Кроме того, теоретический материал, приведенный выше, послужил основой
для проведения подобного тренинга внутри группы на семинарском занятии, и,
несомненно, практический опыт позволил укрепить знания в этой области, дал
дополнительный навык публичного выступления.
В группе были проведены две вышеописанные игры: «Найти общее» и «Древо
успехов».
В игре «Найти общее» приняли участие две пары игроков, и, разумеется,
вторая пара участников справилась с заданием лучше, т.к. имела возможность
принять к сведению ошибки первой пары (где один из участников отклонился от
предложенной темы обсуждения, и линию диалога фактически вел второй
собеседник).
В качестве рекомендации к дальнейшему использованию игры можно назвать
предложенное группой: объяснять правила игры (т.е. следование своей теме)
каждому игроку по отдельности. В противном случае, каждый из участников
намеренно «гнет свою линию».
Игра «Древо успехов» была проведена для всей группы и была встречена ею
с энтузиазмом. Игроки проявили творчество, фантазию, интуитивно
распределили функции при «посадке» дерева, активно обсуждали каждое свое
действие.
В целом проведение игр в группе было оценено как успешное, что
позволяет нам говорить о том, что мы справились с поставленной нам задачей.
Приложение 1
Ролевая структура коллектива
Ситуационные роли
|Название роли |Содержание роли |
|Творческие роли |
|Генератор идей |Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые |
| |проблемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути |
| |и средства реализации идей |
|Компилятор идей |Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, |
| |обладает способностью соединения различных идей, |
| |разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на|
| |практике |
| Эрудит |Привносит в работу энциклопедические сведения по широкому|
| |кругу проблем в прошлом и настоящем |
| Эксперт |Обладает способностью оценить целесообразность той инк |
| |иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения |
| Энтузиаст |Личным примером и обаянием влияет на группу, вселяя веру |
| |в успех общего дела, побуждает других работать |
| |добросовестно |
| Критик |Подвергает критическому анализу ход и результаты работы |
| |группы, дает критическую и часто негативную оценку |
| |выдвигаемых идей |
| Организатор |Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового|
| |штурма» работу отдельных членов группы с позиции |
| |достижения конечной цели |
|Коммуникационные роли |
| Лидер |Обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, |
| |оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и |
| |отдельных ее членов |
|Делопроизводитель|Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, |
| |справок, мнений и составлению итогового отчета группы |
|Связной |Связывает на неформальной межличностной основе членов |
| |группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает |
| |внешние взаимосвязи группы |
|«Сторож» |Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая |
| |важность сообщений, доводит их до лидера |
|Координатор |В контакте с лидером осуществляет увязку действий |
| |отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной|
| |цели |
|Проводник |Обеспечивает связи группы с внешней средой |
|Поведенческие роли |
|Оптимист |Будучи всегда уверен в успехе общего дела, находит пути |
| |выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным |
| |поведением членов группы |
|Нигилист |Никогда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую|
| |точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой |
|Конформист |Следует общепринятым нормам поведения, пассивно |
| |соглашается с решением группы, представляя «молчаливое |
| |большинство» |
|Догматик |Упорно придерживается известных норм, отстаивает свое |
| |мнение, порой даже не соглашаясь с рациональным решением |
| |группы |
|Комментатор |Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни |
| |людей, в мире, на работе, в спорте и быту |
|Кляузник |Собирает слухи, часто не проверенные или даже ложные, и |
| |способствует их распространению. Во всем видит личную |
| |обиду и готов писать жалобы во все инстанции |
|Борец за правду |Является носителем и выразителем общественной морали, |
| |философии предприятия, прав человека. Может играть как |
| |прогрессивную, так и консервативную роль |
|Общественник |Увлечен общественной работой, нередко придумывает и |
| |выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. Свои |
| |обязанности по службе выполняет посредственно |
|«Важная птица» |Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, |
| |что он многое знает и у него есть «рука» |
|«Казанская сирота»|Ищет сочувствия окружающих, жалуясь на свое бедственное |
| |положение и непонимание в коллективе и со стороны |
| |руководства |
|«Ерш» |Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от |
| |себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством |
| |и коллегами |
|«Себе на уме» |Занимается на работе преимущественно личными делами |
| |(читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает быт), |
| |используя при этом свое служебное положение |
|Лентяй |Не проявляет никакой активности в труде, занимается |
