Или: "Связи с общественностью — это:
• распространение информации клиента через средства массовой информации;
• организация и проведение семинаров, пресс-конференций, презентаций и
других акций с широким освещением в региональных средствах
массовой информации;
• информационное обеспечение привлекательного имиджа фирмы и
предоставляемых ею услуг;
• разработка и проведение рекламно-информационных кампаний ". И т. п.
Анализируя смысл определений "паблик рилейшнз",
целесообразно сопоставить их с различными по формальному обозначению, но
фактически пересекающимися с ними по ряду моментов понятиями. Одним из
таких понятий является "лоббизм". Первоначально (в 17в.) и в буквальном
переводе слово lobby означало коридор, куда члены английского парламента
выходили для прогулок или голосования; людей в кулуарах обрабатывающих
членов парламента или конгресса в пользу того или иного законопроекта
стали называть лоббисами. В XIX в. в США термин "лоббирование" начал
означать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.
Сегодня закулисный подкуп лишь часть данного явления, в
целом же современный лоббизм — многоступенчатый процесс, включающий
систему аргументации и механизм подготовки и принятия нормативных актов в
пользу тех или иных социально-политических сил. Однако во всех случаях
речь здесь идет о продвижении интересов через органы государственной
власти.
Еще один, не имеющий русского эквивалента, но широко
известный на Западе термин "advocacy" (от advocate— "отстаивание,
поддержка, пропаганда взглядов и интересов") также означает продвижение
интересов, но в отличие" от" 'lobby речь идет о продвижении интересов не
только через органы государственной власти, но и через любые другие
структуры: отечественные и международные общественные организации,
коммерческие фирмы, политические партии, влиятельные личности и т. д., т.
е. понятие "advocacy" более широкое по сравнению с "lobby".
Отличие ПР от lobby и advocacy—в еще большей широте
понятия. К субъектам ПР относятся уже и собственный персонал, и масса
населения, имеющая отношение к некоторому профилю деятельности. Что же
касается деятельности непосредственной, то она заключается не только в
продвижении определенного интереса, но и в подготовке почвы,
дополнительных условий для него.
Имеет смысл разобраться и еще с одним "родственником" ПР —
пропагандой. Здесь существуют два магистральных направления мнений.
Согласно первому направлению, пропаганда и ПР практически не отличаются
друг от друга: оба понятия означают использование определенных технологий
для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание.
Тем не менее большинство ПР-менов, считают, что называть
пропагандой их деятельность неправомерно, и вот почему:
• пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в
то время как ПР основываются на правдивой информации;
• пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять
(изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они
этого или нет; ПР носят более мягкий характер и лишь предлагают людям
воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять
(отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
• наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на
индивида или группу; ПР в обязательном порядке предполагают налаживание
механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со
стороны аудитории.
Нельзя обойти вниманием и такую похожую пару, как ПР и
реклама. Сходство между ними выражается в том, что в период разработки
информационных кампаний ПР-фирмы и рекламные агентства используют
аналогичные этапы и методики, имеющие целью определить целевые аудитории
и сформулировать основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих
сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из
которых — средства массовой информации. Но тут и начинаются различия.
• Если основной механизм рекламы — это платное использование газетных
площадей и эфирного времени для размещения информации клиента, то задача
ПР-специалиста — добиться того, чтобы исходящая от клиента информация
размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих
журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.
• Далее. Если реклама — это открыто оплачиваемые продавцом товара или
услуги отношения между ним и покупателем, имеющие к тому же формальные
признаки (например, рубрику "Реклама") и регулируемые специальным законом
(в отечественной ситуации это Закон РФ "О рекламе"), то связи с
общественностью формализованы значительно меньше. В то время как реклама
поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта,
деятельность по связям с общественностью не так легко, во-первых,
распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности. По образному
выражению Е.А. Блажнова, "ПР--это особая реклама, это реклама
отсроченного приобретения, реклама предстоящей покупки". Другими словами,
если реклама прямо ориентирована на конкретный результат, то ПР — на
создание косвенных благоприятных условий для его достижения.
• Следующее различие заключается в том, что если реклама — это
ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное
пространство определенных доз "хороших новостей", то механизм ПР более
тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с
различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том
числе негативного характера.
Резюмируя сказанное выше, попробуем определить смысл
слов, составляющих термин "связи с общественностью". Итак, что же такое
"общественность"? Это внутренняя и внешняя среда некоторой организации
или проекта. Данная среда разбивается на такие категории, как персонал
фирмы, члены общественного формирования, партнеры и оппоненты, реальные и
потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации; причем
эти товары и услуги могут как выступать в виде материализованных
предметов, так и принимать форму лидеров, программ, идей и т. д.
Действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений
между элементами среды, составляют смысл понятия "связи". Следует
подчеркнуть, что эти связи, реализуемые в первую очередь через средства
массовой информации (СМИ), призваны оказывать целенаправленное влияние на
общественное мнение в определенных интересах. В одном случае такое
влияние имеет целью получение поддержки публики, в другом — достижение
общественного понимания или нейтралитета, в третьем — смягчение
последствий кризисных и конфликтных ситуаций.
3 ЦЕЛЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПР
Цель ПР — установление двустороннего общения для выявления
общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания,
основанного на правде, знании и полной информированности.
Масштабы такого взаимодействия, направленного на развитие
прочных связей с общественностью, могут быть самыми разными в зависимости
от величины и характера сторон, но философия, стратегия и методы остаются
очень похожими, какая бы цель ни ставилась — будь то, например,
воздействие на международное взаимопонимание или улучшение отношений
между компанией и потребителями ее продукции, агентами и сотрудниками.
В семье или в небольшой, тесной общине нет серьезных
препятствий для общения и свободного обмена мнениями, но даже здесь
вполне возможно недопонимание. В общественной или коммерческой жизни
„члены семьи" отдалены друг от друга, и отсутствие личного контакта
сильно затрудняет налаживание сотрудничества и достижение
взаимопонимания. Специалисты ПР используют современные методы общения и
убеждения для наведения “мостов” и установления взаимопонимания.
Пониманию способствуют репутация, имеющийся опыт и
культурные факторы. Важные составляющие части большинства программ ПР по
завоеванию надежной репутации — создание атмосферы доверия и
осуществление единой стратегии.
Основные направления
В наши дни термин „public relations" включает в себя следующие основные
направления:
1. Общественное мнение.
2. Общественные отношения.
3. Правительственные отношения.
4. Жизнь общины.
5. Промышленные отношения.
6. Финансовые отношения.
7. Международные отношения.
8. Потребительские отношения.
9. Исследования и статистика.
10. Средства массовой информации (СМИ).
В них ПР играют важную роль, и хотя теория и философия ПР в
равной мере приложимы к каждому из них, некоторые детали и приоритеты
изменяются в зависимости от направления.
ПР могут внести значительный вклад в практику управления в
самом широком смысле этого слова.
Знания и умения специалиста в области ПР
Вот список разнообразных сфер приложения знаний и умений специалиста в
области ПР:
1. Консультирование на основе законов поведения человека.
2. Выявление возможных тенденций и предсказание их последствий.
3. Изучение общественного мнения, отношения и ожидания со стороны
общественности и рекомендации необходимых мер для формирования мнения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6