Рефераты. Экзамен

того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться.

Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так

и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства,

либо на соответствующих должностных лиц.

Билет 29. Государственное управление организациями

Формы организаций:

Частные организации являются формой закрепления отношений частной

собственности. Теоретический пример существования только данных образований

– идеальные модели обществ совершенной конкуренции. Совокупность такого

рода структур принято называть частным сектором.

Когда появляется потребность в общественных услугах, защите общественных

интересов, доля собственности (и соответствующих прав) частного сектора

передается государству, возникают организации с государственной

собственностью (государственный сектор).

Совместные структуры создаются при наличии коммерческого или

предпринимательского риска, который частный сектор не готов целиком взять

на себя. Инвестиции (или доля) государства в частные организации нередко

используется для их развития до состояния, когда они могут взять целиком

этот риск на себя.

Регулируемые государством частные фирмы обычно действуют в ситуации

монопольного производства продукта или услуги (или близкой к ней). В таких

случаях государство выступает в качестве защитника потребителей

монопольного продукта от возможного злоупотребления рыночной властью,

используя регуляторы в виде гарантий поставки продукта, вилки цен, пошлин,

налогов, тарифов, стандартов качества и т.п.

Частные организации с государственной инфраструктурой формируются в

условиях, когда последняя относительно хорошо налажена. Наиболее популярны

такого рода образования в сфере автотранспорта, авиаперевозок и т.п., когда

государство берет на себя обеспечение основного производства частной

компании необходимыми сопутствующими услугами или компонентами (например,

для авиаперевозки – аэропорты, подъездные пути и т.п.).

Названные типы организаций позволяют ввести три вида взаимоотношений

субъект–объект, характеризующих степень участия в них государства, и один

общий термин “менеджмент” для всех типов организаций. Во-первых, собственно

управление, когда государство выступает одновременно и как субъект, и как

объект (государственное управление). Во-вторых, вмешательство государства

как субъекта в управление объектами смешанной формы собственности

(частичное управление). В-третьих, регулирование государством деятельности

предпринимательских организаций, в которых доля государственной

собственности близка или равна нулю (косвенное управление). И, наконец,

термин “менеджмент” мы предлагаем сохранить для обозначения структуры и

процесса управленческих воздействий (функций) внутри организации любого

типа. Субъектом этого рода отношений является управляющий любого уровня

иерархии, объектом – любой иной член организации (в том числе и

неуправленец) или ее подразделение.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные

и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они

базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета,

разрешения и принуждения.

Основные инструменты государственного регулирования:

-фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и

налогов;

-денежная политика;

-политика регулирования доходов;

-социальная политика;

-государственное регулирование ценообразования;

- внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на

средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным

комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.

Основные экономические средства - это:

- регулирование учетной ставки ( дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком )

- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

-операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие

как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Билет 30. Государственная служба и государственный служащий

Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность

по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она

осуществляется на государственных должностях в аппарате органов

законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением

государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную.

Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:

1. Государственно-политический: реализация обязательств государства по

обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и

духовных потребностей людей.

2. Экономический: повышение эффективности государственного регулирования

экономики; осуществление от имени государства управления государственной

собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования

затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание

государственного аппарата.

3. Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его

органов; решение общегосударственных задач управления; практическое

осуществление функций государства; создание условий для связи

государственного аппарата с народом.

4. Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание

правовых условий для нормального функционирования государственного

аппарата.

5. Организационный: организационно-техническое обеспечение органов

государственной власти; профессионализация государственного аппарата,

организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования

состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение

структуры государственного аппарата в соответствие с задачами

государственной службы.

Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти.

Функции организации ГС можно рассматривать:

1. Как профессиональной деятельности: А) осуществление государственного

управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение,

координация, информация, контроль, стимулирование; Б) организация аппарата

на выполнение полномочий государственных органов; В) обеспечение

ответственности, дисциплинированности аппарата.

2. Как правового института: А) реализация законов государства; Б)

разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной

службе; В) соблюдение законодательства о государственной службе; Г)

регулирование правового статуса государственных служащих.

3. Как социального института: А) производство государственных социальных

услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация

интересов, прав и свобод граждан; Б) эффективное решение социальных задач

государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; В)

регулирование социального статуса государственных служащих.

4. Как публично-правового отношения государства и служащего: А) правовая и

социальная защита государственных служащих; Б) определение правовых правил

прохождения государственной службы: разработка правовых, нормативных актов,

устанавливающих государственно-служебные отношения; В) регулирование

численности и качественного состава государственной службы; Г) создание

условий для профессионального роста кадров аппарата.

Государственное управление представляет собой сознательное,

целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению

государственной власти (целей, задач и функций государства). Это

воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой

государственных органов, в основе которых лежит профессиональная

деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть

государственная служба.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного

управления:

выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и

политического развития страны; 2. подбор кадров, способных реализовать эту

стратегию; 3. создание организационных структур власти; 4. принятие решений

по важным оперативным вопросам жизни страны; 5. осуществление в целях

реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Государственный служащий: понятие и классификация:

Государственный служащий - гражданин РФ, состоящий на государственной

должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством

о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счёт

федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.

В зависимости от вида государственной власти в органах которой замещают

должности государственные служащие, можно различать работающих в:

- представительных органах;

- судебных органах;

- органах исполнительной власти;

- иных органах.

В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности

государственной службы подразделяются на следующие группы:

- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные должности (4-я группа);

- ведущие государственные должности (3-я группа);

- старшие государственные должности (2-я группа);

- младшие государственные должности (1-я группа).

В зависимости от характера объёма полномочий государственные служащие

подразделяются на следующие группы:

- представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять

юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять

меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их

подчинении (например, работники милиции);

- оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие,

выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в

качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);

- вспомогательные состав – государственные служащие, служебная деятельность

которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические

последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например,

технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные

совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).

Билет 31 . Муниципальная служба.

Муниципальная служба - процесс управления на муниципальном уровне, наиболее

приближён к гражданам. Государство передаёт свои функции на уровень МО на

определённый, длительный срок. Отношения государственной и муниципальной

службы строятся на законных основаниях, действуют на правовом уровне.

Муниципальная служба является одним из инструментов осуществления местного

самоуправления (МС).

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в

органах МС по исполнению их полномочий, не является выборной. Лица,

осуществляющие службу на должностях в органах МС являются муниципальными

служащими. Правовая регламентация МС определяется Уставами.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» устанавливают общие принципы

муниципальной службы и основы правого положения муниципальных служащих РФ.

Основные принципы:

- верховенство Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов над

иными правовыми актами;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного

действия;

- самостоятельности органов МС в пределах их полномочий;

- гласность и законность в деятельности муниципальной службы;

- профессионализм и компетентность муниципальной службы;

- ответственность МС за принимаемое решение, а также неисполнение,

ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- равный доступ гражданина к муниципальной службе в соответствии с их

способностями и профессиональной подготовкой;

- единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ,

а также учёт исторических и местных традиций;

- правовая и социальная защищённость муниципальных служащих;

- внепартийности муниципальных служащих;

- подконтрольность и ответственность перед населением МО.

Основные цели и задачи:

- обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человеку и

гражданину на территории МО;

- обеспечение самостоятельности решения населением местного значения;

- подготовка, принятие, исполнение и контроль за исполнением решений

(органами) в пределах полномочий органов МО;

- обеспечение охраны общественного порядка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.