Рефераты. Перспективы агропромышленного реформирования в РФ

налог. При этом налог на землю сохранится. Вариант, при котором специальный

налоговый режим конструируется только для малого бизнеса, предполагает, что

средние и крупные предприятия сельского хозяйства постепенно, в течение 10-

15 лет, будут выходить на общий режим налогообложения.

Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В частности, если

все сельхозпредприятия будут выведены из-под режима единого социального

налога, то это будет означать большие финансовые потери и проблемы с

пенсионным обеспечением сельхозработников. В Министерстве финансов РФ

считают, что больше перспектив имеет тот вариант, при котором для

предприятий малого бизнеса разрабатывается отдельный режим по единому

сельскохозяйственному налогу.

Сейчас пока рано говорить о возможных размерах ставок налога. В то же

время переход сельскохозяйственных предприятий в будущем на другую систему

единого сельскохозяйственного налога будет, скорее всего, добровольным.

Минэкономразвития РФ подготовило изменения в Налоговый кодекс по

единому сельхозналогу. Предлагается исчислять базу единого сельхозналога

как доходы, уменьшенные на расходы. Минэкономразвития считает, что ставка

не должна превышать 6 процентов. Минимальная ставка налога должна

составлять 0,1% от оборота. Ее предложено взимать, когда сумма

уплачиваемого налога меньше суммы исчисленного. Разрешать переход на единый

сельхозналог сельскохозяйственным производителям предлагается, исходя из

среднесписочной численности работников. По мнению специалистов

Минэкономразвития, ограничение по численности должно составлять 500

человек. По предложению же Минсельхоза - не более 100 человек.

Налоговый период должен составлять год (сейчас квартал). Предлагается

добровольная уплата НДС сельхозпроизводителями, перешедшими на единый

сельхозналог.

Глава 26.1 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для

сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)»

действует с 2002 года, но опыт внедрения налога показал необходимость

изменения главы.

Единый сельхозналог был введен для упрощения налогообложения

сельхозпроизводителей. Он заменяет уплату налога на прибыль, на доходы от

капитала, подоходный налог, единый социальный налог, сбор за право

пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,

налог на имущество организации, на недвижимость, налог с продаж, налог на

рекламу, земельный, транспортный, дорожный, лесной, водный и экологический

налоги.

Согласно действующему закону, сельхозпроизводители переводятся на

уплату единого сельхозналога при условии, что за прошедший календарный год

доля выручки от реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки

составила не менее 70% от общей выручки. Ставка налога устанавливается

законодательными органами субъектов Российской Федерации с 1 гектара

кадастровой стоимости сельхозугодий, расположенных на их территориях.

Работа над новой редакцией единого сельхозналога уже ведется

Минэкономразвития совместно с Минфином и Минсельхозом РФ.

2.3 Перспективные изменения в таможенной политике государства.

Государство, наконец, решило вмешаться в импорт продовольствия в нашу

страну с целью защиты отечественного производителя и отчасти - обеспечения

продовольственной безопасности.

Россия вводит ограничения на поставки импортного мяса птицы, свинины и

говядины. Такое решение принято правительственной комиссией по защитным

мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

Ограничения на импорт мяса - мера вынужденная, она расценивается в

отрасли как первая победа в защите отечественного рынка продовольствия от

недобросовестной конкуренции. В последние годы он все больше блокируется

импортом. И сегодня в общем балансе потребления мяса в стране ввозимая

продукция составляет около 30 процентов. То есть мы перешли допустимую

границу продовольственной независимости. К примеру, только импорт мяса

птицы увеличился за последние три года почти в 6 раз, и его доля на

российском рынке выросла с 23 до 58 процентов. При том, что отечественные

птицефабрики, а также животноводческие комплексы и фермы не могут свободно

развиваться, хотя и увеличивают объемы производства.

Это блеф, что в странах-импортерах себестоимость продовольствия и цена

реализации низкие. В странах, которые поставляют в Россию куриные окорочка,

мясо птицы стоит около 3 долларов США, а к нам эти страны завозят мясо по

демпинговым ценам - по 51 центу (менее 17 рублей) за килограмм.

Отечественный производитель не может себе позволить продавать мясо по таким

ценам и, естественно, несет немалые потери. При ограничении поставок мяса

из-за рубежа ситуация должна улучшиться.

Предполагается, что рынок спокойно отреагирует на введение квот. Скачка

в росте розничных цен не произойдет потому, что импорт стоит дешево только

при пересечении границы, а внутри российского рынка, в том числе и в

розничной торговле, разница между отечественной и импортной продукцией

минимальна. Уравнивая цены, посредники и переработчики имеют сверхприбыль.

Примерно такая же нездоровая конкуренция и на рынке молочной продукции,

которая поступает к нам из-за рубежа также по демпинговым ценам, а качество

отстаёт по сравнению с отечественными продуктами. Сбалансировать условия

конкуренции, надеюсь, поможет ожидаемое увеличение таможенных пошлин на

ввоз молочной продукции. Это также важно для послабления прессинга

отечественных сельскохозяйственных производителей на рынке продовольствия.

