Рефераты. Промышленная политика Нижегородской области

созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,

до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую

очередь это относится к автомобильной промышленности.

. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением

на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием

«экономически» независимых бизнес единиц.

. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава

выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,

так и вне региональных рынках.

. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет

нехватка технических специалистов и высоквалифицированного

управленческого персонала.

В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации

промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,

баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и

задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной

политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное

поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.

1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ

1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики

1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления

и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах

внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.

Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,

обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.

2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые

структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические

интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением

национального богатства и производительного капитала, а не с их

перераспределением.

3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы

взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих

системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и

достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики

региона.

4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и

повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и

социальных источников повышения эффективности становится не только

предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.

5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников

социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет

сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и

напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением

ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в

интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать

напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной

социально-экономической политикой государства и региональных властей.

Основная задача региональных властей - создание общественной

предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С

этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими

заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс

социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под

названием «Формирование социальные основ промышленной политики».

1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона

Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые

промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший

стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в

1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году

было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за

2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп

прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -

5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на

10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили

6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в

промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999

году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.

Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,

предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного

роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный

вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более

критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики

необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут

возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с

середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким

уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления

системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть

кризисных симптомов.

1. Инвестиционный кризис.

Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет

их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным

ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с

1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить

качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая

модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как

минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..

2. Социальный кризис.

Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и

потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области

сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число

граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление

населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к

2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что

переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую

плоскость.

3. Продовольственный кризис.

Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и

посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-

99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение

сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.

оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство

комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.

4. Бюджетная напряженность

Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные

затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%

ВВП.

За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов

эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до

1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение

которого ведет к гиперинфляции.

5. Топливный кризис

Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около

40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности

его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в

топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010

г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с

дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,

поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.

Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис

представляет серьезную угрозу.

6. Внешнеэкономические проблемы

Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию

благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях

избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.

Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних

обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация

рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до

109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние

инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)

снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.

Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или

группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких

регионов.

Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные

симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.

С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему

мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты

жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных

проблемных симптомов приведен в приложении 1.

3. Основные пути развития российской и региональной экономики

Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь

развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные

ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного

эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие

производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.