Рефераты. Экзамен

является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая

сумма, а единство, синтез этих частных процессов.

В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций

управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование,

организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация,

контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.

6. Системный подход

Организация рассматривается как открытая система, которая общается с

внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов

организации также представляет собой систему более низкого уровня.

7. Ситуационный подход

Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта

управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления.

Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого

приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях.

Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора

обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

Основные теории местного самоуправления

Историческая теория (ХIХ в.): обосновывает необходимость ограничения

вмешательства государства в дела общин. Поскольку общины исторически

предшествовали государству, которое возникло в результате их

объединения по экономическим и политическим причинам, то «родители»

должны оставаться независимыми от своего «дитя», лишь совместно с ним

решая проблемы, которые затрагивают и государство, и общины.

Государственная теория (ХIХ в. Немецкие ученые Л.Штейн, Р.Гнейст): органы

местного самоуправления по своей сути органы государственного

управления, их компетенция не имеет какой-либо «естественной» природы,

а целиком и полностью делегируется (создается и регулируется)

государством.

Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления

состоит в том, что оно осуществляется в порядке неосновной

деятельности представителей местного населения, обладающих авторитетом

среди последнего, деятели местного самоуправления «по определению» не

принадлежат к профессиональным чиновникам, они занимаются чисто

общественной деятельностью.

Хозяйственная теория: местное самоуправление - есть ничто иное, как

заведование делами местного хозяйства: собственные дела общины

являются делами общинного хозяйства, и самоуправление - это,

следовательно, управление общинным хозяйством. Определить контуры и

границы местного самоуправления, отделяющие его от государства -

значит определить, какие именно процессы, идущие на территории

локальной общины, имеют сугубо хозяйственный характер.

Билет 4. Государство, государственная власть и государственное управление

В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или

обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого

термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных

учреждений, т. е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-

правовой организации власти общества. В политологии распространено второе

определение. Государство понимается как организация политической власти,

которая распространяется на всю территорию страны и её население и

располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и

внешних проблем.

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в

его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

К внутренним относятся следующие:

- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование

экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики,

стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста,

регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика).

- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье,

поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально

незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным,

сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.).

- правовая - обеспечение законности и правопорядка;

- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка

политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев

населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-

собственника;

- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на

формирование условий для получения общедоступного общего и среднего

профессионального образования, а также условий для удовлетворения

культурных потребностей населения;

- экологическая - охрана природной среды.

К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на

международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и

интеграции с другими странами.

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в

себя систему государственного управления, институт президентства или

институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля,

органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности,

вооруженные силы, местные органы власти.

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти:

законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие

важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты

имеют разные названия, например в США - Конгресс, в России - Федеральное

Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и

осуществляющая повседневное управление страной (в России - это

Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная

осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим

органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и

другие суды).

Определение власти:

- силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

- волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже

вопреки сопротивлению;

- власть как влияние. Суть влияния заключается в способности

воздействовать на поведение других.

- инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать

ресурсы для достижения определенных целей;

- конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со

способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм

распределения дефицитных общественных ценностей;

- структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между

управляющим и управляемым.

Государственная власть

1. создает правовые рамки для деятельности всех субъектов отношений, в том

числе местных сообществ, органов местного самоуправления принимая законы и

иные правовые акты.

а) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации

местного самоуправления;

б) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации

о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному

законодательству;

2. определяет и гарантирует общегосударственные стандарты, тот минимум

благ, который вправе получать и требовать граждане данного государства.

3. обеспечивает государственный контроль за соблюдением общегосударственных

социальных стандартов, за реализацией закрепленных в законодательстве прав

физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Соответственно, государственная власть делится на федеральную и

региональную.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее

воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее

упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Билет 5. Тенденции развития современного государства

Для государственного развития современного мира характерны следующие черты:

1. усиление роли исполнительной власти;

2. демократизация избирательной системы;

3. возрастание роли государственного регулирования экономического и

социального развития;

4. рост интеграционных процессов.

Конечно, проявление этих тенденций развития государства в различных

регионах и странах имеет свою специфику.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.

В начале ХХ века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-

правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее

характерные черты эволюции современных либерально - демократических

государств.

Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд

основных тенденций этих изменений:

1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной

политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби,

стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с

целью принятия тех или иных решений.

2. Усиление исполнительной власти, централизация ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В ХХ в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой

заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура

претерпевает серьезные изменения.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе

нашли отражение во взаимосвязи высших исполнительных и законодательных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.