Рефераты. Бизнес-план и его финансовые аспекты

это вызывает доверие к фирме или компании.[12]

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость,

лаконичность, т. е. изложение только самого главного по каждому разделу

плана; доступность в изучении и понимании, т. е. бизнес-план должен быть

понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать

техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным,

пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального

инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики. В

традиционном для отечественного планирования технико-экономического

обоснования, оценке экономической эффективности проекта отводилось всего

несколько страниц. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно

планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным

маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического

обоснования, бизнес-план детально характеризует все аспекты будущего

предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а

также определяет способы решения этих проблем.

Среди отечественных ученых-специалистов методические разработки по

составлению бизнес-плана были сделаны Уткиным Э. А., которым была

определена структура бизнес-плана, его оформление, начиная с титульного

листа, разделы плана, а также тщательное описание содержания каждого

раздела бизнес-плана, а также в практической части бизнес-план предприятия

по производству керамического кирпича в Ставропольском крае.[11]

Тот же Уткин Э.А. в соавторстве с Кочетковой Л. И. излагают методику

составления бизнес-плана.[11]

На первое место они ставят определение личных целей бизнесмена. После

оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель.

Затем разрабатывается стратегия, которая представляет собой процесс

конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом

этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план

определенные коррективы, которые диктуют реальный ход событий.

Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных

тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план.

Надо отметить, что авторы предлагают различные структуры бизнес-плана.

Например, в ином варианте можно начать с принятия решений, т. к.

предпринимательство представляет собой, по сути, процесс принятия решений,

их реализации и оценки результатов. В таком варианте бизнес-план дает

основу для принятия рациональных решений, позволяет оформить и

анализировать интуитивные предложения.

При составлении бизнес-плана авторы предлагают различные варианты, в

зависимости от того, какую цель ставит перед собой фирма, компания или

предприятие. Если фирма преследует цель наиболее полно удовлетворить спрос

на ее продукцию или услуги с желаемой нормой прибыли и с учетом ряда

ограничений, определяемых внешней средой, которая представлена

конкурентами, потребителями и поставщиками, возможен такой вариант бизнес-

плана, по которому замысел формулируется в три этапа:

1) Установление целей.

2) Определение наиболее выгодной рыночной позиции для фирмы (ниши)

3) Разработку комплекса действий по достижению поставленных целей.

Таким образом, как видно из изложенного выше, варианты бизнес-плана могут

быть различными.

2.2. План-маркетинг в исследованиях Ф. Котлера

Особый интерес у любого экономиста представляет разработка и исследование

стратегического планирования и планирования на ближайшие периоды маркетинг-

плана, разработанное известными зарубежными экономистами: Котлером,

Амстронгом, Сондерсом, Вонг.

Почему представляет особый интерес маркетинг-план? Можно с уверенностью

сказать, что вся рыночная деятельность любой фирмы, в частности,

формирование всех разделов бизнес-плана, происходит на основе маркетинговых

исследований рынка, на базе широкомасштабного использования всего

колоссального потенциала.

Главное в маркетинге – двойной и взаимодополняющий подход. Например, для

авиакомпании «Камчатские Витязи», с одной стороны, это то, что вся

деятельность компании, в том числе и формирование ее программ обслуживания,

научно-техническое оснащение, капиталовложения, финансовые средства и

рабочая сила – должны основываться на глубоких и достоверных знаниях

потребительского спроса населения на услуги компании, на изменения этого

спроса.

С другой стороны, важно активное воздействие на рынок услуг и

существующий спрос населения в авиаполетах и транспортных перевозках, на

формирование потребностей и покупательских предпочтений этих услуг.

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов на

требования и пожелания потребителей.[23]

Если учесть, что настоящих специалистов по маркетингу на Камчатке не так

много, исследование в этом направлении Ф. Котлера и его соавторов очень

ценно, особенно в области планирования, т. к. в названном нами

фундаментальном труде очень ярко, доступно и красочно описано достижение

компании «Леви Страусс» по производству всем известных джинсов, без которых

немыслимо существование и российского обывателя. Ф. Котлер утверждает, что

компания смогла достигнуть такого головокружительного успеха на рынке

товаров благодаря умелому планированию маркетинга.

«Тщательное стратегическое и маркетинговое планирование превратило «Леви

Страусс» в сильную и прибыльную компанию, легко приспосабливающуюся к

меняющимся возможностям рынка. Несмотря на сужение внутреннего джинсового

рынка, «Леви Страусс» нашла способ увеличения прибыли, создав прочный

фундамент в своем основном бизнесе и соединив его с хорошо спланированным

развитием продукции на рынке. Как признал один из наблюдателей компании,

«Леви Страусс» пришла к выводу, что «при оптимальном сочетании

настойчивости и гибкости (при планировании новых товаров) завоевать новые

рынки, похоже, так же легко, как надеть новенькую пару настоящих (тертых)

джинсов».

Что же предлагает Ф. Котлер при составлении плана-маркетинга?

«Планирование заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит

к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективной

работы. Аргументы о бессмысленности планирования в условиях постоянных

изменений не выдерживают критики. Как раз наоборот – тщательное

планирование помогает компании предвещать изменения среды и оперативно

реагировать на них, а также быть всегда готовой к непредвиденным

обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он

составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательской

инициативы».[23]

По Ф. Котлеру, план-маркетинг состоит:

1) из годового плана, который представляет собой краткосрочный план,

описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год,

программу действий, бюджет и формы контроля;

2) из долгосрочного плана, который описывает основные факторы и силы,

которые будут влиять на организацию на протяжении нескольких последующих

лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии,

которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые

ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения

корректив в соответствии с происшедшими изменениями. Годовой и долгосрочный

планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее

осуществлении.

3) Из стратегического плана, который создается для того, чтобы помочь

компании использовать в своих интересах возможности в постоянно

изменяющейся среде.

Это процесс установления и сохранения соответствия между целями и

возможностями компании с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка

– с другой.

Ф. Котлер предлагает процесс планирования охватить в четыре этапа:

анализ, планирование, реализация и контроль. При планировании следует

обратить внимание на SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон,

возможностей и угроз).

Чем привлекательны научные изыскания Ф. Котлера, например, для

авиакомпании «Камчатские Витязи»:

Во-первых, чтобы легче и реалистичнее предположить, каким будет ее

бизнес. Например, авиакомпания «Камчатские Витязи» – это несложная, но

довольно эффективная организация с тщательным контролем издержек, иначе она

бы не продержалась на плаву столь внушительное время в условиях российского

рынка. Во-вторых, это авиакомпания, которая, если можно так выразиться,

использует в основном стратегию фокусирования, т. е. обслуживает четкую

категорию потребителей и имеет четкие маршруты. То есть авиакомпания

приспосабливает свои услуги к потребностям, за редким исключением,

постоянных клиентов. В третьих, необходимо в плане определить основные

угрозы и возможности, которые ожидают авиакомпанию в будущем. Это очень

важный раздел плана, назначение которого заранее предугадать события,

которые могут оказать влияние на деятельность авиакомпании. Для «Камчатских

витязей» главная возможность будущего – развитие иностранного туризма на

Камчатке и научные исследования в области вулканологии. В настоящее время

осуществлению этих возможностей препятствуют социально-экономические

условия региона Камчатки и России в целом.

Угроза может исходить от появления более конкурентоспособного противника

на рынке услуг по авиаперевозкам и более активного, подкрепленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.