Представим данные группы способностей наглядно на рис. 3.
Рис. 3. Изменения руководящих способностей на различных уровнях управления.
100
Концептуальные способности
50
Человеческие способности
0 Технические способности
Руководитель Руководитель
Руководитель
нижнего уровня среднего уровня
высшего уровня
(Jucevi?ien? P., 1996, с. 169)
Другой автор (Р. Разаускас) выделяет следующие часто используемые
требования к руководителям, которые часто употребляются в различной
литературе авторов США и Европы.
1. Руководитель должен совмещать интересы конкретной организации и всего
общества.
2. Должен знать соотношения рынка и приспособиться к ним. (Данное
требование больше относится к руководителям фирм).
3. Руководитель должен быть лидером. Лидер (от анг. Leader – ведущий) –
авторитетный член организации или малой группы, личное влияние которого
позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях.
Роль лидера и руководителя не всегда совпадают. (Краткий словарь по
социологии, 1989, с. 141)
4. По мнению американцев, руководитель отвечает за «7М»:
. Men – люди,
. Methods – методы,
. Money – деньги,
. Machines – оборудование,
. Materials – материал, ресурсы,
. Management – управление,
. Marketing – связь с рынком.
5. К требованиям относят и возраст руководителя.
6. Организационные способности.
. Желание быть руководителем.
. Умение общаться и сотрудничать.
. Умение говорить и умение слушать.
. Интересоваться своими подчиненными.
. Чувство юмора.
. Умение экономить время.
. Трудолюбие.
. Адекватно реагировать на критику.
. Рисковать, принимая решения.
. Стремление к новшествам
7. Здоровый карьеризм.
(Razauskas R., 1997, с. 24-33.)
По мнению российских ученых-исследователей. Для каждого руководителя
самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это:
. способность управлять собой;
. четкие личные цели;
. упор на постоянный личный рост;
. навык решать проблемы;
. изобретательность и способность к инновациям;
. высокая способность влиять на окружающих;
. знание современных управленческих подходов;
. способность руководить;
. умение обучать и развивать подчиненных;
. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
(Герчикова И. Н., 1997, с. 347).
3. 3. Основные функции управления
Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно
повторяющихся и взаимосвязанных действий.
Эти действия определяются в качестве функций управления. Различные
авторы разрабатывали различные функции. Например, по обзору литературы
можно определить следующие:
1. Маркетинг.
2. Прогнозирование.
3. Планирование.
4. Организация.
5. Распорядительство (командование).
6. Мотивация.
7. Руководство.
8. Координация.
9. Контроль.
10. Коммуникация.
11. Исследование.
12. Оценка.
13. Принятие решений.
14. Политика персонала.
15. Представительство.
16. Ведение переговоров и заключение сделок.
Подробнее остановимся на основных функциях, упоминание о которых
встречается наиболее часто.
Планирование - эта функция представляет собой процесс подготовки
решений. Его назначение состоит в стремлении заблаговременно учесть по
возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные
условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в
фирму.
Планирование включает этапы:
. Постановка целей.
. Определение исходных предпосылок.
. Выявление альтернати.
. Выбор наилучшей альтернативы.
. Ввод и исполнение плана.
Организация – нацелена на упорядочение деятельности руководителя и
исполнителей. Это, прежде всего оценка руководителем своих возможностей,
изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого
работника, расстановка сил. Организация ставит вопрос: Кто и как будет
реализовывать план действий?
Сам термин организация в управлении употребляется в двух значениях:
1. упорядочение деятельности работников,
2. раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства.
Контроль – это одна из важнейших функций управления. Контроль призван
обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать
предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития
фирмы, предприятия.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о
фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом,
выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для
достижения целей фирмы.
Принятие решений – это процесс выбора альтернативных способов действия
для достижения цели.
Политика персонала. В данном процессе руководитель выбирает, принимает
и обучает персонал.
В индивидуальных предприятиях, малых фирмах, а также некоторых
организациях просвещения (например, школах) принимают и увольняют
работников сами руководители. Он принимает их на работу, сам объясняет их
обязанности, составляет рабочие договора. В больших организациях этим
занимаются специальные отделы кадров.
Выделим их основные функции управления человеческими ресурсами:
. Прогнозирование новых рабочих мест.
. Поиск новых работников.
. Отбор работников и принятие их на работу.
. Ознакомление новых работников с работой.
. Создание должностных инструкций.
. Составление программ совершенствования работников.
. Контроль.
. Исследование и разбор жалоб.
. Создание и поддержка системы поощрения.
. Фиксация достижений работников.
. Организация оценки работников и многое другое.
Отдел кадров собирает и хранит все данные о работниках и при
необходимости предоставляют их руководителю организации.
Коммуникация – процесс перехода информации в организации от одного лица
к другому. Выделяются три основных направления движения информации:
1. Связь направленная вниз указывает на способ передачи целей и указаний
для подчиненных.
2. Связь направленная вверх указывает на способ сбора информации
руководителем от работников.
3. Горизонтальная связь – общение работников на одном уровне.
(Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 1994, с. 202-
209;
Виханский О. С., Наумов А. И., 1994, с. 192-196;
V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с. 102-
103 )
Процесс руководства персоналом делится на три части:
> Указание означает установку правил, приказ, задание.
> Реагирование означает руководство через мотивы и потребности,
создание хороших условий труда, решение возникающих проблем и
конфликтов, стимулирование за отличную работу.
> Представительство тесно взаимосвязано с реагированием и означает, что
руководитель представляет своих подчиненных перед высшими звеньями
власти. А также решает конфликты между потребностями работников и
целями руководства. (V.
Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с.103)
Так как мы говорим об организациях просвещения, считаем необходимым
отдельно выделить и конкретизировать функции директора школы:
. Администрации.
. Поиск новшеств.
. Вдохновление учителей.
. Обучение педагогов своей школы.
. Поддержание хороших связей школы с обществом.
. Поощрение трехстороннего сотрудничества между родителями, учителями и
школой.
. Хорошо познать себя, чтобы иметь возможность учиться и
совершенствоваться.
. Создание доброжелательной атмосферы.
(Kjaergaard E., Martinien? R., 1996, с. 30).
3. 4. Управление как процесс воздействия
Основа процесса управления и руководства – воздействие. Руководитель,
который не может воздействовать на действия своих подчиненных, не может
планировать и организовывать деятельность организации в целом.
Специалисты управления выделили пять источников воздействия, которые
могут возбудить ответные действия подчиненных на действия руководителя.
> Воздействие насилия проявляется, когда подчиненный верит, что за плохую
работу он будет наказан или не получит поощрения.
> Воздействие приказа проявляется, когда работник чувствует, что
руководитель имеет право увеличить воздействие, опираясь на свое
положение в организации.
> Воздействие поощрения означает, что руководитель имеет право наградить
работника (повысить заработную плату, улучшить условия труда и т.д.).
> Воздействие эксперта проявляется в том, что подчиненный уверен, что у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7