Рефераты. Конгресс США и его роль в управлении государством

остается неограниченным. Вопрос, продолжая оставаться в календаре,

отодвигается обсуждением других дел. Если же решение о прекращении дебатов

вступило в силу, каждое выступление по обсуждаемому вопросу ограничивается

одним часом. Время дебатов распределяется поровну между партиями

большинства и меньшинства в палате. По истечении 100 часов обсуждения

вопрос ставится на голосование[4].

В отличие от сената в палате представителей выступающие в дебатах не

могут отклоняться от обсуждаемого вопроса. Продолжительность их выступлений

не должна превышать одного часа по основному вопросу, при обсуждении

поправок — 5 минут. Время дебатов распределяется поровну между партиями

большинства и меньшинства в палате. Дебаты прерываются, если палатой

принято решение о переходе к голосованию.

Прохождение законопроектов и резолюций завершается принятием решений

по существу. Решения принимаются простым большинством голосов, но в

отдельных случаях, предусмотренных Конституцией или правилами палат,

необходимо квалифицированное большинство в две трети или три пятых голосов

депутатов. В конгрессе применяются пять способов голосования. При

голосовании голосом результаты определяются председательствующим по силе

выкриков членов палаты. При голосовании разделением члены палаты

поднимаются с мест и пересчитываются, соответственно, секретарем сената или

клерком палаты представителей. При голосовании счетчиками депутаты проходят

между счетчиками, назначенными из членов палаты, и пересчитываются. Особые

требования установлены в отношении голосования посредством поименной

переклички. Проводится оно в случаях, предусмотренных Конституцией или

регламентом, а также по требованию 1/5 присутствующих членов палаты.

Голоса, поданные за (“да”) или против (“нет”), заносятся в журнал палаты.

Нередко поименное голосование проводится посредством электронной системы

подсчета голосов. Тайное голосование (бюллетенями) проводится только в

случае избрания президента в порядке экстраординарной процедуры, при

выборах лидеров партийными фракциями и при выборах председателей постоянных

комитетов палат.

Порядок деятельности постоянных комитетов палат регламентируется

правилами сената и палаты представителей, а также правилами самих

комитетов.

Постоянные комитеты палат проводят заседания не реже одного раза в

месяц. Внеочередные заседания могут быть созваны либо председателем

комитета, либо — в случае его возражений — в порядке особой процедуры. Так,

например, в сенате требование о проведении заседания может быть выдвинуто

по крайней мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней

председатель не примет решения о проведении заседания в оставшиеся семь

дней со дня подачи заявления, сенаторы составляют извещение с указанием

цели, дня и часа его проведения. В том случае, если под ним будут собраны

подписи большинства членов комитета, заседание проводится в указанное в

извещении время.

Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему

правилу, составляют одна треть членов комитета.

Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет

рассматривает их предварительно, устанавливая степень важности и в связи с

этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после доклада подкомитета,

следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания.

Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные

оценки, дают показания. Комитет просматривает документацию, аудио- и

видеозаписи, имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть

передвижные видеосистемы, телемониторы, которые могут быть установлены по

первому требованию.

Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслируются по

телевидению. В случаях, особо предусмотренных регламентами палат, слушания

проводятся “за закрытыми дверями”. Так, например, в сенате закрытые

заседания комитетов проводятся при необходимости сохранения в тайне

информации, относящейся к государственной безопасности; сведений, которые

могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих

коммерческую тайну и т. д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения

по существу и утверждение доклада комитета по обсуждаемому вопросу.

В текст доклада комитета включаются мнения меньшинства, а также

особые мнения членов комитета. Помимо рекомендации о принятии или

отклонении проекта доклад должен содержать оценку возможных бюджетных

расходов, общего числа попадающих под его действие предприятий и лиц,

экономического его влияния и воздействия на неприкосновенность личной жизни

(“прайвеси”).

Разновидностью сессионной формы работы конгресса является

рассмотрение вопросов в комитете всей палаты. В палате представителей эта

форма применяется при обсуждении финансовых биллей и наиболее значительных

законопроектов. В сенате комитет всей палаты заседает только при

рассмотрении договоров.

Порядок работы комитета всей палаты имеет, в сравнении с регламентом

палаты, значительные отличия. Так, например, в палате представителей кворум

при работе комитета всей палаты составляют 100, а не 218 конгрессменов, как

это имеет место при обычном заседании. Поименное голосование в нем не

проводится. Законопроекты только изучаются. Стадии обсуждения вопросов в

комитете всей палаты следующие: общие дебаты, чтение законопроекта и

обсуждение поправок, принятие решения о передаче его в палату

представителей с рекомендацией одобрить либо отклонить законопроект.

Председательствует в комитете всей палаты не спикер, а назначенный им член

палаты.

Роль конгресса в управлении государством

Наиболее полно роль конгресса в системе разделения властей

раскрывается в тех функциях, которыми наделен он по Конституции. В рамках

несколько упрощенной схемы они могут быть представлены в следующем виде[5]:

1. Принятие законодательства;

2. Бюджет и финансы;

3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

4. Контроль за деятельностью правительственного аппарата;

5. Осуществление квазисудебных функций;

6. Регулирование межправительственных отношений.

К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в

Конституции, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным

неконституционным функциям могут быть отнесены представительство партий,

социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций;

участие в формировании общественного мнения; определение политической линии

развития и т. д.

Законотворчество. По форме акты конгресса различаются на билли

(законы), резолюции и приказы.

Билли, которые после одобрения их президентом либо преодоления его

вето становятся законами (актами, статутами), подразделяются на публичные

билли и частные билли. Первые являются актами общего действия. Вторые —

актами индивидуального применения или локального действия.

Конгресс принимает три вида резолюций: совместные, совпадающие и

простые. Совместные резолюции практически не отличаются от биллей ни по

порядку их прохождения, ни по характеру их регламентации. Нередко изменения

в действующие законы вносятся совместными резолюциями, и, наоборот,

изменения в совместные резолюции — законами. Как и билли, совместные

резолюции передаются на подпись президента. В форме совместных резолюций

принимаются проекты конституционных поправок. В случае их одобрения

большинством в две трети голосов обеих палат они, без санкции президента,

отсылаются законодательным собраниями штатов для ратификации.

Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, необходимо

подчеркнуть: она находится под значительным влиянием президента. Он

определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и

контролирует весь процесс законотворчества.

По некоторым оценкам, по инициативе президента либо иных подчиненных

ему органов и лиц в конгресс поступает до 30 процентов всех законопроектов.

Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы.

Внести в палату проект может только сенатор или член палаты представителей.

Однако результативность инициатив президента от этого ничуть не снижается.

До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, конгресс одобряет.

Наиболее мощным средством воздействия президента, как и прежде,

остается право вето (отклоняется весь проект в целом), которое конгресс

может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в

две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает

законодателей более внимательно отнестись к запросам и замечаниям со

стороны президента. Эта позиция имеет под собой достаточные основания.

Конгрессу удается преодолеть не более трех процентов от общего числа

президентских вето.

Бюджет и финансы. По Конституции, президент лишен каких-либо

полномочий в этой области. Только конгресс имеет право устанавливать и

взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы. Займы от имени

Соединенных Штатов может также заключать только конгресс. Наконец, “чеканка

монеты” или эмиссия денег и выдача денег из казначейства могут

производиться только по закону конгресса.

Однако уже с 1921 г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее

крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти[6].

Фактически в этой области инициатива перешла к президенту, хотя конгресс и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.