Рефераты. Формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправления

старосты, который являлся председателем схода.

В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг

вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по

месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного

Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.,[8] в ведение собраний, сходов входило:

а) избрание органов общественной самодеятельности;

б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и

возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов;

в) избрание народных заседателей (районных) городских народных судов и

решение вопроса об их отзыве;

г) решении вопроса о самообложении сельского населения.

Принятый в 1991 г. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении

в Российской Федерации отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан

следующие вопросы:

избрание органов территориального общественного самоуправления

населения и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ деятельности органов территориального

общественного самоуправления населения по социально - экономическому

развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

решение других вопросов, относящихся к компетенции органов

территориального общественного самоуправления.

Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе

местного самоуправления был сделан Положением об основах организации

местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной

конституционной реформы, утвержденным Указом Президиума Российской

Федерации от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрания (сходы)

созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами

власти в городских и сельских населенных пунктах; то согласно упомянутому

Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с

населением до 5 тыс. человек, могли выступать непосредственными органами

населения и вместе с выборной главой местного самоуправления осуществлять

все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган

местного самоуправления не образовывался.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) собрания и сходы

граждан могут собираться на уровне муниципального образования для решения

вопросов местного значения. При этом порядок созыва и проведения собрания

(схода) граждан, принятие и изменение решений, пределы его компетенции

регулируются уставом муниципального образования в соответствии с законами

субъектов Российской Федерации.

С муниципальными выборами тесно связана такая форма прямого

волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа

местного самоуправления или выборного должностного лица. Под ним, как

правило понимается, установленная в законодательстве возможность досрочного

прекращения полномочий депутата или выборного должностного лица по

инициативе избирателей.

Действующая Конституция Российской Федерации не устанавливает каких -

либо положений о праве избирателей отзывать избранных ими депутатов.

Вместе с тем в Федеральном Законе «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) закреплено, что

уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов

Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением

депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного

должностного лица местного самоуправления.

В настоящее время во многих краях (Алтайский, Ставропольский и др.) и

областях (Белгородская, Воронежская, Калининская) приняты законы о порядке

отзыва избирателями депутата представительного органа местного

самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В них

достаточно подробно оговариваются основания, условия проведения и

процедуры отзыва, а также определяются его юридические

последствия.[9]Указанные выборные лица в соответствии с законами субъектов

Российской Федерации могут быть отозваны в случае, если они не оправдали

(утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих

обязанностей, требований Конституции Российской Федерации, Федерального

законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, устава

муниципального образования или совершения действий, порочащих звание

депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица.

Вместе с тем законодательство отдельных субъектов Российской Федерации

исключает институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного

самоуправления. При этом оно исходит из соображения того, что депутаты и

выборные должностные лица местного самоуправления представляют и

обеспечивают в своей деятельности интересы всего населения муниципального

образования, вследствие чего вряд ли правомерно ставить вопрос о досрочном

прекращении их полномочий по волеизъявлению избирателей. Ведь местное

самоуправление и его органы призваны обеспечивать в первую очередь именно

интересы населения, а не отдельной его части, выступающей в качестве

избирателей. Именно поэтому, по мнению Князева С. Д. и Хрусталева Е. Н.

Закон Приморского края от 1 ноября 1996 года «О статусе депутата

представительного органа местного самоуправления, выбранного должностного

лица местного самоуправления в Приморском крае» (ст. 3) не предусматривает

в числе оснований досрочного прекращения их полномочий институт отзыва в

качестве безусловного предписания, оставляя решение этого вопроса на

усмотрение уставов муниципального образования.[10]

Еще одной самостоятельной формой прямого волеизъявления граждан в

системе местного самоуправления является народная правотворческая

инициатива. Как предусмотрено в ст. 25 Федерального Закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

население самоуправляющихся территорий в соответствии с уставом

муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в

вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного

значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат

обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей

населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию

(обнародованию).

Важное значение в непосредственном осуществлении гражданами права на

местное самоуправление имеет закрепленная Конституцией Российской Федерации

(ст. 33) и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» (ст. 26) возможность обращаться

лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы

местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Обращения граждан носят различный характер, содержат неодинаковую

информацию, не совпадают по общественной направленности: могут содержать

как индивидуальные жалобы на нарушение прав и свобод, так и коллективные,

поднимающие вопросы, представляющие общественно значимый интерес.

Действующее законодательство практически не ограничивает возможности

граждан в выборе форм и способов его реализации. Это могут быть заявления,

предложения, жалобы, информационные письма.

Одной из форм участия населения в осуществлении местного

самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» определяет территориальное общественное

самоуправление как самоорганизацию граждан по месту их жительства на части

территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся

муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других

территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления

собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно

населением или через создаваемые им органы территориального общественного

самоуправления.

Приведенное определение территориального общественного самоуправления

позволяет взглянуть на эту категорию по крайней мере с двух позиций. Во-

первых, как составную и вполне самостоятельную часть местного

самоуправления, а во-вторых, как одну из форм непосредственного участия

населения в управлении местными делами. Ее отличительной особенностью

является участие населения в самоуправлении и решении вопросов местного

значения не на всей территории муниципального образования, а на какой-то

его части.

Являясь частью общей системы местного самоуправления в Российской

Федерации, система территориального общественного самоуправления включает в

себя: общи собрания (сходы) граждан, выборы, конференции граждан и другие

формы непосредственного волеизъявления граждан, органы территориального

общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных

комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы

самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц,

кварталов, домов).

Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27), наряду с предусмотренными

этим Законом формами участия населения в осуществлении местного

самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы)

граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы

местного самоуправления, территориальное общественное самоопределения),

граждане в праве участвовать в осуществлении местного самоуправления и в

других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации,

федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. К формам

непосредственной демократии, используемым гражданами в системе местного

самоуправления, которые служат выявлению общественного мнения и позволяют

соответствующим органам общественного самоуправления принимать решения с

учетом общественного мнения и интересов большинства населения, относятся:

обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов

местного самоуправления, опросы общественного мнения.

Важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к

актуальным проблемам социально-экономического и культурного развития,

вопросам охраны окружающей среды, требующим срочного решения, играют такие

общественные инициативы граждан, как митинги, демонстрации, шествия,

пикетирование и собрания. Право на проведение публичных мероприятий -

субъективное право граждан. Оно является важным элементом народовластия,

формой участия граждан в управлении делами государства как на

общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного

самоуправления.

-----------------------

[1] Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право. Учебное

пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.с.40

[2] Павлушкин А.В. Регулирование институтов непосредственной демократии в

уставах краев и областей//Журнал Российского права.-1997.-№12.с.69

[3] См.: Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь.

М.:1995. С.131

[4] Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

1991.№29. ст.1010

[5] Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право.Учебное

пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.с.44

[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.

Юрист, 1997. С. 134

[7] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. №49.

Ст.5497

[8] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. №36. Ст.1269

[9] Князев С. Д. Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. - Учебное

пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. с. 69

[10] Князев С. Д. Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. - Учебное

пособие Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. с. 69

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.