Рефераты. Демографическая политика

седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление

программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти

программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери

и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий

коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году

до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о

начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в

отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер

семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется, прежде

всего, тем, что проведение демографической политики в Индии

наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов

индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной

части сельских жи-те-лей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в

большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и

социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку

непосредственно между женихом и невестой - как это примято на Западе -

весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство

браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить

передачу по наследству не только собственности, но и общественного

положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой

человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение

или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных

кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется помощью газет,

которые публикуют целые полосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году

эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964

млн. человек, а в 1988 году они подняли эту до 1042 млн.

человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а

затем 1446 млн. человек.

3. Пакистан

Второе место по темпам демографического роста (после КНР и Индии)

занимают Пакистан и Нигерия, население которых увеличится со 156 млн. до

345 млн. и со 112 млн. до 244 млн. человек соответственно. Это подтверждают

некоторые статьи, опубликованные в СМИ. Предлагаю некоторые из них.

Статья 1. «Пакистанская семья в городе Окара /провинция Пенджаб/ сдала в

приют своего восьмого, только что родившегося ребенка, поскольку не имеет

возможности не то что дать ему образование, но и просто прокормить,

сообщает газета "Доон". "Я получаю в месяц всего 2200 рупий /36 долларов/,

- рассказал глава семьи, - и мой сын обязательно умрет от голода, если о

нем не позаботятся хорошие люди".

Ислам не разрешает аборты, реклама противозачаточных средств в средствах

массовой информации запрещена. В Пакистане в среднем семья имеет 6 детей,

передает корреспондент РИА "Новости".

Медики и социальные работники пытаются вести пропагандистскую работу по

вопросам планирования семьи, однако, учитывая неграмотность и

консервативность основной массы населения, заметных успехов она не

приносит.

Население страны продолжает расти очень быстрым темпами - 2,2 проц в год

/более 3,5 млн. человек/. Пакистан в этом году занял 7 место в мире по

числу жителей - около 145 млн. /2,3 проц всего населения Земли/. При таких

скоростях к 2020 году в стране будет проживать 230 млн. граждан.

При этом по официальным данным, только 49 проц населения /независимые

эксперты называют 40 проц/»

Статья 2. «Задача снижения роста населения в Пакистане становится все более

насущной, заявил военный правитель страны генерал Первез Мушараф. Выступая

в Исламабаде на собрании по случаю Всемирного дня населения, П.Мушараф

охарактеризовал уровень демографического роста в Пакистане, по последним

данным составивший 2,2%, как "слишком высокий". По мнению генерала, этот

уровень необходимо снижать. Одновременно он подчеркнул, что первостепенная

задача правительства - экономическое развитие страны, поэтому жизненно

важно четко контролировать численность ее населения. В своем выступлении

П.Мушараф объявил также о введении ряда административных изменений. В

частности, речь идет о децентрализации программ по улучшению благосостояния

жителей страны и переводе этих программ на районный уровень. Журналисты

отмечают, что Пакистан, в котором

живет 137 млн. человек, занимает седьмое место в мире среди самых

"населенных" стран, сообщает Би-би-си».

В заключение хотелось бы отметить, что в целом программы планирования

семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль

в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не

могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько

градусов по шкале развития.

На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение

их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по

народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена

концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах

отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные

рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действии,

одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в

Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и

определяющим фактором человеческого прогресса утверждалось, что наиболее

эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-

экономического развития. Планирование населения может дать некоторые

результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала

основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей

Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только

экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на

международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные

страны могут навязывать Третьему миру свое видение его проблем. Возможно, у

них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими

темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять

многочисленному Третьему миру. Беспрецедентный рост населения в

развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в

мире. У промышленно развитых стран Запада нет желания увеличивать

экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных

стран.

3. Политика развитых стран

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится

исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование

рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации -

ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям,

пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за

ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви

(например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в

парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность

для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как

эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной

справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных

мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно

развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся

неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции,

Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не

имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.

3.1. Германия

Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г.

разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на

аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года

верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов «по

желанию» и ограничил право на них только «медицинскими показаниями» или

другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята

сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая

делится на три основные группы:

. Семейные пособия и надбавки;

. Пособия при родах;

. Жилищные льготы.

4. Политика России

Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в

1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население

страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный

возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное

поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная

демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование

рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой

ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых

условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в

государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух-

трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в

материально выгоднее однодетных.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской

Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России

отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с

одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений

почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в

младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном

возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности

женщин. Основные причины смерти – несчастные случаи, отравления и травмы,

болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях

ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя

продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9

лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин

составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является

проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание

предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в

области демографической политики являются:

. разработка основных направлений действий по реализации

демографической политики Российской Федерации на долгосрочную

перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции

демографической политики с учетом перспектив социально-экономического

развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

отдельных этнических групп населения и региональных особенностей

демографических процессов;

. разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по

охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению

артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию

онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и

борьбе со СПИДом и др.

. разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью

выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также

порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении

условий и охраны труда;

. разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и

наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о

населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга

исследований по формированию и корректировке демографической политики будет

иметь проводимая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения, а

также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность

воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение

учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной

жилищной политики, в том числе:

. поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима

благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

. содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья,

наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей,

находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

. учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных

условий, при определении размера помощи со стороны государства

(безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении

ипотечных кредитов и т.п.).

Естественная убыль населения России в 1999 г составила 4,8 человек на 10

тыс. граждан. Как передает ИТАР-ТАСС, такие данные привел сегодня, выступая

в Госдуме, министр труда и социального развития РФ Александр Починок.

Он сообщил, что в прошлом году численность российского населения снизилась

до 145,6 млн. человек. А.Починок отметил в целом неблагоприятную

демографическую тенденцию в стране. По прогнозам Госкомстата, если эта

тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн.

человек, к 2025 г - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на

26,1 млн. человек. Причем, уточнил министр, такие прогнозы рассчитывались

из учета положительного миграционного сальдо. Без учета этого фактора, по

словам А.Починка, к 2010 году население России может составить 121 млн.

человек, в результате чего страна с седьмого места в мире по численности

своих граждан опуститься на четырнадцатое.

Такая демографическая ситуация, по словам А.Починка, может привести "к

катастрофе" пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране. Для

предотвращения демографического кризиса нужны серьезные, последовательные

меры, сказал министр.

Правительством уже разработана концепция демографического развития РФ,

которая предусматривает выполнения ряда социальных программ, в частности,

по снижении уровня внезапной смертности, охране условий труда, борьбе с

туберкулезом и наркоманией. А.Починок также отметил, что для повышения

уровня рождаемости в стране необходимо значительно повысить социально-

экономический уровень жизни людей. "Для того чтобы сегодня семья рожали

детей, им необходима уверенность в завтрашнем дне", - сказал министр.

5. Заключение

Трудности в социально-экономическом развитии стран Третьего мира

способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е.

целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических

процессов. Этому содействовала позиция промышленно развитых стран Запада,

которые считают, что контроль над ростом населения является и необходимым

условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав

государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1990 г.

отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост

населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а

сохранение дутого баланса является приоритетом стран, поддерживающих

экономическое развитие.

Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и

стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа

демографического перехода. В частности, в пятой части всех стран, где

проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное

увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитие страны и

не требуется добиваться особый целей в этой сфере.

Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики,

не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится,

когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.

Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного

поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование

потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое

соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими,

административно-юридическими и социально-психологическими мерами.

Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что

демографическим процессам свойственна значительная инерционность,

определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.

Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику

демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через

поведение человека.

Примечания

При работе над рефератом были использованы различные материалы из

Интернета:

. Чужие работы с www.bankreferatov.ru

. Чужие работы с http://www.fem.ru/cgi-

bin/inf.cgi?id=01D61FC27FBD241F&t=ref/infd.html

. Электронные энциклопедии и справочники

. Виртуальные СМИ

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.