Рефераты. ПР PR как область знаний

communications",

• общественная экспертиза — "public involvement",

• взаимоотношения с инвесторами— " investor relations",

• проведение мобилизационных (конкурсы, чемпионаты, лотереи) и

презентационных мероприятий — "special events",

• управление кризисными ситуациями — "crisis management",

• управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений —

"massage management" и т. д.

Что касается российского ПР-рынка, то формально он

декларировал себя в начале 90-х годов, когда в стране появились первые ПР-

агентства. В 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с

общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала свыше 80 членов.

С 1992г. на факультете международной информации Московского

государственного института международных отношений (МГИМО— Университет

Министерства иностранных дел РФ) появилась специализация "связи с

общественностью"; в 1999/2000 учебном году она входила в учебные

программы почти 40 российских вузов.

С 1997 г. присуждается Национальная премия в области

развития связей с общественностью "Серебряный Лучник", которая, по

существу, стала первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном

рынке.

В 1999 г. проведены исследования известности и популярности российских ПР-

агентств, на основе которых составлен рейтинг 40 ведущих российских фирм,

профессионально работающих на рынке услуг по связям с общественностью.К

настоящему времени ПР в России достиг мирового уровня.

2 Определение "паблик рилейшнз"

"Паблик рилейшнз" (ПР) (public relations— "связи с

общественностью") — весьма богатое по числу данных ему "имен" и дефиниций

понятие. Когда в 1975 г. один из американских фондов (Foundation for

Public Relations Research and Education) предпринял глубокое исследование

этой темы, было выявлено около 500 определений ПР. Участники исследования

не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали

собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение:

«"Паблик рилейшнз"— это особая функция управления, которая

способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и

сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных

проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об

общественном мнении и вовремя реагировать на него определяет и делает

особый упор на главной задаче руководства — служить интересам

общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и

использовать их наиболее эффективно; выполняет роль "системы раннего

оповещения" об опасности и помогает справиться с нежелательными

тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических

нормах общение в качестве основных средств деятельности».

Достаточно ли этого определения для понимания сути ПР?

Разумеется, нет. Но вовсе не потому, что 65 ученых, привлеченных к

участию в упомянутом исследовании, чего-то недопонимали. Просто "паблик

рилейшнз" — это постоянно развивающаяся система, а разнообразие ее

описаний свидетельствует лишь о возникновении или доминировании каких-

либо тенденций в определенные периоды либо у определенных групп

исследователей и практиков. Именно с этой точки зрения целесообразно

сделать краткий анализ ряда трактовок ПР.

Возвращаясь к приведенной выше, замечу, что при всей

многоплановости в ней ясно прослеживается ведущий акцент: ПР — некая

деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя "служения

интересам общественности". Такого рода подход, который условно можно

назвать альтруистическим, присутствует и в десятках других определений

ПР, как более ранних, так и появившихся позднее.

Например, Институт общественных отношений (IPR), созданный в

Великобритании в 1948 г., принял следующую трактовку:

«"Паблик рилейшнз ", — это планируемые продолжительные усилия,

направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и

взаимопонимания между организацией и общественностью».

Столь же альтруистическое определение, направленное на

достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный

английский ПР-специалист Сэм Блэк:

«"Паблик рилейшнз"— это искусство и наука достижения гармонии посредством

взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

"Альтруистический" подход к ПР закреплен в довольно популярном

словаре Уэбстера (Webster New International Dictionary), который дает

следующее определение:

«"Паблик рилейшнз"' — это содействие установлению взаимопонимания и

доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми,

группами людей или обществом в целом посредством распространения

разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки

общественной реакции».

Однако существует и другой акцент (назовем его

компромиссным), делающий упор на иных факторах: во-первых, речь идет

вовсе не об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов; во-

вторых, организация для того учитывает интересы общественности, чтобы и

ее интересы были восприняты с пониманием. Такой подход к ПР еще в первые

десятилетия XX в. предлагал один из "отцов" связей с общественностью —

Эдвард Бернейз, который писал:

« "Паблик рилейшнз " — это усилия, направленные на то, чтобы убедить

общественность изменить свой подход или свои действия, а также на

гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами

общественности и наоборот».

Вполне естественно, что количество сторонников и такого, более

жизненного подхода с течением времени сохранялось и множилось. Скажем,

авторитетный форум представителей более чем 30 национальных и

региональных ассоциаций ПР, собравшихся в 1978 г. в Мехико на первую

Всемирную ассамблею ассоциаций ПР, предложил вот какую трактовку:

«Практика "паблик рилейшнз " — это искусство и социальная наука,

позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия,

консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые

заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так

и общественности».

Стоит, наконец, выделить и сугубо прагматический подход,

лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон

Рокфеллер говаривал что умение общаться с людьми — это товар, который

можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И подчеркивал,

что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на

свете. Понятно, что под словом "общаться" американский миллионер имел в

виду управление с помощью общения.

На этот же аспект указывали спустя много десятилетий ученые-

политологи Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В соответствии с их определением, зафиксированным в изданной в 1997 г.

книге «Связь с общественностью — "паблик рилейшнз" — государственной

власти и управления», ПР— это "специализированная, профессионально

организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это

адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере,

корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не

административно-командными) средствами ".

Прагматиками оказались и авторы подготовленного в 1995 г. в

МГУ Словаря новых иностранных слов, где ПР понимается как "организация

общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования

предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется

разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений

между государственными (управленческими), общественными структурами и

гражданами в интересах всего общества ".

Следует добавить что, в изданном в США еще в 1944 г. Словаре

социологии (Dictionary of Sociology) подчеркивается, что теория и методы

ПР "предполагают использование социологии, социальной психологии,

экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста,

артиста, организатора, специалиста по рекламе и т. п. для решения

специфических проблем в области связей с общественностью".

Развернутые детальные описания связей с общественностью в

изобилии можно встретить на страницах Интернета. Например:

«"Паблик рилейшнз" является одним из весьма эффективных методов

привлечения внимания общества к торговой марке или имени фирмы.

Профессионально проведенная ПР-кампания позволяет создать и поддерживать

"эффект присутствия " для фирмы с минимальными затратами. Как правило,

проведение такой кампании включает следующий комплекс услуг:

• упоминание имени фирмы или торговой марки;

• информационное сообщение о фирме или торговой марке;

• статья или репортаж, посвященные деятельности фирмы;

• интервью с руководителями фирмы;

• организация пресс-конференций фирмы с привлечением журналистов

ведущих газет, журналов, телекомпаний и радиостанций;

• мониторинг всех материалов, выходящих по заказу фирмы в средствах

массовой информации;

• составление и рассылка пресс-релизов, в которых сообщается о

деятельности фирмы».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.