Рефераты. Разработка тренинга на командообразование

Кроме того, теоретический материал, приведенный выше, послужил основой

для проведения подобного тренинга внутри группы на семинарском занятии, и,

несомненно, практический опыт позволил укрепить знания в этой области, дал

дополнительный навык публичного выступления.

В группе были проведены две вышеописанные игры: «Найти общее» и «Древо

успехов».

В игре «Найти общее» приняли участие две пары игроков, и, разумеется,

вторая пара участников справилась с заданием лучше, т.к. имела возможность

принять к сведению ошибки первой пары (где один из участников отклонился от

предложенной темы обсуждения, и линию диалога фактически вел второй

собеседник).

В качестве рекомендации к дальнейшему использованию игры можно назвать

предложенное группой: объяснять правила игры (т.е. следование своей теме)

каждому игроку по отдельности. В противном случае, каждый из участников

намеренно «гнет свою линию».

Игра «Древо успехов» была проведена для всей группы и была встречена ею

с энтузиазмом. Игроки проявили творчество, фантазию, интуитивно

распределили функции при «посадке» дерева, активно обсуждали каждое свое

действие.

В целом проведение игр в группе было оценено как успешное, что

позволяет нам говорить о том, что мы справились с поставленной нам задачей.

Приложение 1

Ролевая структура коллектива

Ситуационные роли

|Название роли |Содержание роли |

|Творческие роли |

|Генератор идей |Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые |

| |проблемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути |

| |и средства реализации идей |

|Компилятор идей |Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, |

| |обладает способностью соединения различных идей, |

| |разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на|

| |практике |

| Эрудит |Привносит в работу энциклопедические сведения по широкому|

| |кругу проблем в прошлом и настоящем |

| Эксперт |Обладает способностью оценить целесообразность той инк |

| |иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения |

| Энтузиаст |Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру |

| |в успех общего дела, побуждает других работать |

| |добросовестно |

| Критик |Подвергает критическому анализу ход и результаты работы |

| |группы, дает критическую и часто негативную оценку |

| |выдвигаемых идей |

| Организатор |Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового|

| |штурма» работу отдельных членов группы с позиции |

| |достижения конечной цели |

|Коммуникационные роли |

| Лидер |Обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, |

| |оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и |

| |отдельных ее членов |

|Делопроизводитель|Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, |

| |справок, мнений и составлению итогового отчета группы |

|Связной |Связывает на неформальной межличностной основе членов |

| |группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает |

| |внешние взаимосвязи группы |

|«Сторож» |Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая |

| |важность сообщений, доводит их до лидера |

|Координатор |В контакте с лидером осуществляет увязку действий |

| |отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной|

| |цели |

|Проводник |Обеспечивает связи группы с внешней средой |

|Поведенческие роли |

|Оптимист |Будучи всегда уверен в успехе общего дела, находит пути |

| |выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным |

| |поведением членов группы |

|Нигилист |Никогда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую|

| |точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой |

|Конформист |Следует общепринятым нормам поведения, пассивно |

| |соглашается с решением группы, представляя «молчаливое |

| |большинство» |

|Догматик |Упорно придерживается известных норм, отстаивает свое |

| |мнение, порой даже не соглашаясь с рациональным решением |

| |группы |

|Комментатор |Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни |

| |людей, в мире, на работе, в спорте и быту |

|Кляузник |Собирает слухи, часто не проверенные или даже ложные, и |

| |способствует их распространению. Во всем видит личную |

| |обиду и готов писать жалобы во все инстанции |

|Борец за правду |Является носителем и выразителем общественной морали, |

| |философии предприятия, прав человека. Может играть как |

| |прогрессивную, так и консервативную роль |

|Общественник |Увлечен общественной работой, нередко придумывает и |

| |выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. Свои |

| |обязанности по службе выполняет посредственно |

|«Важная птица» |Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, |

| |что он многое знает и у него есть «рука» |

|«Казанская сирота»|Ищет сочувствия окружающих, жалуясь на свое бедственное |

| |положение и непонимание в коллективе и со стороны |

| |руководства |

|«Ерш» |Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от |

| |себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством |

| |и коллегами |

|«Себе на уме» |Занимается на работе преимущественно личными делами |

| |(читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает быт), |

| |используя при этом свое служебное положение |

|Лентяй |Не проявляет никакой активности в труде, занимается |

