Рефераты. Разработка тренинга на командообразование

10. строить беседу, находя общее в разных позициях.

6. Игра «Найти общее»

Цель:

- отработать навык находить общее в разных темах, идеях, подходах;

- совершенствовать навыки внимательного слушания, постановку

уточняющих вопросов;

- научиться делать связки между различными темами, идеями.

Инструментарий: цветные карточки с темами.

Проведение игры:

Идея игры проста – каждый из пары собеседников должен говорить только на

свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как

можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему,

участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие

точки соприкосновения.

Варианты заданий (тем для беседы) в паре:

|Возможный цвет карточек |Тема первого собеседника|Тема второго собеседника|

|Красный |Поговорите о проблеме |Поговорите о |

| |наркотиков |животноводстве |

|Серый |Поговорите о живописи |Поговорите о футболе |

|Синий |Поговорите о боевиках |Поговорите о качестве |

| |(кинофильмах) |воды |

|Белый |Поговорите о спорте |Поговорите о кулинарии |

|Оранжевый |Поговорите об |Поговорите об апельсинах|

| |автомобилях | |

Участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре выбрать

свой цвет. Ведущий формулирует пред играющими задачи:

- деликатно начать беседу;

- подвести разговор к своей теме;

- понять тему партнера;

- найти связки между темами;

- найти общую тему;

- корректно закончить беседу.

Ведущий дает три минуты для обдумывания темы, после чего участники

приступают к беседе.

Вопросы для обсуждения игры «Найти общее»:

1. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от беседы.

2. С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы?

3. Кто явился инициатором «сближения» темы?

4. Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах, идеях?

5. Чему эта игра может научить команду?

Дебрифинг

Ведущий благодарит всех за участие.

Цель дебрифинга – еще раз подтвердить, как будут применяться новые

знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или

коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга.

Предположительно дебрифинг будет не очень продолжительным, т.к. в

процессе тренинга происходило активное обсуждение каждой из проведенных

игр.

8. Пакет учебных материалов, инструменты и оборудование

- бэйджи с именами участников

- доска или флипчарт

- письменные принадлежности

- бумага в достаточном количестве

- листы и маркеры для флипчарта

Помимо вышеперечисленного, а также оборудования и материалов, описанных

в играх, следует обратить внимание на наличие питьевой воды, стаканчиков,

необходимых продуктов питания для перерыва (чай-паузы), напр.: орешки,

печенье, сухофрукты и т.п.

9. Оценка эффективности тренинга

Для оценки эффективности тренинга руководитель кружка предлагает

участникам заполнить диагностические листы.

Тест 1. Оценка психологического климата в коллективе[3]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные особенности

взаимоотношений в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем — справа и после этого

знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему

мнению, соответствует истине.

Оценки:

3(-3) — свойство проявляется в коллективе всегда;

2(-2) — свойство проявляется в большинстве случаев;

1(-1) — свойство проявляется нередко;

0 - проявляются в одинаковой степени и то и другое свойства.

| |3|2|1|0|-|-|-| |

| | | | | |1|2|3| |

|1 . Преобладает бодрый, | | | | | | | |1. Преобладает подавленное |

|жизнерадостный тон, настроение | | | | | | | |настроение |

|2. Доброжелательность в | | | | | | | |2. Конфликтность в отношениях|

|отношениях, взаимные симпатии | | | | | | | |и антипатии |

|3. В отношениях между | | | | | | | |3. Группировки конфликтуют |

|группировками внутри коллектива | | | | | | | |между собой |

|существует взаимное расположение,| | | | | | | | |

|понимание | | | | | | | | |

|4. Членам коллектива нравится | | | | | | | |4. Проявляют безразличие к |

|вместе проводить время, | | | | | | | |более тесному общению, |

|участвовать в совместной | | | | | | | |выражают отрицательное |

|деятельности | | | | | | | |отношение к совместной |

| | | | | | | | |деятельности |

|5. Успехи или неудачи коллег | | | | | | | |5. Успехи или неудачи коллег |

|вызывают сопереживание, искреннее| | | | | | | |оставляют равнодушными или |

|участие всех членов | | | | | | | |вызывают зависть, злорадство |

|6. С уважением относятся к мнению| | | | | | | |6. Каждый считает свое мнение|

|друг друга | | | | | | | |главным, нетерпим к мнению |

| | | | | | | | |коллег |

|7. Достижения и неудачи | | | | | | | |7. Достижения и неудачи |

|коллектива переживаются как свои | | | | | | | |коллектива не находят отклика|

|собственные | | | | | | | |у членов коллектива |

|8. В трудные минуты для | | | | | | | |8. В трудные минуты коллектив|

|коллектива происходит | | | | | | | |«раскисает», возникают ссоры,|

|эмоциональное единение «один за | | | | | | | |растерянность, взаимные |

|всех, и все за одного» | | | | | | | |обвинения |

|9. Чувство гордости за коллектив,| | | | | | | |9. К похвалам и поощрениям |

|если его отмечает руководитель | | | | | | | |коллектива здесь относятся |

| | | | | | | | |равнодушно |

|10. Коллектив активен, полон | | | | | | | |10. Коллектив инертен и |

|энергии | | | | | | | |пассивен |

|11. Участливо и доброжелательно | | | | | | | |11. Новички чувствуют себя |

|относятся к новым членам | | | | | | | |чужими, к ним часто проявляют|

|коллектива, помогают им освоиться| | | | | | | |враждебность |

|12. Совместные дела увлекают | | | | | | | |12. Коллектив невозможно |

|всех, велико желание работать | | | | | | | |поднять на совместное дело, |

|коллективно | | | | | | | |каждый думает о своих |

| | | | | | | | |интересах |

|13. В коллективе существует | | | | | | | |13. Коллектив заметно |

|справедливое отношение ко всем | | | | | | | |разделяется на |

|членам, поддерживают слабых, | | | | | | | |«привилегированных», |

|выступают в их защиту | | | | | | | |пренебрежительное отношение к|

| | | | | | | | |слабым |

|Алгебраическая сумма | | | | | | | | |

Обработка результатов

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: Получить алгебраическую сумму, сложив все абсолютные величины

(и с +, и с -) оценок. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: Цифры, полученные после обработки ответов каждого сотрудника,

необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-

психологического климата;

от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического

климата;

от 0 до 8 — низкая (незначительная) степень благоприятности;

от 0 до (—8) — начальная степень неблагоприятности социально-

психологического климата;

от (—8) до (—10) — средняя степень неблагоприятности;

от (-10) и ниже в отрицательную сторону — сильная степень

неблагоприятности.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников.

Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают

ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины.

Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению

коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным

знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как

коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику

его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Тест 2. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в

группе.

Предлагаемая экспресс-методика позволяет выявить эмоциональный,

поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Критерий

привлекательности работы в данном коллективе рассматривается (в качестве

существенного признака эмоционального компонента) на уровне понятий

«нравится—не нравится», «приятный—неприятный».

При конструировании вопросов данного теста выдерживался критерий

«желание—нежелание работать в данном коллективе», «желание—нежелание

общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием

когнитивного компонента избрана переменная «знание—незнание особенностей

членов коллектива».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.