И означает создание более выгодных условий для роста производства

животноводческой продукции, а главное - его эффективности.

2.4 Развитие земельной реформы в ХХI веке.

Закон, которого так ждали, - закон об обороте земель сельскохозяйственного

назначения - принят и вступает в силу с 24 января 2003 г.

Новый закон не пересматривает результаты приватизации земель, он

полностью сохраняет все права, которые имели собственники земельных

участков и земельных долей до принятия закона. Но, во-первых, необходимо

было законодательно отрегулировать земельные отношения. Во-вторых, снять

неоправданные ограничения на аренду, ипотеку, куплю-продажу земель

сельскохозяйственного назначения. В-третьих, четко разделить полномочия

федеральных и региональных органов власти.

Закон распространяется лишь на земли сельскохозяйственного назначения,

но не на все.

Действия данного закона не распространяются на земли сельхозназначения,

на которых расположены застройки, дороги, личные подсобные хозяйства,

индивидуальные и коллективные садоводствa и огородничества, леса, прочие

земли. Их оборот регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В

общей сложности из действий данного закона исключены около 160 млн. га

земель сельхозназначения.

Закон об обороте земель сельхозназначения и земельный кодекс

существенно изменили правила приватизации земель. Теперь бесплатно получить

земли сельхозназначения в собственность нельзя. Земля предоставляется

только за плату. Из этого правила нет исключений. Исключения могут быть

установлены Федеральным законодательством и законами субъектов РФ. В

Земельном кодексе уже установлены два исключения: граждане, имеющие землю в

бессрочном пользовании или наследуемом владении, могут один раз

приватизировать ее бесплатно.

Федеральное законодательство устанавливает единые для всей страны

правила приватизации земель сельхозназначения. Однако с какого момента

можно будет приватизировать конкретный участок земли сельхозназначения -

этот вопрос решается законами субъектов РФ.

Земельным кодексом и законом об обороте предусмотрен следующий порядок

приватизации участка земли сельхозназначения:

• субъект РФ или муниципалитет должны принять решение о приватизации

участка и опубликовать условия и порядок приватизации;

• по землям сельхозназначения порядок приватизации обязательно должен

предусматривать проведение торгов, аукционов или конкурсов;

• заинтересованные в приобретении участка лица обязаны предоставить

организаторам торгов необходимые документы и участвовать в торгах,

аукционе, конкурсе. Иные способы приватизации сельхозземель полностью

исключены? Можно государственную или муниципальную землю взять в аренду,

использовать ее эффективно в течение трех лет, а потом подать заявление на

выкуп арендуемого участка.

Справка

В Российской Федерации:

земли - 1,7 млрд. га;

земли сельхозназначения - 406 млн. га (24%);

сельхозугодий -221 млн. га.

Вводятся два типа ограничений:

• на минимальный размер земельного участка сельхозназначения;

• на максимальную общую площадь земельных участков сельхозназначения,

расположенных на территории одного района и принадлежащих на праве

собственности одному лицу или афилированным лицам.

Ограничения на размер земельного участка устанавливают субъекты РФ.

Предельный размер земельных участков не может быть менее 10% площади

земель сельхозназначения в районе.

Если у кого-то обнаружатся "излишки" земли, необходимо продать,

подарить или иным образом избавиться от лишней земли.

Если покупатели не нашлись, ее обязан купить субъект РФ или, по его

поручению, орган местного самоуправления по начальной цене торгов.

Согласно новому закону, каждый собственник земли вправе продать свой

земельный участок.

Государственные и муниципальные земли сельхозназначения могут быть

проданы только на торгах (конкурсах, аукционах).

2.5 Российское аграрное движение – перспективы развития и

сотрудничества.

Как отмечается, идея создания Российского аграрного движения давно уже

волновала аграрную общественность, но вызрела она и оказалась реализованной

лишь летом 2002 г. Председатель Российского аграрного движения — министр

сельского хозяйства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основой зарождающихся отношений Российского

аграрного движения (РАД) с властными структурами становится не

противостояние, а профессиональное и творческое взаимодействие, совместное

осмысление не только нынешнего состояния российского села, а главным

образом, его будущего. Это значительно более сложная задача, чем

организация протестных выступлений и постоянное подталкивание масс к

конфронтации с законной властью. Не секрет, что сторонники такой политики

хотели бы и РАД использовать для этих целей.

Историки и экономисты, социологи и политики многократно анализировали и

демонстрировали свое видение взаимоотношений государства и сельского

сообщества России. Считали, что веками правящий класс России решал

государственные проблемы страны за счет села, неизменно ставя интересы

города выше интересов деревни.

Десятилетиями в представлении горожан село являлось «зоной бедствия».

Причем власть призывала «выбирать деревню на жительство», но недостаточно

делала для того, чтобы привести в порядок дороги, электрифицировать

сельские территории, не говоря уже о создании таких необходимых условии

быта, как газификация, нормальные коммуникации (телефон, телевизор,

регулярная почта) и объекты инфраструктуры (магазины, больницы, школы, дома

культуры, спортивные сооружения).