| |второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит|

| |по отделам), ведет посторонние разговоры |

|«Наполеон» |Тщеславный человек с манией величия, стремящийся занять |

| |эуководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и |

| |достижениях |

Типичные роли, которые принимают на себя некоторые участники рабочих

групп

|Название роли |Содержание роли |

|Резонер |Человек, который считает, что в то время, когда он |

| |читал Платона, Ньютона и творения других великих мужей,|

| |все остальные смотрели по телевизору сериалы. Поэтому |

| |он чувствует настоятельную необходимость по любому |

| |поводу поделиться своей мудростью. В результате такой |

| |человек нередко излагает прописные истины типа: «В |

| |нашей индустрии очень серьезная конкуренция...» |

|Благонамеренный |Человек, уверенный в том, что совещания должны |

|садист |приносить боль участникам. Он часто вносит предложения,|

| |значительно ухудшающие условия работы. Например: |

| |«Предлагаю не ходить в туалет до тех пор, пока мы не |

| |примем решение» или «Предлагаю продолжить работу группы|

| |в обеденное время...» |

|Вечный страдалец |«Деликатный» человек, которого окружают «грубые» люди. |

| |Этот человек считает, что всегда оказывается «с краю», |

| |и громко объявляет об этом: «Я, конечно же, как обычно,|

| |смогу поработать в субботу, ведь это не проблема с тех |

| |пор, как от меня ушла жена и забрала с собой детей...» |

|Вольный стрелок, |Человек, красноречиво и с удовольствием уводящий группу|

|или Блаженный |от основной темы |

|странник | |

|Статист, или |Всегда молчит, отстранен от обсуждения и поддерживает |

|Дремлющий |связь с миром лишь посредством междометий и коротких |

| |фраз: «Угу», «Уф», «Все то же самое», «Как всегда», |

| |«Верно, верно» и т.п. |

РОЛЕВАЯ ИГРА «СОСЕДКИ»

Цели:

- Развитие чуткости к интересам партнера

- Формирование навыков эффективного взаимодействия

- Установление взаимопонимания с оппонентом, занявшим

оборонительную позицию

- Выявление интересов партнера при обсуждении

- Навыки аргументации и контраргументации

- Отработка техники активного слушания.

Ситуация:

Две девушки-студентки проживают в одной комнате общежития в

течение трех лет. В процессе подготовки одной из них (Марина) к

экзамену, ей понадобилось работать на компьютере в ночное время

вместе с подругой-одногруппницей. У второй девушки (Люба) на

следующий день предстоит сдача зачета, и она намерена хорошо перед

этим выспаться.

Утром Люба проснулась не выспавшейся и в плохом настроении и в

грубой форме стала высказывать Марине претензии по поводу ее ночной

учебы. Она заявила, что имеет право на отдых, а Марина с подругой

проявили, по ее мнению, неуважение к ней, просидев за компьютером

«пол ночи», хотя, фактически, девушки освободились значительно

раньше, чем утверждала Люба. По мнению Марины, ее соседка вполне

имела возможность выспаться, к тому же они вели себя тихо, не

шумели. И у нее тоже есть право занимать компьютер при

необходимости, к тому же это происходит не так часто.

Подруги поссорились и даже припомнили друг другу предыдущие

столкновения на бытовой почве. В итоге их утренний разговор

превратился в перебранку, и они обе расстались в расстроенных

чувствах и испытывали злость и обиду друг на друга.

Предложенный тип проведения ролевой игры: рефлексия (отображение),

позволяющая посмотреть на поведение участника конфликта в глазах

окружающих.

Тренер не навязывает игрокам модели поведения в игре, и должен убедиться,

что учащийся, выполняя задачу, способен смотреть на себя со стороны.

Во время проведения сессии ролевой игры тренер может обратиться к технике

«Ротация ролей».

В этом случае роль протагониста переходит от ученика к ученику. Эта

техника безусловно полезна, так как позволяет ученикам попробовать на себе

и продемонстрировать различные подходы к решению одной и той же проблемы.

Техника уместна, когда наставник хочет, чтобы оба участника попробовали

себя каждой из ролей (Марина/Люба).

Опыт участия в нескольких ролях из одной и той же ролевой игры придает

игрокам уверенность в себе, что приводит к большей их непосредственности, к

повышению способности вникать в другие роли и понимать их. Кроме того, это

позволяет лучше осознать изучаемую ситуацию, так как замена ролей ведет к

небольшим изменениям в исходных предположениях и используемом словаре, что

заставляет игроков более тщательно обдумывать свои позиции, а также

помогает ученикам сыграть больше, чем одну роль, и таким образом они имеют

возможность взглянуть на предмет дебатов или внешне очевидную ситуацию с

различных сторон. Здесь можно избежать затруднений, вызванных

фокусированием лишь на одной персоне, и показать, как разные люди реагируют

на одну и ту же проблему.

В рефлективной игре дебрифинг сосредотачивается на исследовании

игроками их мотивации и объяснении ими причин их действий. Обычно это

должно привести к обсуждению конкретных аспектов мотивации и поведения, а

также способов, которыми их можно изменить.

-----------------------

[1] Андреев А. Магия и культура в науке управления. СПб., 2000

[2] Коэльо П. Книга Воина Света. Киев, 2001

[3] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

Учебное пособие. М.: Владос, 1996. С. 319-321????†??????????

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.