предприятия, где работы по автоматизации развиваются наиболее успешно;
- проведение бесед и семинарских занятий разработчиков новой системы с
ведущими специалистами предприятия.
Анализ срыва выполнения многих важных программ, серьезных заданий
показывает, что одной из причин таких срывов является несоблюдение этого
принципа управления.
Принцип одноразового ввода информации
В деятельности руководителя информация, ее оперативность и
достоверность, играет решающую роль, так как она является предметом,
средством и продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память
компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого
комплекса информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа
управления. Этот метод накопления производственной, экономической, кадровой
и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и
банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми
структурными подразделениями предприятия объективных достоверных данных о
ходе технологического процесса. Напомним, что базой данных является
совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а
банк данных - более мощная система хранения информации - функционально
организованное информационное обеспечение коллектива пользователей или
совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных
дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить
доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно хранить
информацию.
Еще одно важное следствие реализации принципа одноразового ввода
информации и создания на его основе банков и баз данных - возможность
прямого доступа конечного потребителя к хранящейся информации без какого-
либо посредника. Разработанные диалоговые процедуры действуют на основе
алгоритмических языков сверхвысокого уровня, но (несмотря на устрашающее
название) освоить эти языки - дело нескольких часов или дней. Работая в
диалоговом режиме с банком данных, специалисты и работники аппарата
управления могут самостоятельно решать задачи и уйти от традиционной
зависимости от программистов, которые уже давно чувствуют себя элитой
управления. Базы и банки данных всегда создаются с определенной степенью
избыточности, т. е. учитываются динамичность и непрерывное развитие системы
в целом, что обязательно приводит к увеличению объемов обрабатываемой
информации и появлению новых типов управленческих задач.
В промышленно развитых странах уже в 80-х годах создавались
общедоступные банки данных, что стало возможным благодаря развитию
интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники.
Любая, сколь угодно отдаленная информация стала доступной для рядового
пользователя, и вход в общедоступный банк данных может быть осуществлен и с
домашнего компьютера. Все это способствовало развитию малого бизнеса,
научного и культурного обслуживания. Одновременно с этим интенсивно
развивался маркетинг информационных услуг и развивалось экономическое
пространство для высокодоходных инвестиций в эту область.
Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает
возможность управляющим всех уровней использовать в своей работе большие
объемы достоверной и оперативной информации. Например, управляющий фирмой
или супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную, месячную и
годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из большой
номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских остатках
его, о текущих расходах и прибыли и т. д. Часть этой информации вводится в
базу данных автоматически, с помощью складских или цеховых регистраторов
производства, а в магазинах - с помощью устройства, считывающего записанную
на упаковке информацию о товаре. Важно только сохранять точную адресность
выдаваемой информации, т. е. оградить пользователя от избыточной информации
и при изменении структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в
них абоненту.
Принцип повышения квалификации
Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию,
является повышенное внимание к системе образования. Германия, например,
декретом Фридриха Великого ввела обязательное начальное образование еще в
XVI в., к концу XIX в. 97,5% немецких детей получали школьное образование.
К 1925 г. 99,4% японских детей посещали школу, а в 1927 г. 93% японцев
умели читать. Будем объективны - успехи системы народного образования СССР
тоже были весьма значительны, хотя централизованное распределение
выпускников институтов, которым в приеме на paбoтy нельзя было отказать,
создавало множество сложностей и конфликтов.
Но реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно
встречала сопротивление на всех уровнях управления: работники низших
иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения
квалификации ("Зачем мне это нужно? Все равно я ничего не пойму..."), а
высшие руководители уже все давно знают. Когда-то, еще до перестройки, если
от руководителей требовали в обязательном порядке направлять сотрудника на
учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию
сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие курсы
по 7-10 раз, но они, увы, так и остались рядовыми инженерами техотдела или
службы комплектации.
Итак, этот принцип управления настоятельно требует обязательного
повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном
процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика
современной России предъявляет более серьезные требования к повышению
квалификации руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом
ведении хозяйства. В первую очередь это относится к тем, кто принимает
стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за
развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых
технологических и организационных решений. Процесс обучения человека не так
прост, как кажется многим непосвященным. Обучение человека начинается с
рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия, столь
удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период
интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению
значительно снижается. Другим методом обучения является ротация по службе,
когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до
года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со
многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость
координации и взаимосвязи отделов.
Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии
сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека,
помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии желаемого и
действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на
освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация сотрудника на новый
участок работы или направление его на повышение квалификации. Повышать
уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтах.
Можно, и это значительно дешевле, делать это в стенах своего предприятия,
ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы.
Часть 2. Методы искусства управления
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно
имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант
руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в
его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного
человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным
пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед
обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы
искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и
отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в
повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей
любыми доступными нам средствами.
Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения
в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных
отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит
от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того,
кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о
конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.
Метод Сократа
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней
Греции, среди которых не меркнет ими Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) -
Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и
риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал,
известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа,
Антисфена, Евклида и позже - Аристотеля. Платон так высоко чтил своего
учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов.
Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания - познай самого себя и
научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как
мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с
"искусством повивальной бабки", обосновал критическое отношение к
догматическим утверждениям, получившим название "сократовской иронии".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5