Уже в пору постсоветских экономических реформ власть, с одной стороны,

щедрой рукой раздавала землю всем желающим, с другой, считая сельское

хозяйство второстепенным сектором экономики, породила условия, при которых

на земле отваживались работать лишь воистину мужественные, готовые к

реальным опасностям и трудностям люди.

Нынешняя ситуация довольно неординарна хотя, бы в том, что президент и

правительство России хотят изменить привычно унылый для россиян уклад

российской деревни, но далеко не все политические силы и представители

крупного бизнеса готовы понять истинное значение агарного сектора в жизни

страны.

Общество не сумело подняться до уровня понимания роли аграрного сектора

в жизни государства.

А ведь возрождение села, крестьянского образа жизни сельских территорий

— это в том числе и реализация национальной идеи. В возрождении села —

важнейшая геополитическая задача страны. Ведь именно сельские территории во

все времена обеспечивали единство и территориальную целостность России.

Село и деревня — неиссякаемый источник людских ресурсов для

государственных нужд — будь то военная или мирная служба. Любой демограф

скажет, что за последние два десятка лет население городов, если и

увеличивалось, то только за счет деревни.

Селяне и «деревенские горожане» поневоле составляют мобилизационный

резерв российской экономики, так как скорее других готовы сняться с места.

Россия даже в XXI веке остается аграрной, точнее агропромышленной

страной с присущим ей мышлением, долготерпением, общинными традициями.

Более того, почти 40 миллионов граждан России, живущих в сельской

местности или занятых в АПК страны, оказались единственной социально-

профессиональной группой населения, явно недостаточно представленной в

Государственной Думе.

Как показывает опыт последних трех лет, агропромышленный сектор страны

при всех трудностях и проблемах находится на подъеме. Нам немало удалось

сделать: наметился рост производительного потенциала российского села, как,

впрочем, экспортного и налогового.

2.6 Перспективы инвестиций в АПК страны. Направления инвестиций.

По данным Госкомстата Российской Федерации, оживление

сельскохозяйственного производства, улучшение финансового состояния

сельхозтоваропроизводителей способствовали в последние два года притоку

инвестиций в сельское хозяйство Российской Федерации.

Основными источниками финансирования инвестиций в отрасль «Сельское

хозяйство» являются собственные средства предприятий и организаций. В 2001

г. на их долю приходилось 74,9%.

Доля иностранных инвестиций организаций сельского хозяйства в общем

объеме иностранных инвестиций а 2001 г. составила 0,4% (в 1996 г. – 0,1 %).

Общий объем иностранных инвестиций в сельское хозяйство в 2001 г.

увеличился по сравнению с 2000 г. на 30,7%, в том числе прямых — на 53%; в

животноводство, соответственно, — в 3,5 раза и в 4,2 раза; а

растениеводство — на 0,4% и 1,1%.

В 2002 г. инвестиции в сельское хозяйство России поступили из 22 стран.

В составе основных фондов крупных и средних организаций отрасли

значительную часть к началу 2002 г. составляли здания, сооружения, машины и

оборудование. За период с 1996 г. по 2002 г. а видовой структуре основных

фондов снизилась доля зданий и сооружений при увеличении доли машин и

оборудования, транспортных средств.

В последние годы оживление деловой активности в сельском хозяйстве,

улучшение финансового состояния производителей сельхозпродукции, расширение

сферы применения лизинговых операций положительно отразились на

деятельности отечественных производителей техники для сельского хозяйства.

Если до 1999 г. для тракторного и сельскохозяйственного машиностроения был

характерен значительный спад, то в период после дефолта наблюдался рост

производства: за 1999—2002 гг. оно возросло в 3,5 раза При этом а 2002 г.

по сравнению с предыдущим годом выпуск продукции отрасли увеличился на

29,1%.

В 1999—2002 гг. отмечался рост производства большинства основных видов

сельскохозяйственной техники: зерноуборочных комбайнов — в 8,7 раза,

тракторных сеялок — в 4,9 раза, кормоуборочных комбайнов — в 3,9 раза,

дробилок кормов и тракторных плугов — в 2,4 и 2,3 раза.

Имеющиеся производственные мощности отечественных заводов

сельскохозяйственного машиностроения использовались по-прежнему на низком

уровне. Оснащенность сельскохозяйственных организаций тракторами и

комбайнами продолжала снижаться, их парк в 2001 г. составил 90—94% от

наличия в 2000 г.

Оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной

площади в России в 12— 15 раз ниже, чем в западноевропейских странах.

Всё это требует новых и новых инвестиций, причем как со стороны самих

производителей, так и со стороны государства, которое должно вкладывать в

развитие комплекса собственный средства и привлекать иностранные инвестиции

путём обеспечения благоприятного климата в стране, что касается России -

обеспечение инвестиционной безопасности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.