Рефераты. Приватизация промышленных предприятий

введены дополнительные жесткие бюрократические процедуры. Вместе с тем,

удалось отстоять в правительстве и закрепить документально все важные для

чековой приватизации процедуры, существенно расширить перечень

приватизируемого имущества.

Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном

обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной

долей имущества свыше 25 процентов. Таким образом, имущество этих

предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой

приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны

были пройти и все предприятия-банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения

для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как

за; деньги, так и за чеки. Другое дело, что реализация этого не была

стабильной из-за нестабильности политической ситуации в России.

Программа также предусматривала значительное укрепление роли

инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций

одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти,

что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными

обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв,

что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции

более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов

другими была легализована Программой.

Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав

акционеров. Среди главных ее постулатов - защита акционерного

«меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного»

голосования.

Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о

новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм

действия Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Однако

нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении

банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов -

приватизации и банкротства, удалось решить. Это стало возможным, когда были

найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба

приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем

именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий-

банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в

действие процесс банкротства. Каким образом Федеральное управление решало

судьбу отдельного предприятия-банкрота? Было несколько вариантов, которые

государство как собственник могло реализовать еще в досудебной процедуре.

И, наконец, третий путь - это была обязательная (принудительная) смена

собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен, Такая

норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по

делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации.

Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом

случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при

обычной приватизации. Ведь речь шла не о перераспределении собственности, а

об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить

инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по

тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и

аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало

возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно

форсировать процесс принудительной приватизации (см. прилож. №3).

3.3. Предварительные итоги приватизации.

Необходимо рассмотреть вопрос об оценке итогов первого этапа

приватизационной компании. Однако вопрос об оценке итогов очень непрост.

Единственная черта ваучерной приватизации, признаваемая всеми, -

беспримерный темп и масштаб проходивших в ее рамках событий. Более того,

массовая приватизация, по мысли проводивших ее, а также сторонников, -

явилась ключевым элементом российских экономических, да и политических

реформ (можно без особого риска прибавить: и единственный их элемент,

планомерно осуществлявшийся и даже осуществленный практически так, как было

задумано). Беспрецедентные темпы и масштабы этой кампании сделали

необратимым весь процесс реформирования России.

Итак, каковы же негативные итоги прошедшего этапа приватизации в России?

1. Разрыв между поставленными целями и реальными результатами:

практически ни одна из поставленных целей приватизации не была достигнута.

2. Несовпадение становления комплекса рыночных механизмов и институтов,

необходимых для создания сферы эффективного функционирования

приватизированных предприятий, с темпами приватизации.

3. Не была проведена реальная оценка приватизированного имущества, в

результате чего допущено его разбазаривание.

4. Формы и способы проведения приватизации не обеспечивали учета

разнообразия конкретных условий, в которых находились приватизируемые

предприятия, и превратили широкие слои населения в пассивных участников

развивающихся процессов.

Государственная Дума приняла новый Закон [2], который призван

скорректировать законодательство о приватизации, привести его в

соответствие с интересами государства, всего населения страны.

Однако это утверждение порождает ряд вопросов, без ответа на которые не

обойтись:

. как изменилась властная структура российского общества в результате

массовой приватизации?

. как население участвовало в приватизации, и каковые ее социальные

последствия?

. каким оказалось воздействие приватизации на работу предприятий - в

частности, в ключевых отраслях промышленности России?

. какова степень проникновения иностранного капитала в российскую экономику

- и входе самой приватизации, и в пост приватизационный период?

. помогла ли (и поможет ли впредь) приватизация в решении проблемы

инвестиционного голода?

. как повлияла приватизация на развитие криминальных структур в стране?

каковы были масштабы - и какими будут последствия - приватизационного

«отмывания» денег?

Однако на все эти вопросы можно лишь дать предварительный ответ, т.к. не

всегда имеется необходимая и четкая информация при рассмотрении этих

вопросов.

Затрагивая первый вопрос, нужно сказать следующее. Заметим одно

обстоятельство то, что ведь российская приватизация на первом своем этапе

передавала собственность тем, кто ею и так владел или, во всяком случае,

ощущал себя ее владельцем - и отнюдь не без оснований. Приватизация по

видимости была не так уж страшна для тех кругов, которые реально правили

экономикой. Казалось, она сохраняет чрезвычайно выгодное для них

позднесоветское status quo под новыми псевдонимами. Напомним: 3/4

акционировавшихся предприятий избрали второй вариант льгот, то есть

получение 51% акций. Директора государственных предприятий становились

главами АО, ничего по видимости при этом не теряя.

На самом же деле нормативные акты массовой приватизации содержали - в

более или менее скрытом виде - механизмы, способные действительно передать

собственность в другие руки. И мало-помалу эти механизмы вступали в ход. По

данным ГКИ, 10% собраний акционеров приватизированных предприятий,

состоявшихся весной и летом 1994 года, привели к смене руководства

предприятий. К концу 1994 года этот процесс, по-видимому, ускорился.

Соответственно были попытки со стороны коллективов некоторых предприятий

«отыграть» приватизацию назад. Однако, на деле, все-таки, это уже не

возможно.

Итак, можно с утверждением сказать одно, то, что и в промышленности и в

сфере «малого бизнеса» (торговли, сервисе, общепите) - приватизация была

необратима. Этот ее итог неоспорим: там, где она прошла, массовый откат без

серьезного насилия практически невозможен. Да и нет сколько-нибудь

значительных политических сил, которые видели бы в нем свою задачу.

Касаясь второго из поставленных выше вопросов, следует отметить «Отчет об

основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества. Предельно сжатый

конспект «Отчета» звучит так.[6]

«Население России получило 146064 млн. приватизационных чеков. Владелец

ваучера имел четыре возможности: использовать свой чек при закрытой

подписке на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято

почти 26 млн. чеков); участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового

фонда (их было создано 640 штук: собрали они свыше 60,млн. приватизационных

чеков); продать чек (такая судьба постигла «ориентировочно» четверть

выданных чеков). 40 млн. граждан России стали акционерами созданных в ходе

приватизации АО или чековых фондов».

Затрагивая вопрос о влиянии приватизации на работу предприятий, а также и

на ведущие промышленные отрасли, из «Отчета» следует сказать то, что.

«В результате приватизации более половины ВНП стало производиться в

негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных

предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности».[6]

Констатируется, что «привлечение в инвестиционные программы исключительно

отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень

эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций»; в

связи с этим выражено сожаление о недостаточной вовлеченности в

приватизацию иностранных инвесторов. Тем не менее «в 1992-1994 годах

иностранными инвесторами приобретено на аукционах и инвестторгах в общей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.