прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов
производства более качественного товара, а также для повышения жизненного
уровня работников предприятия.
Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы
товара из материальной в денежную (Т>Д) и подтверждает его денежную
стоимость на рынке, т.е. товар нужен потребителю и он готов отдать за него
деньги. Фаза кругооборота товара (Т-Д) осуществляется в сфере торгового
(коммерческого) капитала с привлечением банковского капитала.
Распределение выступает в качестве фазы общественного производства,
когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные
отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется
между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики
(национальная оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение
и т.п.). Распределение в свою очередь активно воздействует на производство
и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.
Потребление направлено на использование общественного продукта в
процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является
заключительной фазой воспроизводства. Потребление бывает материальное и
нематериальное, коллективное и индивидуальное. Потребление общественного
продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному
капиталу, а внутри предприятия – по труду. В потребительском обществе
главным является личное потребление граждан. Потребление активно
воздействует на все фазы воспроизводства, особенно на производство и обмен
товаров.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов
воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.
При позитивном использовании экономических методов конечный результат
проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при
неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или
пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических методов управления
персоналом можно привести следующее:
> Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные
столовые и рестораны для своего персонала.
Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но
можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих
напитков и легкой закуски и предложить талоны на завтрак.
> Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют своим
работникам приобретать товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и
выше. Всегда следует представлять своим работникам большие скидки.
Это позволит увеличить лояльность персонала.
> Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные
ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например,
для переезда).
> Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное
страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников
будут чувствовать себя спокойнее, зная, что о них позаботятся,
если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также
будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и
будет готов выполнять свои обязанности.
Также руководители через вознаграждения, премии, надбавки вызывают у
персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве
продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.
Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях
организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой
экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность
потребителей покупать определенные товары и услуги
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения
организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что
федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения
экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку
процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком.
Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать
экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в
которых они ведут или намериваются вести дела. Анализ среды может
способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и
планирования.
Экономический анализ – очевидно, наиболее распространенный метод – это
тоже одна из форм построения модели. Экономический анализ вбирает в себя
почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также
относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная
«экономическая» модель основана на Анализе Безубыточности, методе принятия
решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с
суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится
прибыльным.
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это
обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь
экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными
потребностями и интересами людей.
В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера
экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую
роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные
менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а
профессиональные – экономического.
В случае использования экономических методов управления коллектив
распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным
доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои
экономические интересы.
Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию
менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и
неограниченная потребность.
Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей
решения. Процедура планирования как одного из экономических методов
руководства представляет собой совершение менеджером определенных
управленческих действий с объектом планирования.
Главное в планировании как в экономическом методе руководства - выбор
из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее
результативных действий.
3. Методы экономического обоснования выбора управленческих решений
Конечная цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет
повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и
обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния
фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество,
тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы
выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и
социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон
деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У
потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и
затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития
системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют
применения разных методик расчета экономического эффекта при
унифицированных принципах подхода к расчетам.
К принципам экономического обоснования относятся:
• учет фактора времени;
• учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
• применение системного подхода;
• применение комплексного подхода;
• обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
• обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
• учет факторов неопределенности и риска.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов.
Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои
средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую
сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от
вложений.
Пример 1. Допустим, потребитель покупает орудие труда — нефтеаппаратуру
для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или
нефтеаппаратуры) будет нефть, а на «выходе» - продукция
переработки: бензин, мазут и пр. Для потребителя важна
отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе,
полученном от реализации продукции, произведенной объектом
(цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество
объекта, тем выше его производительность, качество
выпускаемой им продукции (и соответственно цена продукции),
надежность и безопасность работы, меньше затрат на
эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по
разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта
будут вычитаться от дохода.
Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию
производства (процессов). В качестве объекта будет процесс,
на «входе» — ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на
«выходе» — нефтеаппаратура как результат преобразования
«входа» в результат процесса. В этом случае экономический
эффект мероприятия по совершенствованию процесса как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5