организация управления и взаимодействие служб, работа с кадрами, тыловое
обеспечение и пр.), а во –вторых, они должны носить комплексный характер (
в план работы органа вносятся только те мероприятия, выполнение которых
возможно лишь при сложении усилий нескольких служб и подразделений органа).
Мероприятия, направленные на решение задач в рамках одной службы и
исполнение которой возможно ей самостоятельно, должны включаться не в план
работы органа, а в план работы соответствующей службы.
На третьей– стадии подготовки проекта плана и его согласования,
который осуществляется штабными подразделениями органа, происходит уже
разработка самих вариантов плановых решений. В процессе разработки плановых
решений целесообразно использование ряда общенаучных методов, связанных с
«оптимизацией плановых решений» и «методов формирования планов».
Наиболее приемлемым для уровня горрайлинорганов внутренних дел
методами оптимизации плановых решений являются :
- метод последовательных приближений, суть которого состоит в определении
общей задачи, а затем последовательное определение задач второго порядка,
детализация которых приводит к нахождению задач третьего порядка и т.д.
Использование указанного метода наиболее целесообразно в текущем
планировании, когда субъект управления с учетом предложений отраслевых
служб и подразделений поэтапно конкретизирует общие проблемы ;
- - балансовый метод, который позволяет осуществлять согласованность целей
с имеющимися ресурсами. Его сущность – в удовлетворении потребностей
системы, исходя из наличных возможностей. Использование названного метода
предполагает : четкое формулирование целей и задач органа на планируемый
период, а также точный количественный расчет имеющихся сил и средств с
учетом их качества; сопоставление полученных данных и распределение
ресурсов на выполнение отдельных задач в зависимости от степени
возможности и срочности их решения. Осуществление этого комплекса работ в
процессе планирования обеспечивает сбалансированность и реальность
планов, ставит при их подготовке преграду проявлениям субъективизма;
- - метод вариантов, заключающийся в разработке нескольких вариантов
плановых решений и выборе наилучшего из них.
К методам формирования планов относятся проблемный и программно-целевой
методы планирования. Суть проблемного планирования состоит в выделении
наиболее актуальных , общих для всего органа проблем, требующих
комплексного использования всех сил и средств. Проблемное планирование
должно заменить так называемое «свободное планирование», состоящее в
механическом объединении предложений служб, что приводит к перегрузке
планов мелкими мероприятиями и затрудняет комплексное решение проблем
обеспечения правопорядка.
Программно-целевое планирование является практическим применением
системного подхода к управлению. Особенностями его являются : единство
цели; фиксирование комплекса обусловленных целью задач и мероприятий;
обеспеченность последних ресурсами; планомерность реализации;
конкретность сроков выполнения; комплексность задач и их решения. На
первом этапе программно-целевого планирования осуществляется
прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность органа при
решении конкретных задач, определяются цели и оцениваются ресурсы,
определяются конечные и промежуточные цели и временные периоды их
достижения. На втором этапе формулируются конкретные мероприятия плана, а
также определяются конкретные требуемые ресурсы и источники их
поступления. На заключительном этапе намеченные мероприятия
конкретизируются по объему работ, времени, месту и субъектам исполнения.
Структура плана работы органа внутренних дел, как правило, включает в
себя следующие основные разделы :
- краткие выводы из анализа обстановки и основные задачи на предстоящий
период. В основе этого раздела лежат выводы комплексного анализа
оперативной обстановки, содержащиеся в аналитической справке за
предшествующий период, целевые установки вышестоящих систем и проблемы,
определенные самим органом как первоочередные на планируемый период;
- мероприятия по предупреждению , пресечению и раскрытию преступлений,
охране общественного порядка, прав, свобод, жизни и здоровья граждан.
Этот раздел плана является одним из наиболее емких и сложных. Он включает
в себя комплексные мероприятия органа по выявлению и устранению причин,
способствующих совершению правонарушений, по использованию возможностей
всех сил и средств органа и их взаимодействие в раскрытии преступлений и
укреплении правопорядка на обслуживаемой территории.
