Рефераты. Автоматизированные системы управления и бронирования в средствах размещения

заселять и выселять гостей, устанавливать и изменять тарифы, вести архив

событий и программными средствами анализировать текущее состояние и

динамику работы отеля.

Рассматривая гостиничное предприятие как совокупность функциональных

отделов, получим следующую структуру АСУ

В данный момент далеко не каждая система объединяет все эти модули в

одно целое. В связи с широким распространением специализированных

программных продуктов, сложностью разработки собственных

конкурентоспособных проектов или невостребованностью этих модулей большим

количеством клиентов, некоторые из составных частей АСУ не входят в

основной пакет и устанавливаются отдельно. Наиболее часто это касается

модуля бухгалтерии, ресторана (не всякая гостиница может им похвастаться) и

обеспечения дополнительных и часто нестандартных услуг, как-то: тарификация

телефонных разговоров, услуги платного телевидения, система электронных

платежей и т.п.

В качестве бухгалтерской системы используются в основном продукты

компании 1С, зарекомендовавшие себя как мощные, гибкие и легкие в

использовании инструменты ведения бухгалтерского учета.

Среди АСУ ресторана наиболее популярны отечественные разработки

TillyPad (компания Комплит, Санкт-Петербург, www.tillypad.ru), Магия

(компания ИВС, Москва, www.ivs-company.ru), Компас (Инкомсофт, Москва,

www.incomsoft.ru), R-keeper (UCS, Москва, www.ucs.ru), имеющие солидный

послужной список установок, в том числе в гостиницах. Указанные системы

ведут учет пакетов услуг питания, начисляют оплату за услуги ресторана на

счет гостя, контролируют питание гостей, проживающих с разными тарифами.

В случае предоставления средством размещения услуг связи полезно будет

установить программируемые АТС (Alcatel, Ericsson, Siemens, NEC, Definity,

Meridian, GDX, Bosch, Panasonic и другие). При наличии в АТС специального

программного обеспечения для гостиниц система может поддерживать функции

управления станцией: on-line тарификация звонков с одновременной проводкой

соответствующих сумм на счет гостя, отключения телефона в номере по

превышению депозита, а также дистанционная установка текущего состояния

номера (например, убран или нет) посредством набора соответствующего

цифрового кода на телефонном аппарате.

Среди систем контроля доступа к платным телеканалам известностью

пользуются General Satellite и GuestLink. Интегрировав их в АСУ гостиницы,

можно автоматически начислять стоимость просмотра платных телеканалов,

устанавливать и исключать возможность доступа к ним.

Все большей популярностью пользуются системы контроля доступа в номера

(электронные замки). Из наиболее известных систем в этой области можно

назвать американскую VingCard, шведскую Timelox , испанскую TESA,

итальянскую CISA. В качестве ключа может использоваться ключ-карта с

записанной на нее информацией гостя, генерируемая на рабочем месте службы

приема и размещения, клубная карта гостя или даже его собственная кредитная

карточка.

Обмен информацией между смежными элементами такой комплексной АСУ

может осуществляться на трех уровнях:

1. Отсутствие обмена как такового. Такая ситуация возможна в тех

случаях, когда та или иная гостиничная служба работает в сугубо

автономном режиме (например, телефонная связь или ресторан). В

условиях необходимости согласованности действий разных отделов для

повышения эффективности такой вариант встречается все реже.

2. Документальный обмен. Информация в этом случае поставляется в виде

стандартных бумажных отчетов, которые попросту отсылаются в

соседний отдел, где вручную вновь переводятся в электронный вид.

Несколько усовершенствованный вариант – обмен файлами через

внутрикорпоративную сеть с последующим переносом информации из них

в смежную АСУ.

3. Электронный обмен. Это наиболее удобный и оперативный уровень

обмена информацией между элементами комплексной системы

управления, однако необходимо, чтобы все они поддерживали

процедуры экспорта-импорта. В противном случае может понадобиться

согласованная работа программистов каждой из систем для интеграции

их в единый комплекс, что затребует дополнительных затрат.

Так или иначе, основой любой гостиничной АСУ является так называемая

PMS, или система управления номерным фондом. Она сосредотачивает в себе

информацию о его текущем состоянии, проживающих и ожидаемых гостях и их

счетах.

Условно всю информацию можно разделить на несколько функциональных

групп (непосредственное воплощение их в базах данных информационной

структуры каждой конкретной АСУ зависит от особенностей заказа и образа

мышления разработчика): данные по клиентам, по номерам, счетам гостей и

бронировании.

