созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,
до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую
очередь это относится к автомобильной промышленности.
. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением
на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием
«экономически» независимых бизнес единиц.
. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава
выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,
так и вне региональных рынках.
. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет
нехватка технических специалистов и высоквалифицированного
управленческого персонала.
В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации
промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,
баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и
задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной
политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное
поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.
1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
МОДЕЛИ
1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики
1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления
и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах
внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.
Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,
обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.
2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые
структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические
интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением
национального богатства и производительного капитала, а не с их
перераспределением.
3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы
взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих
системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и
достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики
региона.
4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и
повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и
социальных источников повышения эффективности становится не только
предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.
5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников
социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет
сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и
напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением
ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в
интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать
напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной
социально-экономической политикой государства и региональных властей.
Основная задача региональных властей - создание общественной
предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С
этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими
заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс
социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под
названием «Формирование социальные основ промышленной политики».
1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона
Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые
промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший
стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в
1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году
было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за
2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп
прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -
5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на
10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили
6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в
промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999
году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.
Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,
предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного
роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный
вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более
критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики
необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут
возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с
середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким
уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления
системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть
кризисных симптомов.
1. Инвестиционный кризис.
Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет
их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным
ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с
1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить
качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая
модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как
минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..
2. Социальный кризис.
Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и
потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области
сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число
граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление
населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к
2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что
переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую
плоскость.
3. Продовольственный кризис.
Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и
посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-
99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение
сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.
оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство
комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.
4. Бюджетная напряженность
Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные
затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%
ВВП.
За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов
эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до
1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение
которого ведет к гиперинфляции.
5. Топливный кризис
Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около
40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности
его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в
топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010
г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с
дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,
поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.
Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис
представляет серьезную угрозу.
6. Внешнеэкономические проблемы
Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию
благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях
избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.
Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних
обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация
рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до
109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние
инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)
снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.
Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или
группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких
регионов.
Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные
симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.
С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему
мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты
жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных
проблемных симптомов приведен в приложении 1.
3. Основные пути развития российской и региональной экономики
Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь
развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные
ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного
эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие
производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10