Рефераты. Приватизация промышленных предприятий

подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа

на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие

акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники

указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме

того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[7]

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её

проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или

быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в

государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за

2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным

причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность

объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил

рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо

реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы

выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые

сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных

реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого

фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из

моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к

ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической

реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом

государственного регулирования долговременного характера.[9]

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет

продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что

реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая

принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной

справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,

необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного

потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные

критерии обусловили следующие основные способы приватизации -

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа

предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на

аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться

наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и

суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[8]

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех

реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с

экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная

собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение

неоправданных монополий;

. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции,

совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и

социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным

народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий

чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,

«разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная

собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.

Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в

экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая

частная собственность, основанная на собственном труде, считалась

антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как

«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая

собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную

трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать

«субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной

собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним

негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно

выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается

как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности

государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,

индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования

экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она

представляет собой элемент государственного регулирования долговременного

характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов

государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в

том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как

субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании

разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и

де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на

формирование экономической структуры общества, границ приватизации,

взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.[20]

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации

позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы

отношений по изменению формы собственности на средства производства с

государственной на частную под непосредственным воздействием

государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной

собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно

назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего

государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции

остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не

выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В

этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация

способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к

акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной

реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи

приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему

демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не

только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации

настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации

методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов

при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия

существуют между принципами социальной справедливости и экономической

эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях

ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством

приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое

одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки

при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к

«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом

деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного

процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение

приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом

объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований

несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически

отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства

значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.

Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют

неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и

необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых

коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики,

и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.