Структура базы данных клиентов (именно клиентов, а не гостей,

поскольку гость выехавший более гостем не является, но остается клиентом,

которого помнят и ждут) по сути повторяет пункты используемой при

регистрации карточки гостя, где заселяемый постоялец записывает свое имя,

адрес, телефон и тому подобное, и зависит от «аппетитов» администрации

средства размещения и законов страны. В некоторых случаях регистрация и

вовсе не обязательна, однако крупные гостиницы предпочитают вести обширную

базу данных для возможности проведения полноценных маркетинговых

исследований и последующих контактов с клиентами по случаю дня рождения,

профессионального праздника или начала сезона. В отдельных же странах

требуется не только вести регистрацию, но и обуславливается использование

регистрационных карт в качестве полицейских документов. Так, в Бразилии,

например, требуется не только сообщить свое имя, адрес и прочее, но и имена

родителей.

АСУ позволяют забыть о бумажной волоките с картами гостей, но имеют в

этой области один значительный минус – карты содержали подпись гостя,

являющуюся доказательством закрепления договора и обоюдных обязательств и

ответственности. Электронная версия часто не содержит такой функции, и

несмотря на долгую работу над технологией электронной подписи (в России

даже был принят соответствующий закон), компьютерный рынок так и не получил

достаточного развития в этой сфере.

Тем не менее, всегда стоит помнить о чувстве комфорта и безопасности

гостя и не загружать его требованиями заполнять длинные списки полей в

карточке. Это чувствительно ударит по нашему имиджу в глазах клиента и

снизит оперативность работы службы портье.

База данных номерного фонда является своего рода информационной картой

гостиницы. Она может включать в себя данные о нахождении гостевой комнаты в

пределах средства размещения, его типе, классе количестве комнат и койко-

мест, состоянии и наличии удобств, содержать описание номера, его

фотографии и фотографии вида из окна, примечания службы горничных или

инженерного отдела и обязательно стоимость. Иногда в гостиницах на стойке

портье можно увидеть дополнительный монитор для показа клиентам информации

о номере.

При желании можно установить абсолютный контроль за номерным фондом,

начиная от информации об уборке и заканчивая управлением его оборудованием

(телефон, телевизор, освещение, электроснабжение, проверка

работоспособности и прочее).

Важнейшим элементом PMS является модуль бронирования, облегчающий

процедуру регистрации брони. «На бумаге» список брони представляет собой

таблицу, столбцами которой являются даты, а строками – номера гостевых

комнат. В получившейся «шахматке» работник ставит отметки о бронировании

соответствующим номерам на запрошенные даты. В АСУ полноценный механизм

бронирования представляет собой инструмент базы данных, где программно

регистрируются новые брони, осуществляется поиск подходящих вариантов,

удовлетворяющих полученному запросу, изменение, удаление и другие функции

для работы с бронированием гостиничных услуг.

В качестве примера системы бронирования можно взять популярную АСУ

«Эдельвейс». План гостиницы здесь можно отобразить сразу в трех формах:

графически, по типам комнат и в виде таблицы резервирования.

Графический план наиболее нагляден. Каждый номер имеет в нем свое

отображение. Можно отображать на экране номера только одного типа. Любое

созданное резервирование появляется в виде цветной полоски, занимающей

строку конкретного номера и растянутую на заданное количество суток.

Специальные обозначения позволяют различать резервирования по статусам и

типам, а также видеть итоговые цифры по резервированиям и свободным номерам

на каждый день. Графический план позволяет легко создавать новые и

манипулировать существующими резервированиями.

План по типам комнат позволяет создавать резервирования в номера той

или иной категории без выделения конкретной гостевой комнаты. Здесь также

ведется статистика свободных номеров (мест), неразмещенных и временных

резервирований.

Таблица резервирований – мощный поисковый инструмент, позволяющий

легко выбирать группу резервирований, отвечающую тем или иным требованиям.

Существует также ряж фиксированных наборов параметров (так называемых

«масок»), которые наиболее часто используются менеджерами и рецепшионистами

– они выделены в отдельное меню.

Административный модуль, включающий в себя рабочие места директора и

маркетолога (нередко их рассматривают отдельно, но это скорее неправильно,

учитывая функциональную и технологическую схожесть), обычно строится на

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.