его

структурными подразделениями. Ведь таким образом разрушаются единство воли,

логика решений и упорядоченность ответственности. Структурные подразделения

не осуществляют компетенцию государственного органа, а в профессиональном

отношении обеспечивают деятельность руководящего звена.

Вторая задача исходит из первой и требует такого построения

подразделений, при котором они могли бы полностью и качественно

способствовать руководящему звену в осуществлении компетенции своего

государственного органа. Естественно, что в рамках закрепленных за ними

объемов и видов управленческой деятельности подразделения выполняют

необходимые управленческие действия, в которых они выступают именно как

подразделения. Есть разные подходы к построению подразделений: при

горизонтальной структуре создается крупная группа должностей, которая

возглавляется одним руководителем (к примеру, один руководитель на шесть

подчиненных); при вертикальной структуре создаются небольшие группы

должностей с подчиненностью нескольким руководителям (из тех же семи

должностей создаются два сектора по две должности во главе с руководителем

сектора и над ними — руководитель подразделения).

Многие аналитики считают более рациональной горизонтальную структуру,

ибо она сближает исполнителя с руководителем, улучшает общение,

обеспечивает гибкость и возможности взаимозамены, позволяет объективнее

оценивать исполнение должностей, яснее делает ответственность, создает

благоприятную среду. Оптимальным подразделением с горизонтальной структурой

признается такое, с руководством которым может справиться один человек. В

среднем оно состоит из 7 человек.

Между тем в практике преобладают вертикальные структуры подразделений.

Это в основном объясняется стремлением к большей оплате соответствующих

усилий, что порой нельзя сделать иначе как замещением более

высокооплачиваемой должности. В результате в федеральном министерстве

обычно от министра до реального специалиста-исполнителя можно насчитать

семь-восемь ступеней руководящих должностей. Идет во многом пустая передача

управленческой информации сверху вниз и снизу вверх с дополнительной

задержкой во времени и "шумами". Сказывается и аспект мотивации, ибо

отдаление исполнителя от руководящего звена снижает эффективность его

усилий, так как положительная реакция на них обратно пропорциональна

расстоянию между исполнителем и руководящим звеном.

Преобладание вертикальных структур в построении подразделений и прямой

их выход на руководящее звено ведут и к тому, что между ними слабо

осуществляются горизонтальные организационные связи (горизонтальная

координация) и, более того, проявляются элементы конкуренции за влияние на

реализацию компетенции государственного органа. Групповой интерес начинает

доминировать над общим интересом коллектива государственного органа. Надо

искать точки сочленения, с тем чтобы нейтрализовать последствия

вертикальной структурализации государственных органов.

К третьей решаемой задаче относится выделение и описание в

государственном органе должностей и рабочих мест. Разница между

государственной должностью и рабочим местом видится в том, что по должности

выполняется деятельность, которая в той или иной мере, но непосредственно

связана с реализацией компетенции государственного органа, с обслуживанием

властных полномочий руководящего звена. Государственная должность — это

постоянное юридическое установление в государственном органе,

характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации

компетенции последнего.

Рабочее место представляет собой вид и объем деятельности по

обслуживанию, вспомогательному обеспечению управленческих процессов в

государственном органе (содержание в порядке помещений, связь и техническое

обслуживание информационных систем, транспорт и тд). Должность описывается

через управленческие обязанности и полномочия по ней, и она исполняется.

Это ключевое понятие для осознания того, что должно происходить по

должности. Исполнение должности измеряется не временем пребывания в своем

кабинете и не числом участии в подготовке и реализации управленческих

решений и действий, а соотнесением своих усилий с компетенцией

государственного органа и их влиянием на ее осуществление. Последствия

управленческих решений и действий, реальный уровень управляемости

соответствующих процессов — вот критерий анализа и оценки исполнения

должности в органах государственной власти и местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.