Рефераты. Приватизация промышленных предприятий

сложности около 10% акций приватизированных предприятий, что принесло

государству $1 млрд.». [6]

В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов

в третьем квартале 1994 года явились (в $ млн.):

Топливная промышленность 350,9

Строительство 22,8

Торговля и общественное питание 12,7

Другие промышленные производства 9,9

Черная металлургия 7,6

Транспорт и связь 6,9

Пищевая промышленность 5,2

Деревообрабатывающая промышленность 4,7

Услуги 4,0

Наука и научное обслуживание 4,0 *(см. прилож. №4)

* Данные приведены из «Отчета об основных итогах чековой приватизации»

ГКИ [6](см. прилож. №5,№6)

Вот те небольшие итоги первого этапа приватизации в России, как

показывает нам «Отчет об основных итогах чековой приватизации»,

представленный Госкомимуществом РФ. Однако о конечных итогах говорить еще

слишком рано.

С Указом Президента РФ [4] возникает начало действия нового этапа в

приватизационной компании (в частности, на примере Москвы) - этапа так

называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при

покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные

чеки). Появился также документ, заложивший мощный юридический фундамент

«особого пути» российской столицы в приватизации. Московская городская дума

18 января приняла «Основные положения приватизации государственных и

муниципальных предприятий города Москвы».

Эти документы оказали существенное влияние на ход дальнейших

экономических событий - и сами по себе, и как прецедент.

Из Указа можно выделить следующее. Во-первых то, что Московское

правительство получило право определять при продаже по конкурсу или на

аукционе начальную цену государственных предприятий или акций АООТ,

созданных в процессе приватизации путем преобразования этих предприятий, по

данным баланса за квартал, предшествующий дате подаче документов на

приватизацию, то есть с учетом двух переоценок основных фондов.

Определенная таким образом стартовая цена может оказаться выше сложившихся

рыночных цена на аналогичные объекты. Это действие необходимо потому, что

бюллетень Российского федерального фонда имущества в последние месяцы был

полон сообщениями о несостоявшихся инвестиционных торгах из-за отсутствия

инвесторов. Средства, полученные от продажи предприятия в части, обещанной

федеральными актами самому предприятию (51%), будут направляться на

реорганизацию и санацию других предприятий Москвы. Однако, скажем тут же

то, что это равносильно перечислению всех средств от приватизации в бюджет

с последующим их перераспределением между предприятиями по желанию хозяев

бюджета. Что при этом будут чувствовать сами предприятия, которые так могут

вообще ничего не получить от свой приватизации, угадать нетрудно. Директора

еще не приватизированных предприятий лишаются всех стимулов к приватизации:

деньги идут не на предприятие, а в московский бюджет, акций своего

предприятия на накупишь - слишком высоки стартовые цены...

Пункт 3 Указа связан с больной для московского правительства темой -

земельные участки под приватизированными предприятиями. «Приватизация

недвижимого имущества порождает право собственника этого имущества на

получение в долгосрочную аренду (49 лет) соответствующего земельного

участка». Этот пункт порождает, пожалуй, наибольшие опасения: не означает

ли он, что никаких прав на территорию у собственника предприятия не будет.

Пункты 4, 5, 6 последовательно освобождают Москву от ответственности за

расхождение с федеральными актами по таким вопросам, как законодательное

обеспечение продажи частнику земли, отягощение этой земли дополнительными

обязательствами собственника, а также определение цены при выкупе

арендованного имущества.

Пункт 7 Указа позволяет московским властям пользоваться инструментарием,

имеющимся для приватизации предприятий-должников, для приватизации любого

предприятия; можно будет дать преданные еще акции в управление, а затем

продать его.

Во втором этапе приватизации в г. Москве, так называемый некий свет, на

планы московских властей может пролить - проект постановления московского

правительства «О проведении городского облигационного займа реализации

Основных направлений приватизации предприятий в г. Москве после 1 июля». Из

него следует, что администрация Москвы в лице Москомимущества собирается

эмитировать заем, гарантированный акциями приватизированных и подлежащих

приватизации предприятий. Предполагаемый объем эмиссии на 1996 год - 1,6

трлн. руб. Эти средства, так же как и деньги, предназначенные для санации

московских предприятий, аккумулируются в Инвестиционном фонде пост

приватизационной поддержки предприятий.

