Рефераты. Сущность государственного управления в РБ

представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного

аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию

и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение

объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные

управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и

деятельность людей. Можно иметь высокие и благородные замыслы, научно

обоснованные программы, качественные и полные по объему законы, но если все

это не будет претворяться ежедневно и по всем аспектам в жизнь, не будет

переходить в организованную продуктивную деятельность людей, то оно

останется благим пожеланием на бумаге или словах.

Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и

"пронизывающую" вертикаль, обеспечивающую прохождение, дифференциацию и

конкретизацию управленческой информации, особенно директивной,

обязательной, начиная с принятой на самой верхней точке власти, по всей

иерархии исполнительных органов государственной власти и местного

самоуправления, доведение ее до исполнителя и подчинение его поведения

соответствующим требованиям.

В демократическом, правовом государстве отсутствуют отношения

организационного соподчинения между представительными органами: все

ограничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий орган обязан

соблюдать законный правовой акт вышестоящего. Разделены законодательная и

исполнительная власть, каждая из которых имеет свои механизмы формирования

и деятельности. Исходя из этого делается вывод о том, что представительные

органы государственной власти и местного самоуправления якобы совсем не

участвуют в государственном управлении и даже не влияют на органы

исполнительной власти. С такой интерпретацией названных организационных

связей трудно согласиться. Во-первых, их взаимозависимость проявляется

через механизмы сдержек и противовесов, что особенно ощутимо при решении

кадровых вопросов и принятии законов. Во-вторых, представительные органы

весьма влияют на исполнительные органы посредством бюджета, а также

финансового, кредитного, налогового и иного регулирования; здесь они во

многом целенаправляют исполнительные органы. В-третьих, представительные

органы путем принятия законов или иных нормативных правовых актов формируют

правовые основы общественной жизни и создают нормативную базу для

деятельности органов исполнительной власти.

Следовательно, если понимать под организационной структурой

государственного управления не только совокупность органов исполнительной

власти, традиционно занимающихся исключительно управлением, но и систему

организационных связей, влияющих на управление, то нельзя не признать, что

эта структура подключает к управлению различные проявления, стороны,

зависимости практически всех органов государственной власти и местного

самоуправления, которые в той или иной степени соучаствуют в формировании и

реализации государственно-управляющих действии.

2.2 Построение организационной структуры государственного управления

Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного

управления, особое значение принадлежит комплексу объективных условий, в

пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как

показывает опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-

нибудь модель организационной структуры государственного управления, даже

вроде бы удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое

копирование без адаптации к собственным объективным условиям не

обеспечивает должной эффективности организационной структуры

государственного управления

Сильное, во многом определяющее влияние на организационную структуру

государственного управления оказывают состояние и размещение управляемых

объектов. Субъект управления (государственный аппарат) не должен

воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы.

Достаточно выделения актуальных управляемых объектов и обеспечения

воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государство

берет на себя функции управления теми или иными общественными процессами,

то оно в организационной структуре своего управления обязано

предусматривать необходимые взаимосвязи с данными процессами и прохождение

по ним требуемой силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному

основанию в организационной структуре государственного управления различают

"блоки" органов управления: а) экономическими процессами; б) социально-

культурными процессами; в) административно-политическими процессами. В этом

аспекте все зависит от структуры управленческих потребностей управляемых

объектов.

По отношению к организационной структуре государственного управления в

качестве объективных выступают общественные функции государства, проводимая

им государственная политика и возникающие на их основе цели и функции

государственного управления. Разумеется, что в организационной структуре

государственного управления должно быть сосредоточено столько

организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного

и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства —

политической, социальной, экономической и международной. В серьезном

организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений

государственной политики. И конечно, цели и функции государственного

управления должны опираться на определенные организационные возможности.

Многое определяется также внутренними условиями и факторами,

содержащимися в самом государственном управлении. Это человеческий

потенциал, особенно находящийся в государственном аппарате, замещающий

политические и административные государственные должности. Слабая

подготовка и малая компетентность управленческих кадров обычно ведут из-за

необходимости компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению

организационной структуры государственного управления.

Информационное обеспечение государственного управления, связанное, с

одной стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и

интересов управляемых объектов, а с другой — с концентрацией и направлением

управленческих ресурсов субъектов управления на практическую реализацию

целей и функций государственного управления. Информация призвана соединять

в управлении объективное и субъективное, нести достоверные данные об

объективизации и объективации любого управленческого процесса. Когда такой

информации нет или ее недостаточно, то государственное управление

функционирует либо вхолостую, либо с большими помехами.

Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и

постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и

запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а

государственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих

управляющих воздействий. Наконец, это стиль государственного управления, в

котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные

научные методы и технические средства управления и использовать их в целях

более рационального и эффективного управления общественными процессами.

Для выбора модели построения организационной структуры государственного

управления и отвечающих ей организационных оснований важное значение имеет

понимание организации как свойства определенного общественного явления и

одновременно как источника ("генератора") возможностей этого же самого

общественного явления. Организация — это комплекс взаимосвязанных

элементов, к которым относят: "во-первых, цель, задачу (или задачи); во-

вторых, разработку системы мероприятий для реализации цели и разделения

задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным

членам внутри организации; в-третьих, интеграцию отдельных работ в

соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать

различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру; в-

четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов

организации, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на

реализацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер; в-

пятых, такие процессы, как принятие решений, коммуникации, информационные

потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для

обеспечения выполнения функций организации; в-шестых, единую

организационную систему, которая понимается не как особый дополнительный

признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута

между всеми вышеуказанными элементами организации.

Когда делается выбор модели построения и идет процесс построения или

модернизации организационной структуры государственного управления, то при

этом учитывается много условий и факторов, а также элементов, включаемых в

организацию, и вместе с тем преследуется много сугубо управленческих целей.

От избранной и созданной модели организационной структуры зависит

впоследствии рациональность и эффективность государственного управления.

В организационных структурах, в том числе и государственного управления,

используется несколько организационных оснований, формирующих

соответствующие типы структур.

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает

вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов,

образующая в завершенном виде строгую иерархическую пирамиду. Здесь обычно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.