подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа
на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие
акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники
указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме
того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.[7]
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её
проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или
быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в
государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за
2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным
причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность
объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил
рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо
реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы
выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые
сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных
реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого
фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из
моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к
ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом
государственного регулирования долговременного характера.[9]
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет
продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что
реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -
акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа
предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на
аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться
наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и
суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[8]
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех
реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с
экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная
собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение
неоправданных монополий;
. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции,
совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и
социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным
народному контролю.
Основные концепции приватизации.
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий
чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,
«разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная
собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности.
Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в
экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая
частная собственность, основанная на собственном труде, считалась
антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как
«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая
собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную
трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать
«субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной
собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним
негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно
выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается
как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,
индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования
экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она
представляет собой элемент государственного регулирования долговременного
характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в
том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как
субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и
де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на
формирование экономической структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.[20]
Экономическое содержание приватизации.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы собственности на средства производства с
государственной на частную под непосредственным воздействием
государственных органов.
При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной
собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно
назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего
государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции
остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не
выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В
этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация
способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к
акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной
реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи
приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему
демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не
только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации
настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации
методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов
при выходе из них структурных подразделений.
Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия
существуют между принципами социальной справедливости и экономической
эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях
ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством
приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение
приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом
объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований
несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически
отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства
значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.
Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют
неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и
необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых
коллективов, безработных и т.п.).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики,
и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12