Нужно затронуть и механизм самого займа. Москомимущество и Фонд имущества

увеличивают долю городской собственности в уставных капиталах предприятий и

организаций различных форм собственности с проведением последующей эмиссии

акций АО - за счет включения в их уставный капитал городского недвижимого

имущества (в т.ч. и земли под предприятиями).

Далее, из увеличенной государственной доли резервируются определенные

пакеты акций для конвертации в облигации городского займа. Кроме того,

правительство может рекомендовать акционерным обществам осуществить

вторичную эмиссию акций с размещением их под инвестиционные программы

Московского облигационного займа.

Что касается таких ценных бумаг, участвующих в приватизации, как

облигаций, то их предполагается выпускать двух видов: конвертируемые

отзывные и доходные. Отзыв конвертируемых облигаций возможен только через

два года - они обмениваются либо на акции конкретного предприятия, либо на

акции предприятий конкретной отрасли. В течение двух лет эти акции

принадлежат Москомимуществу, но могут быть переданы в траст владельцам

облигаций.

На этой основе можно сделать вывод по поводу начатого второго этапа

приватизации в Москве: принятые в феврале 1995 года документы имеют только

один несомненный смысл -они выводят московские власти из-под контроля

федерального законодательства по приватизации.

Что же касается этапа денежной приватизации не только в Москве но и по

России, то уже в ноябре 1994 года Госкомимуществом было начато составление

плана-графика денежных аукционов. По замыслу его составителей, все акции

крупных предприятий, предназначенные для реализации на инвестконкурсах,

должны были продаваться на денежных аукционах.

Может измениться также и размер выставляемого на аукцион пакета - хотя бы

потому, что в планы приватизации предприятий постоянно вносятся изменения.

Например, вышеуказанная таблица предусматривает реализацию на денежном

аукционе 29% акций фабрики «Свобода». Между тем уже после подготовки этого

графика вышло распоряжения Госкомимущества, закрепляющее 25,5% акций

фабрики в государственной собственности.

Однако принято положение о специализированных денежных аукционах. Они

отличаются от всех прочих тем, что процедура их проведения практически в

точности повторяет аукцион чековый. Кроме того, при проведении

специализированного аукциона все участники приобретают акции по единой

цене, и количество участников, как правило, весьма велико (в обычных

денежных аукционах на каждый выставляемый пакет определяется только один

победитель).

В связи с тем что, экономическая и политическая жизнь России имела и

имеет свои особенности как к началу проведения приватизации собственности,

так и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные

процессы носили также свои отличительные стороны. В связи с этим данные

особенности и отличия российского варианта приватизации привели, некоторым

образом, к определенным проблемам, негативным эффектам, возникшим в ходе

первого этапа приватизации и разгосударствления и после него. На

сегодняшний момент можно подвести небольшие итоги проведения этапа

приватизации. В связи с этим можно добавить, что приватизационные процессы

имели и свои определенные проблемы, затрудняющие развитие этих процессов,

как в начале развертывания компании, так и в конце ее, по мере воплощения в

жизнь этого этапа приватизации, вследствие все тех же отличительных

особенностей политической и экономической ситуации в России, приведшей и к

отличительным особенностям в первом этапе приватизации. В главе «Этапы

приватизации и разгосударствления» были затронуты некоторые из этих

особенностей и проблем (в частности, проблема банкротств промышленных

предприятий). Попробуем выявить наиболее основные отличия и особенности

приватизации, проблемы, возникшие в процессе приватизации, а также

затруднявшие ход развития приватизации на основе предшествующего перед этим

анализа отличительного от других стран экономического и политического

положения России.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная

продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся

условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики

требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась

бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления

интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в

стране попросту не было достаточного количества денежных средств.

Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.