Рефераты. Искусство управления персоналом

предприятия, где работы по автоматизации развиваются наиболее успешно;

- проведение бесед и семинарских занятий разработчиков новой системы с

ведущими специалистами предприятия.

Анализ срыва выполнения многих важных программ, серьезных заданий

показывает, что одной из причин таких срывов является несоблюдение этого

принципа управления.

Принцип одноразового ввода информации

В деятельности руководителя информация, ее оперативность и

достоверность, играет решающую роль, так как она является предметом,

средством и продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память

компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого

комплекса информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа

управления. Этот метод накопления производственной, экономической, кадровой

и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и

банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми

структурными подразделениями предприятия объективных достоверных данных о

ходе технологического процесса. Напомним, что базой данных является

совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а

банк данных - более мощная система хранения информации - функционально

организованное информационное обеспечение коллектива пользователей или

совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных

дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить

доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно хранить

информацию.

Еще одно важное следствие реализации принципа одноразового ввода

информации и создания на его основе банков и баз данных - возможность

прямого доступа конечного потребителя к хранящейся информации без какого-

либо посредника. Разработанные диалоговые процедуры действуют на основе

алгоритмических языков сверхвысокого уровня, но (несмотря на устрашающее

название) освоить эти языки - дело нескольких часов или дней. Работая в

диалоговом режиме с банком данных, специалисты и работники аппарата

управления могут самостоятельно решать задачи и уйти от традиционной

зависимости от программистов, которые уже давно чувствуют себя элитой

управления. Базы и банки данных всегда создаются с определенной степенью

избыточности, т. е. учитываются динамичность и непрерывное развитие системы

в целом, что обязательно приводит к увеличению объемов обрабатываемой

информации и появлению новых типов управленческих задач.

В промышленно развитых странах уже в 80-х годах создавались

общедоступные банки данных, что стало возможным благодаря развитию

интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники.

Любая, сколь угодно отдаленная информация стала доступной для рядового

пользователя, и вход в общедоступный банк данных может быть осуществлен и с

домашнего компьютера. Все это способствовало развитию малого бизнеса,

научного и культурного обслуживания. Одновременно с этим интенсивно

развивался маркетинг информационных услуг и развивалось экономическое

пространство для высокодоходных инвестиций в эту область.

Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает

возможность управляющим всех уровней использовать в своей работе большие

объемы достоверной и оперативной информации. Например, управляющий фирмой

или супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную, месячную и

годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из большой

номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских остатках

его, о текущих расходах и прибыли и т. д. Часть этой информации вводится в

базу данных автоматически, с помощью складских или цеховых регистраторов

производства, а в магазинах - с помощью устройства, считывающего записанную

на упаковке информацию о товаре. Важно только сохранять точную адресность

выдаваемой информации, т. е. оградить пользователя от избыточной информации

и при изменении структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в

них абоненту.

Принцип повышения квалификации

Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию,

является повышенное внимание к системе образования. Германия, например,

декретом Фридриха Великого ввела обязательное начальное образование еще в

XVI в., к концу XIX в. 97,5% немецких детей получали школьное образование.

К 1925 г. 99,4% японских детей посещали школу, а в 1927 г. 93% японцев

умели читать. Будем объективны - успехи системы народного образования СССР

тоже были весьма значительны, хотя централизованное распределение

выпускников институтов, которым в приеме на paбoтy нельзя было отказать,

создавало множество сложностей и конфликтов.

Но реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно

встречала сопротивление на всех уровнях управления: работники низших

иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения

квалификации ("Зачем мне это нужно? Все равно я ничего не пойму..."), а

высшие руководители уже все давно знают. Когда-то, еще до перестройки, если

от руководителей требовали в обязательном порядке направлять сотрудника на

учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию

сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие курсы

по 7-10 раз, но они, увы, так и остались рядовыми инженерами техотдела или

службы комплектации.

Итак, этот принцип управления настоятельно требует обязательного

повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном

процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика

современной России предъявляет более серьезные требования к повышению

квалификации руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом

ведении хозяйства. В первую очередь это относится к тем, кто принимает

стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за

развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых

технологических и организационных решений. Процесс обучения человека не так

прост, как кажется многим непосвященным. Обучение человека начинается с

рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия, столь

удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период

интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению

значительно снижается. Другим методом обучения является ротация по службе,

когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до

года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со

многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость

координации и взаимосвязи отделов.

Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии

сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека,

помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии желаемого и

действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на

освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация сотрудника на новый

участок работы или направление его на повышение квалификации. Повышать

уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтах.

Можно, и это значительно дешевле, делать это в стенах своего предприятия,

ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы.

Часть 2. Методы искусства управления

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно

имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант

руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в

его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного

человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным

пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед

обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы

искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и

отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в

повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей

любыми доступными нам средствами.

Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения

в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных

отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит

от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того,

кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о

конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.

Метод Сократа

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней

Греции, среди которых не меркнет ими Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) -

Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и

риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал,

известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа,

Антисфена, Евклида и позже - Аристотеля. Платон так высоко чтил своего

учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов.

Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания - познай самого себя и

научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как

мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с

"искусством повивальной бабки", обосновал критическое отношение к

догматическим утверждениям, получившим название "сократовской иронии".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.