Рефераты. Положителные человеческие отношения в просветительных организациях: мотивация и управление

Представим данные группы способностей наглядно на рис. 3.

Рис. 3. Изменения руководящих способностей на различных уровнях управления.

100

Концептуальные способности

50

Человеческие способности

0 Технические способности

Руководитель Руководитель

Руководитель

нижнего уровня среднего уровня

высшего уровня

(Jucevi?ien? P., 1996, с. 169)

Другой автор (Р. Разаускас) выделяет следующие часто используемые

требования к руководителям, которые часто употребляются в различной

литературе авторов США и Европы.

1. Руководитель должен совмещать интересы конкретной организации и всего

общества.

2. Должен знать соотношения рынка и приспособиться к ним. (Данное

требование больше относится к руководителям фирм).

3. Руководитель должен быть лидером. Лидер (от анг. Leader – ведущий) –

авторитетный член организации или малой группы, личное влияние которого

позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях.

Роль лидера и руководителя не всегда совпадают. (Краткий словарь по

социологии, 1989, с. 141)

4. По мнению американцев, руководитель отвечает за «7М»:

. Men – люди,

. Methods – методы,

. Money – деньги,

. Machines – оборудование,

. Materials – материал, ресурсы,

. Management – управление,

. Marketing – связь с рынком.

5. К требованиям относят и возраст руководителя.

6. Организационные способности.

. Желание быть руководителем.

. Умение общаться и сотрудничать.

. Умение говорить и умение слушать.

. Интересоваться своими подчиненными.

. Чувство юмора.

. Умение экономить время.

. Трудолюбие.

. Адекватно реагировать на критику.

. Рисковать, принимая решения.

. Стремление к новшествам

7. Здоровый карьеризм.

(Razauskas R., 1997, с. 24-33.)

По мнению российских ученых-исследователей. Для каждого руководителя

самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это:

. способность управлять собой;

. четкие личные цели;

. упор на постоянный личный рост;

. навык решать проблемы;

. изобретательность и способность к инновациям;

. высокая способность влиять на окружающих;

. знание современных управленческих подходов;

. способность руководить;

. умение обучать и развивать подчиненных;

. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

(Герчикова И. Н., 1997, с. 347).

3. 3. Основные функции управления

Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно

повторяющихся и взаимосвязанных действий.

Эти действия определяются в качестве функций управления. Различные

авторы разрабатывали различные функции. Например, по обзору литературы

можно определить следующие:

1. Маркетинг.

2. Прогнозирование.

3. Планирование.

4. Организация.

5. Распорядительство (командование).

6. Мотивация.

7. Руководство.

8. Координация.

9. Контроль.

10. Коммуникация.

11. Исследование.

12. Оценка.

13. Принятие решений.

14. Политика персонала.

15. Представительство.

16. Ведение переговоров и заключение сделок.

Подробнее остановимся на основных функциях, упоминание о которых

встречается наиболее часто.

Планирование - эта функция представляет собой процесс подготовки

решений. Его назначение состоит в стремлении заблаговременно учесть по

возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные

условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в

фирму.

Планирование включает этапы:

. Постановка целей.

. Определение исходных предпосылок.

. Выявление альтернати.

. Выбор наилучшей альтернативы.

. Ввод и исполнение плана.

Организация – нацелена на упорядочение деятельности руководителя и

исполнителей. Это, прежде всего оценка руководителем своих возможностей,

изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого

работника, расстановка сил. Организация ставит вопрос: Кто и как будет

реализовывать план действий?

Сам термин организация в управлении употребляется в двух значениях:

1. упорядочение деятельности работников,

2. раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства.

Контроль – это одна из важнейших функций управления. Контроль призван

обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать

предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития

фирмы, предприятия.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о

фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом,

выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для

достижения целей фирмы.

Принятие решений – это процесс выбора альтернативных способов действия

для достижения цели.

Политика персонала. В данном процессе руководитель выбирает, принимает

и обучает персонал.

В индивидуальных предприятиях, малых фирмах, а также некоторых

организациях просвещения (например, школах) принимают и увольняют

работников сами руководители. Он принимает их на работу, сам объясняет их

обязанности, составляет рабочие договора. В больших организациях этим

занимаются специальные отделы кадров.

Выделим их основные функции управления человеческими ресурсами:

. Прогнозирование новых рабочих мест.

. Поиск новых работников.

. Отбор работников и принятие их на работу.

. Ознакомление новых работников с работой.

. Создание должностных инструкций.

. Составление программ совершенствования работников.

. Контроль.

. Исследование и разбор жалоб.

. Создание и поддержка системы поощрения.

. Фиксация достижений работников.

. Организация оценки работников и многое другое.

Отдел кадров собирает и хранит все данные о работниках и при

необходимости предоставляют их руководителю организации.

Коммуникация – процесс перехода информации в организации от одного лица

к другому. Выделяются три основных направления движения информации:

1. Связь направленная вниз указывает на способ передачи целей и указаний

для подчиненных.

2. Связь направленная вверх указывает на способ сбора информации

руководителем от работников.

3. Горизонтальная связь – общение работников на одном уровне.

(Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 1994, с. 202-

209;

Виханский О. С., Наумов А. И., 1994, с. 192-196;

V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с. 102-

103 )

Процесс руководства персоналом делится на три части:

> Указание означает установку правил, приказ, задание.

> Реагирование означает руководство через мотивы и потребности,

создание хороших условий труда, решение возникающих проблем и

конфликтов, стимулирование за отличную работу.

> Представительство тесно взаимосвязано с реагированием и означает, что

руководитель представляет своих подчиненных перед высшими звеньями

власти. А также решает конфликты между потребностями работников и

целями руководства. (V.

Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с.103)

Так как мы говорим об организациях просвещения, считаем необходимым

отдельно выделить и конкретизировать функции директора школы:

. Администрации.

. Поиск новшеств.

. Вдохновление учителей.

. Обучение педагогов своей школы.

. Поддержание хороших связей школы с обществом.

. Поощрение трехстороннего сотрудничества между родителями, учителями и

школой.

. Хорошо познать себя, чтобы иметь возможность учиться и

совершенствоваться.

. Создание доброжелательной атмосферы.

(Kjaergaard E., Martinien? R., 1996, с. 30).

3. 4. Управление как процесс воздействия

Основа процесса управления и руководства – воздействие. Руководитель,

который не может воздействовать на действия своих подчиненных, не может

планировать и организовывать деятельность организации в целом.

Специалисты управления выделили пять источников воздействия, которые

могут возбудить ответные действия подчиненных на действия руководителя.

> Воздействие насилия проявляется, когда подчиненный верит, что за плохую

работу он будет наказан или не получит поощрения.

> Воздействие приказа проявляется, когда работник чувствует, что

руководитель имеет право увеличить воздействие, опираясь на свое

положение в организации.

> Воздействие поощрения означает, что руководитель имеет право наградить

работника (повысить заработную плату, улучшить условия труда и т.д.).

> Воздействие эксперта проявляется в том, что подчиненный уверен, что у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.