Остальные разделы плана являются менее емкими и носят либо
вспомогательный, либо более отраслевой характер. Это такие разделы, как:
-обеспечение техническими средствами, средствами связи, защиты
информации;
-внедрение в практику передового опыта;
-информационно-аналитическая работа;
- совершенствование контроля и укрепление исполнительской и учетно-
регистрационной дисциплины;
- работа с кадрами, укрепление законности, соблюдение прав граждан;
- обеспечение наказаний, не связанных с лишением свободы, регистрационного
и визового режимов, работы разрешительной системы, безопасности дорожного
движения;
- взаимодействие с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям,
обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны.
Кроме этого , отдельным разделом плана являются совместные мероприятия с
определенными органами и органами внутренних дел на транспорте по борьбе с
преступностью, розыску и задержанию преступников.
Специфическим является содержание оперативного плана действий органа
внутренних дел и его подразделений при чрезвычайных ситуациях и
чрезвычайных происшествиях криминального характера. Он включает в себя
такие разделы : основные задачи; силы и средства, привлекаемые к действиям
при чрезвычайных происшествиях; тыловое обеспечение; порядок приведения в
готовность сил и средств; управление силами и средствами; организация
связи; взаимодействие.
Заключительной стадией процесса организации планирования является
утверждение плана начальником горрайлиноргана и доведение его до
исполнителей. Перед утверждением плана начальник органа : оценивает
соответствие содержания планируемых мероприятий поставленным задачам и
степень возможности их реализации; проверяет законность планируемых
мероприятий и их соответствие рекомендациям науки и передового опыта;
оценивает мероприятия с точки зрения их своевременности, реальности
выполнения и обеспеченности их людскими, материально-техническими и
финансовыми ресурсами; выверяется равномерность распределения нагрузки по
времени и по задействованным службам и подразделениям; уточняется порядок и
сроки проверки исполнения по каждой позиции плана, а также проверяется
наличие резерва времени на выполнение внеочередных заданий и внеплановых
мероприятий.
План работы горрайлиноргана утверждается его начальником не позднее,
чем 10 дней до начала планируемого периода, и доводится до исполнителей не
позднее 5 дней после его утверждения.
Виды планов в органах внутренних дел.
В настоящее время в органах внутренних дел существует достаточно
стройная система планирования, позволяющая организационно обеспечить все
основные направления их оперативно-служебной деятельности.
Всю совокупность планов, разрабатываемых в системе органов внутренних
дел, на всех уровнях принято подразделять на четыре вида – стратегические,
организационно-тактические, организационно-оперативные и личные планы
работы лиц среднего и старшего начальствующего состава.
К стратегическим планам относятся разрабатываемые, главным образом,
на федеральном и региональном уровнях достаточно долгосрочные комплексные
целевые программы решения наиболее важных проблем борьбы с преступностью,
охраны общественного порядка и совершенствования деятельности органов
внутренних дел. Это , например, Федеральная и региональная программа по
усилению борьбы с преступностью , «Содействие трудовой занятости осужденных
к наказанию в виде лишения свободы», «Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», «
Пожарная безопасность и социальная защита», «Концепция развития системы МВД
России».
Организационно-тактические планы представлены в системе органов
внутренних дел годовыми, полугодовыми, квартальными и месячными планами
работы как органа в целом, так и его структурных подразделений, а также
планами по выполнению отдельных направлений деятельности системы.
Основным видом плана данной группы является план работы органа в
целом. На уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, а также
УВДТ – это разрабатываемый на год «план основных организационных
мероприятий». В горрайлинорганах – полугодовой план работы, а в подчиненных
им отделениях милиции ( внутренних дел) – квартальный план работы. Кроме
того, во всех органах и подразделениях системы ежеквартально
разрабатываются «планы индивидуальной воспитательной работы руководителей с
подчиненными и «планы проведения занятий в системе профессиональной
подготовки», а также ежемесячные календарные планы основных мероприятий.
К этому же виду организационно- тактических планов относится
подготавливаемые в МВД России, МВД, ГУВД, УВД и УВДТ годовые графики
Страницы: 1, 2, 3