Рефераты. Промышленная политика Нижегородской области

системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В

сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие

спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.

Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет

коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию

экономики.

При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется

экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится

деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут

сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области

данный путь неприемлем.

Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:

переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет

наращивания потребительского спроса.

"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не

экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не

обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.

"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к

поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного

перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.

Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления

региональной экономики рост.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование

государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве

своей основы активного привлечения инвестиций.

"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный

темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на

количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную

модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).

Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:

1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики,

выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами,

укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч.

финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической

модернизации производства.

2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования,

ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение

бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения

на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки

конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет

означать завершение этапа.

Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для

перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация

области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной

привлекательности Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно

государство и региональные власти смогут сбалансировать основные

экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,

материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,

в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,

ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы

можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом

финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления

внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность

экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет

неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,

ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной

нагрузки, заключаются преимущественно в:

• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;

• стабилизации социальной инфраструктуры;

• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении

экономических полномочий регионов за счет центра.

4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов

(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в

Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие

в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического

пространства) заключаются в основном в:

• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее

рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;

• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;

• освоении России западными корпорациями;

• внешней платежеспособности государства и предприятий;

• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита

собственности иностранных инвесторов.

Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному

ориентированных коалиций.

Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть

ориентирована на:

• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие

рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;

• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных

обязательств, в том числе социальных расходов;

• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,

усиление защиты прав иностранных инвесторов.

Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное

производство, переведет безработицу в открытую форму.

Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть

ориентирована на:

• поддержку социальной сферы и потребления населения;

• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;

• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей

продукции инфраструктурных монополий.

Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и

социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения

доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки

простаивающих мощностей).

Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что

объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность

интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных

сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной

поддержки со стороны государства.

Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить

интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:

• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение

иностранных инвестиций);

• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,

не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта

инфраструктурных монополий);

• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и

потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления

коммерческого и государственного управления.

С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с

лидерами основных политических коалиций.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

3.1. Прямое стимулирование инвестиций

Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные

успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной

поддержке государства.

Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным

устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью

инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции

в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на

28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на

17,7%.

Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и

инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной

окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного

регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая

капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно-

высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций

превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического

разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования

1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное

саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным.

При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту

категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей

со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.