Рефераты. Антикризисное управление предприятием

3) коэффициента левериджа активов (он характеризует «финансовый рычаг», с

которым собственный капитал предприятия формирует активы, используемые в

его хозяйственной деятельности);

4) коэффициента оборачиваемости активов.

Если базовые параметры финансовой стратегии предприятия остаются

неизменными в предстоящем периоде, расчетный показатель будет оставлять

оптимальное значение возможного прироста объема реализации продукции. Любое

отклонение от этого оптимального значения будет или требовать

дополнительного привлечения финансовых ресурсов (нарушая финансовое

равновесие), или генерировать дополнительный объем этих ресурсов, не

обеспечивая эффективного их использования в операционном процессе.

Если же по условиям конъюнктуры товарного рынка предприятие не может выйти

на запланированный темп прироста объема реализации продукции или наоборот

может существенно его превысить, для обеспечения новой ступени финансового

равновесия предприятия в параметры его финансовой стратегии должны быть

внесены соответствующие коррективы (т.е. изменены значения отдельных

базовых финансовых показателей).

Таким образом, модель устойчивого экономического роста является регулятором

оптимальных темпов развития объема операционной деятельности (прироста

объема реализации продукции) или в обратном ее варианте — регулятором

основных параметров финансового развития предприятия (отражаемых системой

рассмотренных коэффициентов). Она позволяет закрепить достигнутое на

предыдущем этапе антикризисного управления предприятием финансовое

равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в

результате ускорения темпов устойчивого экономического роста предприятия

обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной

перспективе.

Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком

диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет

использования ее внутренних механизмов.

В системе стабилизационных мер и мер по антикризисному управлению,

направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния,

важная роль отводится его санации.

Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию).

Такая санация осуществляется при более тяжелых масштабах кризисного

финансового состояния предприятия и требует осуществления ряда

реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные

организационные формы его хозяйственной деятельности. Как правило, этот вид

санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого

предприятия.

Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию),

может носить следующие основные формы.

слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-

должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате такого

объединения предприятие-должник теряет свой самостоятельный юридический

статус. Различают: горизонтальное слияние, в процессе которого

объединяются предприятия одной отрасли; вертикальное слияние, которое

объединяет предприятия смежных отраслей (например, производителей и

потребителей сырья); конгломератное слияние, в процессе которого

объединяются предприятия, не связанные между собой ни отраслевыми, ни

технологическими особенностями. Для предприятия санатора побудительным

мотивом этой формы санации является обычно достигаемый эффект синергизма,

а для санируемого предприятия — возможность сохранения рабочих мест и

направленности производственной деятельности. В процессе слияния

предприятия консолидируют бухгалтерскую отчетность;

поглощение. Эта форма санации осуществляется путем приобретения

предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это является

одной из форм инвестиций — приобретение целостного имущественного

комплекса или основной части его активов). Для санатора эффект поглощения

также связан с синергизмом. Санируемое предприятие при поглощении обычно

теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может

сохраниться в виде дочернего предприятия;

разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий,

осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную)

деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет

существенного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата,

непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма

постоянных издержек, в связи с чем за счет эффекта операционного

левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь

точки безубыточности своей деятельности. Выделенные в процессе разделения

предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные

права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного

баланса;

преобразование в открытое акционерное общество. Такая форма санации,

осуществляемая по инициативе группы учредителей, позволяет существенно

расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода

из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием

такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями

минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

передача в аренду. Эта форма характерна в настоящее время для санирования

государственных предприятий, при которой они передаются в аренду членам

трудового коллектива. Условием осуществления такой формы санации является

принятие на себя коллективом арендаторов долгов санируемого предприятия.

Принципиально такая форма санации может быть использована и для

предприятий негосударственных форм собственности;

приватизация. В этой форме санируются государственные предприятия. В

настоящее время эта форма санации получила большое развитие. Условия и

формы приватизации государственных предприятий регулируются обширной

системой законодательных актов.

Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.

2.1. Модели восстановления платежеспособности.

В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в

кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе

экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной

макроэкономической политики.

В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация

экономики, осуществлена приватизация объектов государственной

собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля,

снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не

переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для

преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов

государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в

частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально

реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное

функционирование рыночного механизма.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого

кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства,

неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов

предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции,

неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис

сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин,

обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на

повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или

товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к

оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему

экономики в целом.

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса

предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди

причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:

неэффективное управление;

неразвитость маркетинговых, финансовых служб;

недостаточное планирование;

неудачу проникновения на ключевые рынки;

недостаточное обновление продукции;

ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;

низкие стимулы для сохранения ценных кадров;

нехватку управленческих информационных систем;

отсутствие своевременной внутренней отчетности;

недостаточную капитализацию доходов;

избыточный долг.

Среди внешних можно выделить следующие причины:

неразвитое законодательство;

нестабильная политическая ситуация;

отраслевые условия;

общие экономические условия;

проблемы с трудовыми ресурсами;

иностранная конкуренция;

изменение вкусов потребителей;

сокращающийся рынок;

разрыв экономических связей после распада СССР.

Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин

неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет

неплатежеспособным.

Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен

ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной

целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.