| |второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит|
| |по отделам), ведет посторонние разговоры |
|«Наполеон» |Тщеславный человек с манией величия, стремящийся занять |
| |эуководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и |
| |достижениях |
Типичные роли, которые принимают на себя некоторые участники рабочих
групп
|Резонер |Человек, который считает, что в то время, когда он |
| |читал Платона, Ньютона и творения других великих мужей,|
| |все остальные смотрели по телевизору сериалы. Поэтому |
| |он чувствует настоятельную необходимость по любому |
| |поводу поделиться своей мудростью. В результате такой |
| |человек нередко излагает прописные истины типа: «В |
| |нашей индустрии очень серьезная конкуренция...» |
|Благонамеренный |Человек, уверенный в том, что совещания должны |
|садист |приносить боль участникам. Он часто вносит предложения,|
| |значительно ухудшающие условия работы. Например: |
| |«Предлагаю не ходить в туалет до тех пор, пока мы не |
| |примем решение» или «Предлагаю продолжить работу группы|
| |в обеденное время...» |
|Вечный страдалец |«Деликатный» человек, которого окружают «грубые» люди. |
| |Этот человек считает, что всегда оказывается «с краю», |
| |и громко объявляет об этом: «Я, конечно же, как обычно,|
| |смогу поработать в субботу, ведь это не проблема с тех |
| |пор, как от меня ушла жена и забрала с собой детей...» |
|Вольный стрелок, |Человек, красноречиво и с удовольствием уводящий группу|
|или Блаженный |от основной темы |
|странник | |
|Статист, или |Всегда молчит, отстранен от обсуждения и поддерживает |
|Дремлющий |связь с миром лишь посредством междометий и коротких |
| |фраз: «Угу», «Уф», «Все то же самое», «Как всегда», |
| |«Верно, верно» и т.п. |
РОЛЕВАЯ ИГРА «СОСЕДКИ»
Цели:
- Развитие чуткости к интересам партнера
- Формирование навыков эффективного взаимодействия
- Установление взаимопонимания с оппонентом, занявшим
оборонительную позицию
- Выявление интересов партнера при обсуждении
- Навыки аргументации и контраргументации
- Отработка техники активного слушания.
Ситуация:
Две девушки-студентки проживают в одной комнате общежития в
течение трех лет. В процессе подготовки одной из них (Марина) к
экзамену, ей понадобилось работать на компьютере в ночное время
вместе с подругой-одногруппницей. У второй девушки (Люба) на
следующий день предстоит сдача зачета, и она намерена хорошо перед
этим выспаться.
Утром Люба проснулась не выспавшейся и в плохом настроении и в
грубой форме стала высказывать Марине претензии по поводу ее ночной
учебы. Она заявила, что имеет право на отдых, а Марина с подругой
проявили, по ее мнению, неуважение к ней, просидев за компьютером
«пол ночи», хотя, фактически, девушки освободились значительно
раньше, чем утверждала Люба. По мнению Марины, ее соседка вполне
имела возможность выспаться, к тому же они вели себя тихо, не
шумели. И у нее тоже есть право занимать компьютер при
необходимости, к тому же это происходит не так часто.
Подруги поссорились и даже припомнили друг другу предыдущие
столкновения на бытовой почве. В итоге их утренний разговор
превратился в перебранку, и они обе расстались в расстроенных
чувствах и испытывали злость и обиду друг на друга.
Предложенный тип проведения ролевой игры: рефлексия (отображение),
позволяющая посмотреть на поведение участника конфликта в глазах
окружающих.
Тренер не навязывает игрокам модели поведения в игре, и должен убедиться,
что учащийся, выполняя задачу, способен смотреть на себя со стороны.
Во время проведения сессии ролевой игры тренер может обратиться к технике
«Ротация ролей».
В этом случае роль протагониста переходит от ученика к ученику. Эта
техника безусловно полезна, так как позволяет ученикам попробовать на себе
и продемонстрировать различные подходы к решению одной и той же проблемы.
Техника уместна, когда наставник хочет, чтобы оба участника попробовали
себя каждой из ролей (Марина/Люба).
Опыт участия в нескольких ролях из одной и той же ролевой игры придает
игрокам уверенность в себе, что приводит к большей их непосредственности, к
повышению способности вникать в другие роли и понимать их. Кроме того, это
позволяет лучше осознать изучаемую ситуацию, так как замена ролей ведет к
небольшим изменениям в исходных предположениях и используемом словаре, что
заставляет игроков более тщательно обдумывать свои позиции, а также
помогает ученикам сыграть больше, чем одну роль, и таким образом они имеют
возможность взглянуть на предмет дебатов или внешне очевидную ситуацию с
различных сторон. Здесь можно избежать затруднений, вызванных
фокусированием лишь на одной персоне, и показать, как разные люди реагируют
на одну и ту же проблему.
В рефлективной игре дебрифинг сосредотачивается на исследовании
игроками их мотивации и объяснении ими причин их действий. Обычно это
должно привести к обсуждению конкретных аспектов мотивации и поведения, а
также способов, которыми их можно изменить.
-----------------------
[1] Андреев А. Магия и культура в науке управления. СПб., 2000
[2] Коэльо П. Книга Воина Света. Киев, 2001
[3] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
Учебное пособие. М.: Владос, 1996. С. 319-321????†??????????
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8